Нормативные акты органов и должностных лиц в РФ. Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...............
ВОПРОС 1. Нормативные акты органов и должностных лиц в РФ……..
Понятие и виды нормативных актов………………………………………...
Опубликование и вступление в силу нормативных актов………………....


ВОПРОС 2. Антимонопольная политика государства
Монополия: понятие, сущность и виды……………………………………
Роль государства в регулировании рыночной экономики……….………
Система антимонопольных органов и порядок их формирования
Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………
Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов……………………………………………………………………….
Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………...
Заключение………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...............

  1. ВОПРОС 1.  Нормативные акты органов и должностных лиц в РФ……..
    1. Понятие и виды нормативных актов………………………………………...
    2. Опубликование и вступление в силу нормативных актов………………....
 
 
  1. ВОПРОС 2.  Антимонопольная  политика государства
    1. Монополия: понятие, сущность и виды……………………………………
    2. Роль государства в регулировании рыночной экономики……….………
    3. Система антимонопольных органов и порядок их формирования
    1.  Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………
    1.  Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов……………………………………………………………………….
    2. Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………...

Заключение………………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

           Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

            Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

            Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

      Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

      Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства.  Хорошо продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию  экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВОПРОС 1.  Нормативные  акты органов и  должностных лиц  в РФ

                    

        1. Понятие и виды нормативных актов

          Нормативный акт - это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права.

         Пример. Инструкция Банка России от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" является нормативным актом, а решение Центрального Банка о выдаче лицензии конкретному банку - индивидуальным.

         Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

         Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации.

         К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

        Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции РФ и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

        Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами.

         Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, а также Центральный банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и Постановлениями Правительства РФ.

          Пример. Согласно ст.4 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

          Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин "законодательство" применяется как правило ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин "подзаконный акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.

     

        2.2. Опубликование и вступление в силу нормативных актов

          Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов урегулирован Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания". Согласно нормам закона на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания, которые официально опубликованы.

          Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом России и публикуются в официальной печати. Существует сложная процедура принятия и отклонения законов, подробно изложенная в Конституции Российской Федерации.

          Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если, конечно, в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.

           Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен в настоящее время Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

           Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением тех указов, распоряжений, постановлений или их отдельных пунктов, которые содержат сведения, являющиеся государственной тайной. Официальным опубликованием актов Президента и Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации", а также распространение их в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

           Акты президента и правительства вступают в силу одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Президента и Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

         Порядок опубликования и вступления в силу актов министерств и ведомств также определен в настоящее время Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, в соответствии с которым ведомственные нормативные акты (акты федеральных органов исполнительной власти) разделены на две большие группы: акты, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции РФ, и акты, не требующие такой регистрации.

Согласно п.8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 обязательной государственной регистрации  в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус организаций или  имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных  их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

           В течение десяти дней после дня регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

          Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке (в том случае, когда регистрация и опубликование являются обязательными), не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя также ссылаться при разрешении споров в судах.

           Нормативные акты Центрального банка имеют особый порядок опубликования и вступления в силу. Поскольку Центральный банк РФ не относится к федеральным органам исполнительной власти, то следовательно на него не распространяется Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763.

          Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов ЦБ РФ определен в настоящее время Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", действующим в новой редакции от 26 апреля 1995 г. (Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" с изменениями). Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Все нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных советом директоров ЦБ РФ. Кроме того, нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть также зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нормативные акты органов и должностных лиц в РФ. Антимонопольная политика государства