Понятие государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Содержание

1. Понятие государственной службы.

2. Система правовых актов о государственной службе.

3. Понятие и виды государственных служащих.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

онятие государственной службы и ее виды.docx

— 40.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 

1. Понятие государственной службы.

2. Система правовых актов о государственной службе.

3. Понятие и виды государственных служащих.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие государственной  службы.

       В законодательстве и специальной  литературе отсутствует  однозначное,  а следовательно, общепринятое понятие государственной  службы.  В  специальной литературе чаще  всего  оно  определяется  на  основе  действующих  правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

       а)   разновидность   труда   работников   государственных   организаций, являющихся государственными служащими;

       б) неотъемлемое свойство государства.

       Государственная  служба   понимается   в   широком   и   узком   смысле.

       Государственная служба в широком  смысле  сводится  к  выполнению  служащими своих  обязанностей  (работы)  в  государственных  организациях:  в  органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях,  иных  организациях; в  узком  смысле  —  это   выполнение   служащими   своих   обязанностей   в государственных органах.

       Государственная служба осуществляется на  профессиональной  основе.  Это обусловлено  необходимостью  непрерывного,  преемственного  и  компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

       Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых  норм, регламентирующих правовой  статус  государственных  служащих,  в  том  числе условия и порядок  прохождения  государственной  службы,  виды  поощрений  и ответственности   служащих,   основания   прекращения   и   другие   вопросы государственной службы, образуют правовой институт  государственной  службы.

       В него входят нормы конституционного, трудового,  гражданского,  финансового и других отраслей права.  Административно-правовые  нормы,  регламентирующие вопросы  государственной  службы,  составляют  часть   этого   института   и самостоятельный институт административного права.

       Административное  право   обслуживает   прежде   всего   государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус  главным  образом государственных служащих системы государственного управления.

       Специфическая концепция государственной службы  положена  основу  Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной  службы Российской   Федерации»  (далее    Закон    Российской    Федерации    о государственной службе). В трактовке этого Закона  она  под  государственной службой понимается профессиональная деятельность по  обеспечению  исполнения полномочий  государственных  органов.  При  этом  к  государственной  службе относится   исполнение   должностных   обязанностей   лицами,    замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в  самом законе. То  есть,  не  все  лица,  занимающие  должности  в  государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к  государственной  службе.  Под этим углом зрения должности  в  государственных  органах  подразделяются  на государственные    и     негосударственные     должности.     Разновидностью государственных являются государственные должности государственной службы.

       Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

       К категории «А»  относятся  государственные  должности,  устанавливаемые Конституцией Российской  Федерации,  федеральными  законами,  конституциями, уставами субъектов Российской  Федерации  для  непосредственного  исполнения полномочий государственных органов Президент  и  Председатель  Правительства Российской Федерации, министры и др.).

       К категории  «Б»  относятся  государственные  должности,  учреждаемые  в соответствии с законодательством Российской  Федерации  для  посредственного обеспечения  исполнения  полномочий  лицами,   замещающими   государственные должности вышеуказанной категории.

       К  категории  «В»  относятся  должности,  учреждаемые   государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

       Должности  категорий  «Б»  и  «В»  образуют  государственные   должности государственной  службы,  с  понятием  которой   и   связывается   служебная деятельность лиц,  замещающих  такие  должности.  Государственные  должности категории «А» не  признаются  государственными  должностями  государственной службы, следовательно, деятельность лиц,  занимающих  их,  по  осуществлению полномочий    соответствующих    органов,    не    охватывается     понятием государственной службы.

       Уяснение  данного обстоятельства имеет принципиальное значение,  ибо  оно указывает на то, что действие закона об основах  государственной  службы  не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они,  с  точки зрения этого  закона,  не  являются  государственными  служащими.  Одним  из подтверждений этого может служить, то,  что  депутаты  Государственной  Думы занимают  должности  категории  «А»,  но  они   не   могут   находиться   на государственной службе (п. 3 ст. 97  Конституции  Российской  Федерации)  и, следовательно не являются государственными служащими.

       Представляется, что такое решение вопроса с депутатами следует отнести к особому случаю. Что касается  других  лиц,  занимающих  должности  категории «А», то они являются государственными служащими, и  их  статус  должен  быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

       Перечень  государственных  должностей   и   государственных   должностей государственной  службы  дается  соответственно  в  Реестре  государственных должностей  Российской  федерации  и,  являющимся   его.   частью,   Реестре государственных должностей государственной службы  Российской  Федерации.  К последнему прилагаются  перечень  специализаций  государственных  должностей государственной  службы  и   квалификационные   требования   к   лицам,   их замещающим.

       К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.

       В Законе об  основах  государственной  службы  имеется  неопределенность относительно того, в каких органах  учреждаются  государственные  службы.  В нем  сказано  —  «в  федеральных  органах  государственной  власти,  органах государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также  в  иных государственных  органах,   образуемых   в   соответствии   с   Конституцией Российской Федерации». Во-первых, не  все  государственные  органы  являются органами  исполнительной  власти;  во-вторых,  необходимо  уточнить,   какие государственные органы подразумеваются  под  «иными».  Несомненно,  что  ими являются   территориальные   органы,   создаваемые   федеральными   органами исполнительной власти для  осуществления  своих  полномочий  (п.  1  ст.  78 Конституции РФ).

