Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, могу сказать, что я в данном реферате попытаюсь раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы. А также ставлю перед собой цель проанализировать основные проблемы становления и развития местного самоуправления в России.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Введение.

 

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают  развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают  использование потенциала самоорганизации  и  самоуправления  населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством  вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование  посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов  хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать  и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества  дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Формирование всех систем муниципального управления связано с двумя основными общественными проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее  взаимосвязями с различными  городскими и сельскими общинами, с местным населением различных видов поселения. В классовом  обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов  в интересах местного населения и самими населением в различных  органиционно-правовых формах. Местное самоуправление- это автономная деятельность самоорганизовавшегося  населения.

Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление, но и устраивает конституционных принцип- норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления. Не обладают  такими полномочиями и государственные должностные лица.(Конституция РФ ст.12; “Об общих принципах местного самоуправления в РФ Закон РФ, Статья 14 п.4 )

Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение его финансовой и иной  автономии и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяет этому важнейшему политическому институту ускорить формирование  и развитие гражданского общества в России, повышение жизненного уровня  народа, качества его жизни, и, что очень важно еще, сблизить государственную власть с народом.

Исходя из всего вышесказанного, могу сказать, что я в данном реферате попытаюсь раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы. А также ставлю перед собой цель проанализировать основные проблемы становления и развития местного самоуправления в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История местного самоуправления.

 

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в нас­тоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в пе­риоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем прос­ледить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу, суть которой заключается в понимании местного са­моуправления не как специфического публично-пра­вового института, обладающего рядом формальных юридических признаков и поэтому производного ис­ключительно от государства, его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естествен­ной формы самоорганизации населения с целью непо­средственного управления общественными, и, прежде всего производственными, процессами.

     Предложенная концепция до бесконечно­сти раздвигает границы понятия местного самоуправления. В него включаются общественное, территори­альное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.             

     Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:

     Первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную.

    Второй период свя­зан с образованием и развитием государства и приня­тием христианства на Руси.

Этапы формирования местного самоуправления в России:

       Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении об­щинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное  же само­управление зарождается там и тогда, где и когда появ­ляются союзы общин, объединившихся на основе эко­номических и политических интересов на определен­ной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.  

       Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с приня­тия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII в.. В это время местное самоуправление в России су­ществовало в форме производственных и территори­альных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несе­ния повинностей, принимали непосредственное учас­тие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищест­ва, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления. 

       Местное само­управление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капита­лизма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.

       Местное государственное управ­ление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России. Нельзя говорить, что в нашей стране местное самоуправление по решению государства было упразднено с 1917 по 1990 г. Ни в одном, даже самом централизо­ванном, государстве не могут быть полностью сведе­ны на нет все формы самоорганизации населения. Общест­венное территориальное самоуправление фактически действовало на территории нашей страны в данный период, причем в самых разнообразных фор­мах. По-видимому, в советский период отечественной истории под органами местного самоуправления необходимо понимать местные государственные ор­ганы публичной власти, обладавшие незави­симостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти. Иначе нельзя объяснить 73-летний перерыв в более чем 1000-летней истории существования мест­ного самоуправления на территории нашей страны, которое до этого не прерывалось даже во время монголо-татарского ига или опричнины.

       Местное самоуправление современной пореформен­ной России в период с 1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования. Сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено структурирование органов местного самоуправления.

    

Глава II. Основные понятия и  принципы

местного самоуправления.

Что такое местное самоуправление?

Научное определение понятия изучаемого социально-политического института предполагает прежде всего, понимание его государственно-правовой природы. Существование муниципального управления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам  и  должностным лицам в соответствии  с принципом  разделения власти. Эта власть осуществляется также в государственной форме субъектами федерации в соответствии с разделением компетенции между федерацией и субъектами, а также на уровне крупных административно- территориальных единиц в унитарных государствах. Однако, в большинстве стран и в крупных административно-территориальных единицах, в пределах составляющих их территорий, вплоть до низового звена (небольших городов, деревень и т.п.) публичная власть уже реализуется не государственными органами, а местным населением непосредственно и образуемыми им органами и соответствующим образом  избираемыми или назначенными должностными лицами. Эта власть приобретает свойства самоорганизованной публичной власти, осуществляющей управленческие функции, признаваемые и юридически закрепляемые центральной властью. На муниципальном уровне управляющая система, следовательно, непосредственно связана с объектом управления, который является общим для местного населения.

Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется  на основе имеющегося практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе  теорий местного самоуправления формируются концепции местного самоуправления. В научной и учебной литературе  обосновываются различные точки зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать эти точки зрения с позиций взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также участия местного самоуправления в осуществлении государственных функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции местного самоуправления.

       Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на  общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление- это местная публичная власть, реализуемая в  рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими  органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы  в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система  местного самоуправления по конституции Российской Федерации очень много впитала в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления.

       Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления- это установленная государством  в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования,  органами и должностными лицами  местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

Если говорить о нашей стране, то современная Российская государственность  практически находится в  самом начале своего становления. Даже на федеральном уровне предстоит сделать еще очень много. Не решен еще полностью вопрос об организации государственной  власти субъектов федерации, многие правовые вопросы уже решены на  федеральном уровне (Конституция  РФ и федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления В РФ). Однако в современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного в практике понимания термина местное самоуправления, что нередко ведет просто к отрицанию этого института  или к его искажению.

Термин самоуправление появился в Англии в  XVII века и означал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов.

Термин самоуправление многозначен. С.Ожегов так определяет значение этого слова:

1.Право на внутреннее управление своими местными силами

2.Право решать дела внутреннего управления  по собственным законам, в пределах национально-территориальной единицы, автономии.

Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

       Круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами  и средствами

       Инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы

       Правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление

       Финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления

       Согласование местных интересов с региональными и общегосударственными

       Четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами

       Наличие квалифицированных  кадров, способных профессионально реализовать функции управления

       Географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры и т.д.)

Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст.131,п.1) и федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (ст.14,п.6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Теперь можно дать определение понятию местное самоуправление.

Местное  самоуправление- это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления, значительной части вопросов   местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

Поэтому местное самоуправление, как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ(ст.12,130 Конституции РФ;ст.1федерального закона Об общих  принципах организации местного самоуправления РФ  ). Оно организовано обособленно от системы государственных органов, но в формах, только ему присущим как быпродолжает их деятельность на местах.

Структура местного самоуправления.

     Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” от № -ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2). Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.        Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Предметы ведения местного самоуправления (ст.6):

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

     Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

     Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст.9).

     Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).

     К органам местного самоуправления относятся:

1. Выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

     Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

     Органы местного самоуправления:

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

     В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1)принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

     В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления.

     Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

     Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Формы осуществления местного самоуправления.

К формам осуществления местного самоуправления относится:

1.Формы непосредственной демократии: местный референдум, выборы органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления.

2.Формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления и выборные должностные лица.

3.Местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.

Местный референдум- это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение( обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Местные референдумы можно разделить на две группы:

       Обязательный референдум. Под обязательным референдумом следует понимать местный референдум, результатом которого является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. В соответствии со ст.61 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, принятого 5 сентября 1997года(в ред.30.03.1999), решение, принятое на референдуме в РФ, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

       Консультативный референдум. В отличие от обязательного консультативный референдум, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном референдуме имеются лишь в отдельных законах о местном референдуме и местном самоуправлении субъектов РФ.

Принципы проведения местных референдумов установлены Конституцией РФ, Федеральными законами Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. В соответствии со ст.3 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, принятого Государственной Думой 5 сентября 1997 года (в ред. 30.03.1999), гражданин РФ  участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление. Закон в ст.5 закрепляет за всеми гражданами равное право на участие в референдуме. Учтены в законе принципы гласности и законности.

Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граждан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Выборы в системе местного самоуправления предназначены для формирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления. Участие граждан, проживающих на территории  муниципального образования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства. Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратель участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого гражданина и судьба муниципального образования в целом. Качественный состав представительных органов зависит как от выбора избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводятся выборы. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов.

Отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм прямого волеизъявления граждан. Наличие института  отзыва депутата, другого выборного должностного лица местного самоуправления повышает ответственность каждого из них перед избирателями за порученное дело. Основанием отзыва депутатов, как правило, является невыполнение своих депутатских обязанностей, нарушение законодательства, устава муниципального образования, совершение действий недостойных звания депутата, игнорирование законных интересов граждан.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24). Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу (ст.25) в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

     Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст.26).

     Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

     Территориальное общественное самоуправление (ст.27) это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

     Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах (ч.2 ст.27), не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Правовые акты местного самоуправления.

Правовые акты являются важнейшим средством осуществления задач и целей, поставленных перед местным самоуправлением, одной из основных форм управленческой деятельности в системе местного самоуправления. Правовые акты – это управленческие решения.

В системе местного самоуправления они обладают рядом признаков:

1.       Они принимаются при осуществлении функций и полномочий субъектами муниципального права. Таковыми являются сообщества граждан, принимающих решения на местном референдуме, сходе, органы и должностные лица местного самоуправления.

2.       Все правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, носят подзаконный характер, то есть они должны соответствовать действующим законам.

3.       Правовые акты имеют официальный характер в силу того, что выражают волю граждан муниципального образования или волю органа местного самоуправления, должностного лица и влекут юридические последствия.

4.       Решения субъектов муниципального права становится правовым актом при условии соблюдения процедуры его принятия и надлежащего оформления.

Правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, можно разделить на два вида.

       К первому можно отнести решения, принимаемые населением на местном референдуме, на собрании или на сходе. Например, путем референдума в 1993 году  принята Конституция РФ, которая является основным законом страны.

       Ко второму  виду относятся правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления.

В свою очередь правовые акты второй группы подразделяются  на две группы: нормативные правовые акты – это акты, устанавливающие общеобязательные правила, и, индивидуальные, касающиеся только конкретных отношений либо определенных лиц.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления действуют на всей территории муниципального образования. Они рассчитаны на многократное применение. Индивидуальные правовые акты могут распространяться на конкретных лиц. К ним можно отнести решения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Эти акты дают, изменяют, прекращают правоотношения.

Нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления и должностными лицами, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента, постановлениям Правительства, законам субъектов РФ, уставу муниципального образования. В случае несоответствия нормативных правовых актов Конституции РФ или другим законодательным актам они могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, а также признаны недействительными по решению суда. Процесс принятия нормативно правового акта местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления можно разделить на четыре стадии:

1)      Изучение вопроса. Для изучения вопроса создаются комиссии, группы, в состав которых могут входить депутаты, должностные лица местного самоуправления, специалисты, представители общественности и т.д. В ходе изучения вопроса обследуется сфера деятельности, по которым должно быть принято решение.

2)      Подготовка концепции и проекта решения на основе материалов, составленных подготовительной группой. В подготовке решения принимают участие все заинтересованные лица. Подготовленный проект решения подлежит опубликованию в средствах массовой информации или доводится до сведения граждан иными способами.

3)      Обсуждение проекта решения и принятие его. Если решение принимается представительным органом местного самоуправления, то проекты документов заблаговременно направляются депутатам. На заседании(сессии) представительного органа проводится обсуждение проекта решения. При принятии решения исполнительным органом используется два принципа: принцип коллегиального обсуждения(на основе коллегиального начала) и принятия решения и принцип единоначалия( индивидуальный порядок).

4)      Решение должно быть направлено его исполнителям, а также опубликовано в средствах массовой информации или иными способами доведено до сведения граждан.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после их опубликования или в срок, указанный в них. Это общераспространенная норма, используемая в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, а также в уставах муниципальных образований и регламентах представительных органов. Но здесь одно непреложное правило, установленное Конституцией РФ для всех органов и должностных лиц. Часть 3 статьи 15 Конституции РФ гласит:”... любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Названные акты вступают  в силу только после их официального опубликования в средствах массовой информации.

Гарантии местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, Федеральным законом О финансовых основах местного самоуправления в РФ, Федеральным законом Об основах муниципальной службы в РФ, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д. Гарантии  также закреплены в уставах муниципальных образований и иных нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

Конституция РФ гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления: гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Гарантии местного самоуправления можно разделить на экономические, организационные и правовые.

       Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий. Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией РФ, законодательством о местном самоуправлении, другими нормативно-правовыми актами.

       Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

       Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами  и подзаконными актами, законами и подзаконами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления измеряется силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащие исполнение.

Общие принципы местного самоуправления.

     В Конституции отсутствует понятие общих принципов организации  местного самоуправления.    

     Однако системный и взаимосвязанный анализ соответствующих конституционных положений позволяет прийти к выводу о том, что такое понятие должно охватывать, по крайней мере, две группы норм.

