Принципы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Первое десятилетие XXI века ознаменовалось новым этапом реформы российского местного самоуправления – к этому времени уже основанного на общепризнанных демократических принципах, имевшего солидную теоретическую базу и сложившуюся практику. Вначале опиравшаяся на наработки правовой науки и эволюционные методы, реформа со временем всё более утрачивала планомерность и предсказуемость. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал примером нестабильной правовой материи, находящейся в состоянии непрерывной коррекции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….
3
1.
Понятие принципов местного самоуправления………………………………………..
5
2.
Классификация принципов местного самоуправления………………………………
7

Заключение……………………………………………………………………………….
14

Список использованных источников и литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Принципы местногосамоуправления.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….

 3

1.

Понятие принципов местного самоуправления………………………………………..

 5

2.

Классификация принципов  местного самоуправления………………………………

7

 

Заключение……………………………………………………………………………….

14

 

Список использованных источников и литературы………………………………….

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Первое десятилетие XXI века ознаменовалось новым этапом реформы российского местного самоуправления – к этому времени уже основанного на общепризнанных демократических принципах, имевшего солидную теоретическую базу и сложившуюся практику. Вначале опиравшаяся на наработки правовой науки и эволюционные методы, реформа со временем всё более утрачивала планомерность и предсказуемость. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал примером нестабильной правовой материи, находящейся в состоянии непрерывной коррекции.

Отдельные положения Закона приобрели на практике смысл, не имеющий  ничего общего с первоначальными  замыслами авторов концепции  реформы. Так, например, временные нормы, рассчитанные на применение исключительно  во вновь образованных муниципалитетах, т.е. на территориях, до реформы не обладавших статусом муниципального образования, практика распространила на уже существовавшие муниципальные образования, имевшие  собственную правовую базу, выборные органы, достаточный опыт работы. Следствием этого стали ограничения прав местного самоуправления, зачастую не имевшие разумного оправдания. При  этом ранее выработанные правовые подходы, в том числе сформулированные в актах Конституционного Суда РФ, игнорировались или объявлялись  устаревшими, не вписывающимися в новую  модель организации местного самоуправления, неприменимыми в «переходный  период» и т.п. Множественные судебные споры, возникшие на этой почве, не внесли необходимой ясности, пока не смогли сформировать логически непротиворечивую судебную практику.

Происходящее не могло  не привести к частичной утрате ориентиров в теории муниципального права, растерянности  среди специалистов. Доктринальные  основы местного самоуправления как  будто потеряли отчетливость очертаний. Стало возникать ощущение, что  правовая база российского местного самоуправления зависит лишь от произвольного  усмотрения политиков. Некоторые эксперты повели речь о провале муниципальной реформы и кризисе идеи местного самоуправления в России. Другая часть экспертов указывала на необходимость пережить переходный период, «смутное время» в теории и практике местного самоуправления.

Институт местного самоуправления в РФ является неотъемлемой частью общественно-политической и экономической  жизни страны. Между тем современный  этап становления местного самоуправления составляет не многим более десяти лет. Это обусловило отсутствие в  теории и практике единых воззрений  на местное самоуправление, его место  в системе властеотношений. Последнее  обстоятельство послужило основанием для выработки общих подходов государственной политики в области  местного самоуправления в России. Принятые в связи с этим Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 15 октября 1999г. № 1370 [3] провозгласили, что государственная политика по реформированию местной власти должна строится на принципах самоуправления. Таким образом, реализация конституционных принципов местного самоуправления приобрела особое значения в ходе отечественной муниципальной реформы.

Цель контрольной работы состоит в комплексном изучении и определении принципов местного самоуправления.

Задачи контрольной работы:

- раскрыть понятие принципов местного самоуправления;

- рассмотреть подходы к классификации принципов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие принципов  местного самоуправления

 

Принципы местного самоуправления составляют сущность явления и в  тоже время могут рассматриваться  с точки зрения субъективного  отношения к организации поведения  различных субъектов в процессе достижения определенных результатов.

Современные принципы местного самоуправления – это определенные идеи, которые выдвигаются (формулируются) политическими субъектами и получают свое нормативное правовое закрепление. Современные принципы местного самоуправления – это отражение политического выбора определенной модели развития местного самоуправления в России.

Анализ проблемы функций позволяет определить некоторые исходные методологические позиции. Bo-первых, при исследовании следует учитывать большое разнообразие функций субъектов местного самоуправления. Во-вторых, методологической исходной идеей в понимании функций самоуправления должна быть сущностная характеристика содержания понятия местного самоуправления. B-третьих, при анализе функций самоуправления необходимо учитывать специфику взаимодействия субъектов и объектов самоуправления, взаимосвязь их структур, особенности формирующих их объективных и субъективных элементов.

Первой посылкой в раскрытии  сущности функций может быть понимание  самоуправления как постоянного, целенаправленного, непосредственного воздействия  населения (непосредственно и через  определенную систему выборных и  иных органов) на общественные отношения  и процессы в муниципальном образовании. Второй существенной посылкой является понимание субъекта местного самоуправления как сложного организационного образования. Ведь с населением взаимодействует  целая система разнообразных  органов местного самоуправления и  их звеньев, и только в их совокупном, суммарном воздействии отражается управляющее влияние государства.