       Администрация  Президента  Российской  Федерации.  При  всех  различиях  во взглядах  на   ее   организационно-правовую   природу,   здесь   учреждаются государственные должности, не входящие в  категорию  «А».  Хотя  Конституция Российской  Федерации  в  прямой  форме   не   предусматривает   образование Центральной избирательной комиссии  Российской  федерации,  в  ее  структуре также имеются государственные должности.

       Закон Российской Федерации об основах  государственной службы  умалчивает об «иных государственных органах» субъектов  Российской  Федерации,  имеющих законные основания для образования их и  учреждения  в  них  государственных должностей.

       Таким образом по букве и смыслу Закона об основах государственной службы государственную  службу  осуществляет  юридически  ограниченный  круг   лиц: только те лица, которые замещают государственные  должности  государственной службы.

       За  этот круг  выведены  лица,  реально  концентрирующие  в  своих  руках власть, определенную компетенцией соответствующих органе  («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательное-технические функции. Это означает  также, что деятельность  служащих  в  соответствии  с  занимаемыми  должностями  на государственных предприятиях,  государственных  учреждениях  и  организациях данный закон не рассматривает как государственную службу.

       Однако  Закон  об  основах  государственной  службы  не  является  актом, содержащим   универсальную   трактовку   понятия   государственной    службы исключающим  иные  аспекты  раскрытия  этого понятия.   Например,   Законом Российской Федерации от 11 февраля  1993  года  «О  воинской  обязанности  и военной службе» военная служба определяется «как особый вид  государственной службы в Вооруженных Силах Российской  Федерации,  других  войсках,  органах внешней разведки  федеральных  органах  государственной  безопасности».  Для такого понимания государственной  службы  имеются  объективные  предпосылки, заключающиеся  прежде   всего   в   целях,   характере   задач   и   статусе военнослужащих, призванных их выполнять. 
 

          
 
 
 
 
 
 

       2. Система правовых актов о государственной службе.

       В Российской Федерации нет правового  акта, который регулировал  бы  весь комплекс основных вопросов  государственной  службы.  Она  осуществляется  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конституциями  республик, иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. К ним относятся Закон об основах государственной службы, Кодекс законов о труде РСФСР.

       Специальными  правовыми актами  и  нормами  регулируются  многие  вопросы государственной службы в военизированных  и  правоохранительных  органах,  а также  в  органах,  работники  которых   в   силу   служебных   обязанностей соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий,  учреждений и  организаций,  осуществляют   специальные   контрольно-надзорные   функции (транспорта,  связи,  различных инспекций и   др.).   Например,   законами Российской Федерации от 11 февраля  1993  года  «О  воинской  обязанности  и военной службе» , от 22 января 1993 года «О  статусе военнослужащих», от  24  июня  1993  года  «О  федеральных  органах  налоговой   полиции»; Положением о прохождении  службы  в  органах  налоговой  полиции  Российской Федерации,  утвержденным   постановлением   Верховного   Совета   Российской Федерации от 20 мая 1993 года, Положением о службе в органах внутренних дел Российской  Федерации,  утвержденным  постановлением  Верховного  Совета Российской Федерации от  23  декабря  1992  года  и  др.  В различных правовых  актах  предусматриваются  особенности  государственной  службы   в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

       Отношение конституций и  уставов  соответствующих  субъектов  Российской Федерации к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С  этой точки зрения можно сгруппировать Конституции и уставы, которые:

       а) содержат отдельные главы, посвященные  государственной службе  данного субъекта  Российской  Федерации.  Например,  уставы  Липецкой,   Курганской, Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении  является уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются  вопросы,  касающиеся понятия  и  организации  государственной  службы;  понятия  государственного служащего  области,  ответственности  и  ограничения  прав   государственных служащих, гарантий осуществления ими прав;

       б) относят государственную службу субъекта Российской  федерации  к  его ведению (см., например, п. «о» ст. 37 Устава Ставропольского  края,  п.  «л» ст. 5 Устава Иркутской области);

       в) ограничиваются  отнесением  к  ведению  данного  субъекта  Российской Федерации учреждение его наград и  почетных  званий  и  иных  мер  поощрения (см., например, п. 19, ст. 81 Конституции Республики Дагестан,  п.  «к» ст. 22 Устава Оренбургской  области).  Нередко прямое  указание  на  этот  счет отсутствует, но такое  полномочие  вытекает  из  компетенции  тех  или  иных органов и глав субъектов Российской Федерации, глав их администраций.

       Но  конституции и  уставы  субъектов  Российской  Федерации  являются  не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной  службы.

       Субъекты  вправе регулировать их с помощью  других  правовых  актов.  В  ряде субъектов уже приняты законы о государственной службе.

       В систему правовых  актов  о  государственной  службе  входят  уставы  и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и  сфер  государственной деятельности;  положения  о  конкретных   органах   и   их   подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или  иных  их  должностных  лиц;  должностные инструкции и др.

       Как   правило,   специальные   правовые   акты,   касающиеся    вопросов государственной  службы,  распространяют  свое  действие   на   определенные категории государственных служащих. 
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие государственной службы