    Первая из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в Конституции основ самоуправления и соответствующих прав граждан на самоуправление: самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (ст.12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией (ст.133); осуществление республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.76).

     Вторая группа норм должна обеспечить осуществление ряда положений Конституции, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней относятся конституционные положения об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч.2 ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32).

 

Глава III.Финансово-экономические основы местного самоуправления.

Становление и развитие органов местного самоуправления невозможно без укрепления их финансово-экономической основы. Система местного самоуправления может действовать в полном объеме только в случае создания механизмов, обеспечивающих ее функционирование и включающих в себя экономический и финансовый фактор. Обеспечение хозяйственной самостоятельности местных органов власти можно назвать ведущим принципом концепции законодательства о местном самоуправлении. Он связан, с одной стороны, с экономическим обоснованием концепции самоуправления, с другой- умением органов муниципальной власти действовать в условиях коренной экономической реформы. Материально-финансовые и иные средства, составляющие объекты муниципальной собственности, являются непременной основой деятельности муниципального управления.

С точки зрения  экономической, собственность  муниципального образования является процессом  присвоения общественного продукта. Это  экономические  отношения между людьми по присвоению материальных и духовных благ и характер  этих отношений во многом определяется уровнем жизни людей, принадлежащих к различным социальным классам и сословиям, которые  по многим причинам не могут быть равны в этом присвоении. В составе государственной собственности находятся хозяйственные и иные объекты, обеспечивающие потребности местного населения, а также необходимые финансовые средства или соответствующие эквиваленты. Как правило, в ведении муниципалитетов всех уровней находится жилой фонд, объекты социально-культурного характера: больницы и другие медицинские учреждения, школы и дошкольные детские объекты, сеть различных торговых точек, продовольственных и промтоварных магазинов, учреждения благотворительности и попечения. В РФ, в отличие от многих развитых стран, имеются промышленные комплексы и предприятия среднего и малого бизнеса.

Предпосылкой непосредственной передачи объектов из государственной в муниципальную собственность является разграничение объектов, расположенных на территории административных единиц. Исходя  из анализа законов РФ о приватизации и о собственности, можно выделить следующие критерии отнесения объектов к муниципальной собственности:

       Расположение объекта на определенной территории.

       Предназначение больше части оказываемых услуг или выполняемых работ, производимой продукции для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

       Связанность (производственная, организованная или технологическая) объекта с функционированием местного хозяйства.

Процесс передачи объектов в муниципальную собственность является ответственным, но не единственным этапом формирования объектного состава муниципальной собственности. Необходимость развития рыночных отношений, а кроме того, и непомерность  финансового бремени от малодоходных или убыточных объектов муниципальной собственности, недостаток средств на использование имущества определяют неизбежность такого этапа становления объектного состава муниципальной собственности, как приватизации. Применительно к муниципальной собственности приватизация выступает как процесс приобретения у органов местной власти гражданами и негосударственными юридическими лицами объектов муниципальной собственности или акций муниципальных предприятий.

По действующему законодательству местные представительные и исполнительные органы имеют достаточно широкий круг полномочий в управлении и распоряжении собственностью: создавать объекты муниципальной собственности, передавать их во временное или постоянное владение и пользование, продавать, сдавать в аренду. В целях получения средств местные исполнительно-распорядительные органы могут создавать  за счет имеющихся средств предприятия смешанной формы собственности, участвовать в долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, а также других предприятий. Развитие рыночных структур в местном хозяйственном комплексе меняет методы управления этим хозяйством. По новому должны строиться взаимоотношения местных органов власти с предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории.

В настоящее время в РФ вопрос с управлением муниципальной собственностью, ее введением в гражданский оборот решен не полностью и непоследовательно. Так,  в Конституции РФ, в ст.1 федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ население муниципального образования однозначно признано собственником  соответствующего материально-финансового достояния. Однако, и в этом акте, и в ряде норм Гражданского кодекса РФ несколько усложнен процесс реализации права собственности местного населения.