B диалектическом единстве эти посылки позволяют рассматривать функции местного самоуправления в самом общем виде как наиболее характерные, специфические по содержанию управляющие воздействия населения и органов местного самоуправления на общественные отношения и связи в муниципальном образовании. Есть основания разделить все функции на функции системы местного самоуправления а целом и функции отдельных органов и звеньев этой системы. Такое разграничение принципиально важно, поскольку оно позволяет выявить природу, структуру и различное предназначение функций системы как определенного социального целого и функций ee органов и звеньев. Функции системы являются отражением объективных закономерностей взаимодействия социально активного населения и органов местного самоуправления. Эти функции отличаются определенной устойчивостью, стабильностью, поскольку в них воплощается постоянство, объективная обусловленность самоуправления. Они олицетворяют взаимодействие субъектов и объектов местного самоуправления, указывающее на степень указанных взаимосвязей. Функции системы закрепляются и реализуются через функции ee органов и звеньев.

Принципы местного самоуправления как разновидности социальной деятельности могут быть выражены в правовой форме. Правовые нормы, закрепляющие эти принципы, занимают особое место в структуре  муниципального права, являясь основными  началами соответствующей отрасли. Диссертантом отмечается, что в литературе по муниципальному праву не уделяется  должного внимания принципам муниципального права. В ряде работ o принципах муниципального права либо вообще не упоминается [3], либо имеет место отождествление понятий «принципы местного самоуправления» и «принципы муниципального права» [4]. B связи с этим при определении категории «принцип муниципального права» следует обратиться к общетеоретическим подходам в определении понятия принципов права.

Наиболее точным является определение профессора C. С. Алексеева, который под принципами права понимает «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни» [5].

        Используя общетеоретические подходы, под принципами муниципального права следует понимать основополагающие нормативно-руководящие начала, характеризующие закрепленные в муниципальном праве объективно существующие закономерности в системе местного самоуправления и применяемые в деятельности населения, a также формируемых им органов по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования.

 

2. Классификация принципов местного самоуправления

 

B различных законодательных актах встречаются понятия «общие», «основные» принципы, «общие начала» организации местного самоуправления. Перечень принципов, акценты в их определениях могут несколько варьироваться в зависимости от целей исследования, критериев приоритета и т.п. Главное - в степени обобщенности выраженных в принципах идей и, соответственно, в возможных вариантах правовых механизмов, устанавливаемых для их реализации законодателем на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Поэтому показателен тот факт, что Конституция РФ, помимо ряда статей и целой главы (гл.8), посвященных местному самоуправлению, содержит норму, предусматривающую установление «общих принципов организации местного самоуправления». Эта норма свидетельствует o необходимости иметь дополнительно к конституционному регулированию Федеральный закон, содержащий комплекс правовых механизмов, гарантирующих реализацию конституционного статуса местного самоуправления в условиях становления России как демократического федеративного правового государства. Поэтому «общие принципы» суть не только коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им органов.

 «Общие   принципы»   относятся    и    к федеральным  органам, и к органам государственной  власти субъектов Федерации, поскольку  местное самоуправление как институт  публичной власти возникает, формируется  и реализует свои функции в  «системе координат» всех существующих  в Российской Федерации властеотношений.  Исходя из изложенного можно дать  следующее определение понятия «общие принципы организации местного самоуправления»: это закрепленные в нормах Конституции РФ, федерального закона и определяющие демократическую организацию местного самоуправления как института публичной власти требования, соблюдение которых является обязательным дня федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, населения и образуемых им органов местного самоуправления в целях реализации равного права граждан РФ на местное самоуправление, обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения на территориях муниципальных образований в соответствии c законодательством РФ и субъектов РФ, a также в соответствии с уставами муниципальных образований.

«Общие принципы» организации  местного самоуправления составляют «правовой  каркас» демократической концепции  местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права  граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают. Таким образом, понятие «общие принципы»  означает не только основные принципы, но и принципы единые для всех территорий Федерации. Это подтверждается установлениями п.2 ст. 72 Конституции РФ, согласно которой  положения этой статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Казалось бы, такая обязательность достаточно очевидна и не нуждается  в аргументации. Однако, как уже  отмечалось, практика исполнения Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» говорит об обратном: не только продолжает сохраняться законодательство субъектов Федерации, противоречащее Федеральному закону, но и принимаются новые законы, нарушающие «общие принципы» организации местного самоуправления.

 «Общие принципы» в  совокупности должны отражать  не только сущность местного  самоуправления как структурно-функционального  явления российской государственности,  как своеобразной формы организации  публичной власти, но и ee институциональные особенности. Лишь в этом случае будет обеспечиваться выполнение возлагаемой Конституцией РФ на органы местного самоуправления функции - осуществлять власть народа (п. 2 ст. 3), будучи самостоятельными в пределах своих полномочий и не входя в систему органов государственной власти (ст. 2).

К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность  решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной  власти в осуществлении общих  задач и функций; в) сочетание  представительной демократии с формами  прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его  полномочиям; д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и деятельности местного самоуправления; и) гласность деятельности местного самоуправления; к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; л) государственная гарантия местного самоуправления.

Информация о работе Принципы местного самоуправления в Российской Федерации