Местный референдум: порядок назначения и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

Содержание

1) Местный референдум: порядок назначения и проведения:
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Понятие, общая характеристика референдума……………………….………4
2.Врпросы местного референдума……………………………………………….5
3. Назначение и проведение местного референдума…..................................….7
4. Итоги референдума……………………………………………………...……10
Заключение……………………………………………………………………….12
2) Какие вопросы регулируются в Уставе муниципального образования (ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131?.......13
Список литературы………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

муниципальное право.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

                                               Содержание

 

 

1) Местный референдум: порядок назначения и проведения:

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Понятие, общая характеристика референдума……………………….………4

2.Врпросы местного референдума……………………………………………….5

3. Назначение и проведение местного референдума…..................................….7

4. Итоги референдума……………………………………………………...……10

Заключение……………………………………………………………………….12

2) Какие вопросы регулируются в Уставе муниципального образования (ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131?.......13

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Местный референдум: порядок назначения и проведения

Введение

 

За последнее десятилетие в  Российской Федерации произошли  значительные изменения в государственной  и общественной жизни, которые вызвали  необходимость изменений в системе  законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума.

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

Актуальность рассматриваемой темы. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему  должно предшествовать свободное и  всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса.

Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия референдума.

Объектом данного исследования является референдум в целом.

Предметом данной контрольной работы является местный референдум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, общая характеристика  референдума

 

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации [4, С.44].

В Конституции Российской Федерации  закреплено: "Граждане Российской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" (ч.2 ст.32).

Право на участие в референдуме, как и активное избирательное  право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации.

 Гражданин Российской Федерации  участвует в референдуме на  основе принципа свободы и  добровольности. Он сам решает, принять  участие в голосовании или  нет, сам определяет свою волю  при голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Юридическая сила решения, принятого  на референдуме, связана, во-первых, с  тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Вследствие этого решение референдума  Российской Федерации общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Во- вторых, юридическая сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесен на референдум, от положения этого закона в иерархии нормативных правовых актов, выстроенной в Российской Федерации с учетом федеративных принципов. Так, в отличие от референдума Российской Федерации, решения, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствие признания их недействительными в судебном порядке [5, С.109].

Одним из важнейших оснований для  того, чтобы суд отменил соответствующие  решения, может служить то, что  решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации (п.4 и 5 ст.61 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях…").

2. Вопросы местного референдума

 

На местный референдум могут  быть вынесены только вопросы местного значения .

Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и  гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

К вопросам, выносимым на местный  референдум, предъявляются следующие  требования:

вопросы, выносимые  на местный референдум не должны противоречить федеральным законам;

вопросы, выносимые  на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;

указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования;

вопрос, выносимый  на референдум, должен быть сформулирован  так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ [6, С110].

К голосованию на местном референдуме допускаются лица, внесенные в списки участников референдума. Основанием включения лиц в список участников референдума являются следующие юридические факты:

1) гражданство  РФ;

2) достижение 18-летнего возраста;

3) постоянное  проживание на территории муниципального образования.

В соответствии с действующим законодательством  к участию в местном референдуме  не допускаются лица, удовлетворяющие  вышеназванным требованиям, но:

- признанные в установленном законом порядке недееспособными;

- находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда [6, С.113].

Законодательство субъектов РФ в соответствии с федеральным  законодательством устанавливает  ряд обстоятельств, при котором  местный референдум не проводится:

- в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в городе Москве, и в течение 13 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;

- повторный референдум с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса - в течение года после опубликования результатов голосования на референдуме .

На местный референдум могут  быть вынесены вопросы, находящиеся  в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

Так, помимо изменения границ муниципального образования, определения структуры  органов местного самоуправления, в  уставах муниципальных образований часто приводится перечень конкретных вопросов, имеющих важное значение для социально-экономического развития местного сообщества, требующих значительных финансовых затрат или могущих вызвать обострение экологической обстановки, а также другие вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения проживающего на территории муниципального образования, которые должны решаться только на референдуме [6, С.89].

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» чётко определил круг вопросов, которые не могут выноситься на местный референдум по аналогии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», закрепляющим похожий круг вопросов государственного уровня [7.Ст.12].

На местный референдум не могут  быть вынесены вопросы:

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

- о формировании состава органов местного самоуправления, о персональном составе органов местного самоуправления;

об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

о принятии чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и  безопасности населения;

На местный референдум не могут  также быть вынесены вопросы, не находящиеся  в ведении соответствующего муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     3. Назначение и проведение местного референдума

 

В субъектах Российской Федерации законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки и проведения референдумов, закрепляется в Уставах областей, краев и т.д., а также в отдельных законах.

В муниципальных образованиях регулирование  местного референдума происходит Уставами муниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуру подготовки и проведения референдума муниципального образования. Например, в Уставе города Новокузнецк от 08.07.2005 г. говорится: в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Порядок назначения и проведения местного референдума, по его результатом  принятия и изменений решений  устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должны соответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органа государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например, о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например, изменения границ данного муниципального образования) [98,3].

Решения, принимаемые местными референдумами, действуют на территориях соответствующих муниципальных образований.

Решение о проведении местного референдума  принимается представительным органом  местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. В случае если представительный орган местного самоуправления отсутствует, решение о проведении местного референдума принимается главой муниципального образования. В решении о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопрос референдума или проект выносимого на местный референдум решения, нормативного правового акта. Орган, уполномоченный назначить местный референдум, принимает решение о назначении местного референдума не позднее 7 дней после представления ему документов, необходимых для назначения местного референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Решение о назначении референдума  принимается:

- по инициативе, выдвинутой гражданами города, имеющими право на участие в местном референдуме;

- по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

- по инициативе Главы города и городской Думы, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума  по инициативе граждан, избирательных  объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку  данной инициативы, количество которых  должно составлять 7 процентов от числа  участников референдума, зарегистрированных на территории города в соответствии с федеральным законом.

Если инициатором проведения местного референдума выступает общественное объединение, руководящий орган  его регионального отделения  или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая Главой города и городской  Думой, оформляется постановлением Главы города и решением городской  Думы.

Решение об инициативе проведения местного референдума принимается на собрании избирателей, имеющих право на участие  в местном референдуме в количестве не менее 100 человек.

Инициатор (инициаторы) проведения собрания информирует (информируют) граждан, проживающих на территории города, о намерении провести собрание, на котором образовать инициативную группу по проведению местного референдума, путем опубликования.

Местный референдум назначается только на календарный выходной день, но не на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее шести дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Информация о работе Местный референдум: порядок назначения и проведения