Отделение  муниципальной собственности от государственной привело ее к юридическому оформлению, как вида собственности, наряду с государственной , частной, собственностью общественных формирований и другими видами собственности. Для формирования системы местного самоуправления  это состояние является препятствием для решения многих финансово-экономических проблем конкретных звеньев и даже отдельных муниципальных формирований. Материально-финансовое состояние и хозяйственно-экономические объекты муниципальной собственности пополняются и количественно увеличиваются  в соответствии с нормами гражданского права, которые основания возникновения права собственности подразделяют на первоначальные и производные, в первых преобладает волевой аспект, а в других- правопреемство. Для права  муниципальной собственности  в  настоящее время более присущи и характерны производные способы его приобретения: приватизация (ст.217, ч.2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ); национализация (ст.235 ч.3 п.2, ст.306 Гражданского кодекса РФ); приобретение права собственности на имущество юридического лица в результате его реорганизации  или ликвидации(ст.63 п.7 и ст.218 п.2 абз.3 Гражданского кодекса); обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (ст.235 подпункт 1 п.2 и ст.238 Гражданского кодекса); конфискация(ст.243), приобретение бесхозного имущества(ст.225, п.2; ст.226 Гражданского кодекса).

Особое значение для муниципального самоуправления имеет муниципальная собственность на землю. Земельный кодекс включает органы  местного самоуправления в число субъектов земельных отношений, то есть отношений по поводу владения, пользования и распоряжения землей, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами(ст.10).

Рассмотрим вопрос управления производственными объектами муниципальной собственности. Муниципальные образования РФ в составе объектов своей собственности имеют предприятия, собственниками которых они не являются.

Финансы являются экономическими отношениями, связанными с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Они неотъемлемая часть денежных отношений государства с обществом, которые всегда выступают в юридической форме. Среди этих форм важнейшее место занимает бюджет. Правовую систему бюджетных полномочий органов местного самоуправления составляют: Конституция  РФ, федеральный Закон Об общих принципах организации местного самоуправления  в РФ, Закон РФ Об основах бюджетных прав  и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов  власти  республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и другие нормативные акты РФ и ее субъектов. В бюджетной системе России местные бюджеты играют особую роль. Они являются одним из основных элементов  муниципального образования (ст.1 Закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). В настоящее время бюджетная система России предопределяется не только ее федеративным государственным  устройством, но в большей мере новыми социально-экономическими и политическими подходами. Эти новации обусловлены формирующимися рыночными отношениями и соответствующими им демократическими институтами управления.

     Федеральный закон “Об основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25.09.97 г. № 126-ФЗ  определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами;

     Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения;

     Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (ст.2). Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     В этих целях указанные органы соответственно:

1) регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;

7) осуществляют другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.    

           Доходная часть местных бюджетов состоит из:

     Собственные доходы местных бюджетов – сюда  относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

Налоги - обязательные  платежи, взымаемые государством  или органами местного самоуправления  с физических и юридических лиц. Они являются частью распределительных отношений в общественном воспроизводстве, с их помощью осуществляется две функции: фискальная и регулирующая. Эти функции новое Российское государство выполняет в условиях плюрализма форм собственности и равенства прав субъектов права собственности. Новизна налоговой системы, помимо  появления совершенно новых  налогов, характеризуется более справедливым распределением налоговой тяжести между отдельными категориями доходополучателей, юридическими лицами. Кроме того, она состоит из двух основных видов  налогов: прямого и косвенно. Почти половина  этих налогов поступает в  федеральный  бюджет, оставшаяся часть- в бюджеты субъектов РФ. Отчисления от этих доходов  в местные бюджеты обусловлены  полномочиями федеральных органов  государственной власти  по установлению государственных минимальных социальных стандартов; регулированию отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; принятию программ развития местного самоуправления; обеспечению федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Институт  местных налогов и сборов обеспечивает значительные финансовые поступления местным властям. В закон включены налоги в собственном смысле слова, помимо них- сборы и другие платежи, близкие по своей юридической природе к налогам.

Все эти платежи отличают общие особенности, а именно:

1.       Использование этих поступлений в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления.

2.       Зачисление их в местные бюджеты или внебюджетные фонды в качестве закрепленных доходов.

3.       Возложение организации введения и взымания данных платежей на органы местного самоуправления.

4.       Нахождение поступления и использования платежей под контролем органов местного самоуправления.

5.       Наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы.

Эти налоги сборы подразделяются на две группы, в зависимости от порядка их установления. Во-первых, устанавливаемые законодательством РФ и подлежащие введению на всей территории России. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ, а также решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ. К ним относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д. Во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления. Предельный размер ставки налога устанавливается районными и городскими (кроме городов районного значения) органами местного самоуправления. Исходя из этой ставки  конкретный размер уплаты определяет местная администрация. Полученные платежи зачисляются в бюджет по месту регистрации.

