Экономические основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:07, лекция

Описание работы

Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, они служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности, а также оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.

Работа содержит 1 файл

Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм.docx

— 17.54 Кб (Скачать)

Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием  и использованием муниципальной  собственности, местных бюджетов и  иных местных финансов в интересах  населения муниципальных образований. Обеспечивая хозяйственную самостоятельность  местного самоуправления, они служат удовлетворению потребностей населения  муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности, а также оказывают влияние  на экономическое и финансовое положение  в стране в целом.

Экономическую основу местного самоуправления составляют: имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов и имущественные права муниципальных образований.

Муниципальное имущество  предназначено для решения вопросов местного значения, осуществления органами МСУ отдельных госполномочий и обеспечения деятельности органов и должностных лиц МСУ.

В муниципальную собственность входят имущество органов МСУ и природные ресурсы, средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, земли, предприятия, организации, банки, жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями.

Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органа власти всегда ограничены. Поэтому бюджет — это всегда конкуренция интересов. То, что добавлено одной из программ, отнято от другой. Разумность расходов, разумность бюджетных приоритетов определяется не только полученной выгодой от сделанных расходов, но и потерями от нереализованных программ.

Местные бюджеты  включают в себя доходы, направляемые на решение вопросов местного значения, расходы местного значения, субвенции и расходы на осуществление госполномочий. Доходы местного бюджета поступают от различных налогов и сборов, добровольных пожертвований, доходов от муниципального имущества, прибыли муниципальных предприятий, перечислений из бюджетов других уровней, субвенции на осуществление государственных полномочий. Расходуется местный бюджет на финансирование муниципального хозяйства,социально-культурной сферы, управление и страхование.

 

Государство берет  на себя определенные обязательства  по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок  для развития местного самоуправления.

 

Европейская хартия обозначает примерные Общие принципы, которые должны определять экономическую и финансово-нало-говую политику демократического государства применительно к местным органам власти. Они устанавливают, что:

-Органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами;

-Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым полномочиям;

-Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов;

-Финансовые системы органов самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

-Защита более слабых органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов.

Конституционное закрепление основ  местного самоуправления обязывает  органы государственной власти Федерации и её субъектов содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях в соответствии с Законом об общих принципах  местного самоуправления они:  

~ законодательно регулируют порядок передачи объектов государственной собственности муниципальным образованиям;  

~ передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются законом;   

~ разрабатывают  и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;  

~ регулируют отношения государственных бюджетов с бюджетом муниципального образования;   

~ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности способствуют сбалансированности минимальных местных бюджетов;  

~ компенсируют дополнительные расходы органов местного самоуправления, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий;   

~ через целевые федеральные и региональные программы участвуют в решении местных задач;  

~ обеспечивают финансово-экономические гарантии местного самоуправления; 

Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:  

1) Закрепление доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, с целью обеспечения минимального размера бюджета муниципального образования.  

2) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.  

3) Самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью и обеспечение её государственной защитой наравне с другими формами собственности.  

4) Органы местного самоуправления вправе:    

= создавать юридические лица  для осуществления в интересах  населения муниципального образования  своей хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации  и ликвидации;    

= выпускать муниципальные займы,  лотереи, получать и выдавать  кредиты, создавать муниципальные  банки и иные финансово-кредитные  учреждения и др.    

 Финансово-экономическую  основу местного самоуправления  составляют:  

 ♦ Местные финансы  (муниципальный бюджет);  

 ♦ Муниципальная собственность  (хлебопекарня, завод, учреждения  образования, спортивные сооружения  и т.п.);  

 ♦ Имущество, служащее для  удовлетворения местных потребностей (природные ресурсы, находящиеся  в собственности государства  или субъекта федерации, но  используемые для нужд муниципального  образования);  

 ♦ Имущество, находящееся  в государственной собственности,  но переданное в управление  органу МСУ (служебные здания).

 


Информация о работе Экономические основы местного самоуправления