Плательщики налога- юридические лица, расположенные на территории конкретного местного самоуправления, осуществляющие производство товаров и услуг.

Местные налоги и сборы, вводимые органами местного самоуправления- это самые массовые из местных платежей. Их общий перечень отсутствует, однако их обоснование и введение органами местного самоуправления должно осуществляться на местах в соответствии с принципами Закона Об основах налоговой системы и с учетом местных особенностей.

Рассмотрим некоторые виды местных налогов, устанавливаемые органами местного самоуправления.

       Налог на рекламу- любую информацию, передающуюся при помощи средств массовой информации, справочников, листовок и т.п.

       Налог на продажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

       Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне может вводиться районными и городскими представительными органами, на территории которой находится курортная зона.

Местные сборы:

       За право торговли - устанавливаются районными, городскими, поселковыми и сельскими органами местного самоуправления.

       Лицензионный сбор за право торговли вино - водочными изделиями взымается с физических или юридических лиц, реализующих эту продукцию населению.

       Лицензионных сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор за парковку автотранспорта - согласно Закону определяют муниципальные органы.

Также местным самоуправлением образуются фонды. Фонды создаются по решению представительных органов местного самоуправления. Фонды образуются для создания условий привлечения различных внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, для аккумуляции добровольных взносов предприятий и организаций в жилищное строительство, для поддержки участия граждан в финансировании жилищного строительства или обретения жилья и т.д.

Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

     Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного.

Следует подчеркнуть, в РФ прослеживается тенденция усиления материально - финансовой самостоятельности муниципальных образований через различные федеральные программы, выработку конкретных направлений региональной и муниципальной политики.  

 

Глава IV. Роль местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка.

 

В Конституции Российской Федерации функция охраны общественного порядка -  важнейшая социальная функция любого государства. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся и совместном ведении РФ и  ее субъектов. При этом осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью отнесено к полномочиям правительства Российской Федерации. В то же время в соответствии со ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка - это функция органов местного самоуправления. Конституционное положение о том, что они вправе самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка развивается в Федеральном законе "0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. В нем охрана общественного порядка названа вопросом местного значения и отнесена к ведению муниципальных образований (п.8 ст.6 Закона). Функция охраны общественного порядка безусловно присуща местному самоуправлению:  полнокровное само­управление немыслимо без возможности удовлетворения населения в должном общественном порядке. Вместе с тем, вопросы охраны общественного порядка имеют местное значение лишь в том плане, что решаются на конкретной территории и данными субъектами мест­ного самоуправления, несомненно, оставаясь при  этом частью общегосударственного дела обеспе­чения правопорядка и стране

                   Таким образом, для определении роли и места органов местного самоуправления в решении во­просов охраны общественного порядка, необходимо установить, какая часть отношений, составляющих общественный порядок, подлежат регулированию и должна охраняться на общегосударственном уровне, а какая - на муниципальном. Представляется, что интересы местного само­управления в области охраны общественного по­рядка могут быть связаны прежде всего с воз­можностью реализации конкретных потребностей населения и обеспечении личной и имущественной безопасности, поддержании обстановки общественного спокойствия, создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций, труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. При  таком подходе основное внимание государства будет направлено на разработку общегосударственных программ укрепле­ния правопорядка в стране, создание правовых и экономических условий решения на местах задач охраны общественного порядка. Иными словами, в ведении государства должны быть сосредоточе­ны вопросы стратегии, а в сфере местного само­управления - вопросы тактики охраны общест­венною порядка.

                   Анализ действующего законодательства и  сложившейся практики позволяет выделить ряд полномочий органов местного самоуправления в той или иной степени имеющих отношение к охране общественного порядка. В настоящее время органы местного самоуправления выполняют следующие функции:                      

       определяют задачи и разрабатывают меры по соблюдению на территории муниципального об­разования законов, правовых актов государствен­ных органов и органов местного самоуправления по обеспечению охраны прав и свобод граждан;

       формируют за счет собственных бюджетов до­полнительную штатную численность милиции общественной безопасности (местной милиции);

       утверждают в должности начальников милиции общественного порядка (местной милиции, городского, районного органа внутренних дел, участковых инспекторов милиции;           

       заслушивают отчеты начальников городских, районных органов внутренних дел о состоянии охраны общественного порядка на обслуживае­мой территории;

       создают необходимые условия для работы ми­лиции (предоставляют служебные помещения, средства связи, оказывают коммунальные услуги, обеспечивают сотрудников милиции жилой площадью, выделяют места в детских дошкольных учреждениях детям сотрудников милиции и др.);

       накладывают в  пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и долж­ностных лиц за совершенные ими административ­ные правонарушения;

       принимают предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных, и  других массовых общественных мероприятий;

       участвуют в пределах своей компетенции в обеспечении безопасности дорожного движения;

       осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры по спа­сению людей, защите их жизни и здоровья, сохранению материальных ценностей, поддержанию порядка;

       содействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования;

       привлекают граждан, общественные организации, предприятия и учреждения к решению вопросов охраны общественного порядка.

                   В решении отдельных задач охраны общественного порядка участвуют комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная, образуемые органами местного самоуправления. Ведущую роль в охране общественного порядка на территории муниципального образования в настоящее время играет милиция общественной безопасности (местная милиция) городских, районных отделов (управлений) внутренних дел. В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" от 18 апре­ля 1991 г. и Указом Президента Российской Федерации “ О милиции общественной безопасности  (местной милиции) в Российской Федерации" от 12 февраля 1993 г. милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру МВД России. Последнее обстоятельство существенно ограничивает право органов местного самоуправления в решении вопросов охраны общественного порядка. Речь, прежде всего, идет о том, что эти органы лишены функции руководства в отношении местной милиции. Представляется, что выходом из данной ситуации может стать договор между органом местного самоуправления и городским, районным органом внутренних дел, в котором были бы отражены права и обязанности сторон по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не только закрепляет за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, но и относит к ведению муниципальных образований организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, а также осуществление контроля за их деятельностью  -  органы местного самоуправления получают возможность самостоятельно заниматься охраной общественного порядка на своей территории силами собственных муниципальных правоохранительных формирований. Таким образом, под муниципальными органами охраны общественного порядка следовало бы понимать правоохранительные формирования, создаваемые органами местного самоуправления, им подчиненные и контролируемые, финансируемые из средств местного бюджета, которые призваны защищать в пределах установленной компетенции, на территориях обслуживаемых муниципальных образований жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы населения соответствующей территории, общества и государства от преступных противоправных посягательств. Муниципальные органы общественного порядка по своей сущности могут быть отнесены к исполнительным органам местного само­управления и поэтому не должны входить в систе­му органов государственной власти, в том числе и в систему МВД России. Их наименование, компе­тенция, структура и штатная численность могут быть определены уставами муниципальных обра­зований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Эти положения можно рассматривать в каче­стве основополагающих в понимании сущности муниципальных органов охраны общественного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    

     Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и оп­ределенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

     Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих  сохранить целостность организации.

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном  самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным самоуправлением.  Но можно сказать что местное самоуправление в России успешно функционирует, а  дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Авакьян С.А. Состояние проблемы и перспективы местного самоуправления- М.,1994г.
  2. Васильев В.И. Местное самоуправление: сегодня и завтра – Журнал Российского права,1997г.
  3. Виноградов В.А. Местное самоуправление: проблемы и решения – М.: Российская академия наук,1996г.
  4. Иванова В.И. Местное самоуправление: проблемы теории и практики – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1996г.
  5. Комкова Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов В.И. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации” - Саратов: под общ. ред. Новоселова В.И.,1998 г.
  6. Конституция Российской Федерации: Официальный текст – СПб.: Издательский дом А.Громова, 1999г.
  7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И.Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Изд-во Юристъ, 1997г.
  8. Постовой Н.В. “Местное самоуправление: история, теория, практика – М., 1995г.
  9. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы-3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2002г.
  10. Пылин В. Народовластие в системе местного самоуправления – СПб.: Знате, 1998г.
  11. Сергеев С.А., Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления   в  России- М.: Изд-во Омега-Л, 2003г.
  12. Славин М.М. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования – М.: под ред. Шеремета К.Ф.,1998г.
  13. Таболин В.В. Право муниципального управления – М.: Изд-во Элиг,1997г.
  14. Шугрин Е. Муниципальное право – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995г.
  15. Ясюнас В.Л. Основы местного самоуправления – М.: Изд-во Ось-89, 1998г.

 

 

4

 

Информация о работе Местное самоуправление