Эффективность местной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие «управление»;
• рассмотреть специфику муниципального управления;
• выявить составляющие эффективности муниципального управления;
• обозначить пути повышения эффективности муниципального управления в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие муниципального управления…………………………….5
§ 1.1. Муниципальное управление в РФ………………………………………7
§ 1.2. Цель и перечень задач муниципального управления………………9
§ 1.3. Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели……………………………………………………………………………14
Глава 2. Анализ муниципального управления........................................18
§ 2.1. Проблемы эффективности муниципального управления……..18
§ 2.2. Пути совершенствования системы муниципального управления в России……………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список…………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Эффективность местной власти.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие муниципального управления…………………………….5

§ 1.1. Муниципальное управление в РФ………………………………………7

§ 1.2. Цель и перечень задач муниципального управления………………9

§ 1.3. Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели……………………………………………………………………………14

Глава 2. Анализ муниципального управления........................................18

§ 2.1. Проблемы эффективности муниципального управления……..18

§ 2.2. Пути совершенствования системы муниципального управления в России……………………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список…………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Муниципальное управление должно создавать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление должно обеспечивать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Для того чтобы местная власть функционировала успешно, достигала поставленных целей, органы местного самоуправления должны организовать управление таким образом, чтобы оно было эффективным и результативным. Если использовать применительно к органам местного самоуправления терминологию Питера Дракера, то они должны предоставлять «нужные, правильные услуги» (результативность), как следствие того, что услуги предоставляются «правильно» (эффективность).

Основой управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешным является такое решение, которое реализуется результативно и эффективно.

Органы местного самоуправления призваны разрешать проблемы тех, ради кого они созданы и работают. Проблема — это фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию объекта управления. Проблемы могут проявляться не только как фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию, но и как ситуация, когда находится под угрозой либо задача, требующая разрешения, либо потенциальная возможность.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что основная задача властей всех уровней - повышать результативность своих действий и эффективность использования ресурсов. Основной задачей органов местного самоуправления является формирование эффективных систем управления. Достижение данной задачи возможно, прежде всего, путем введения современных методов управления, направленных на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Предмет: органы местного самоуправления.

Объект: эффективность работы органов местного самоуправления.

Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ  и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие «управление»;
  • рассмотреть специфику муниципального управления;
  • выявить составляющие эффективности муниципального управления;
  • обозначить пути повышения эффективности муниципального управления в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Управление  — это взятие субъектом управления на себя обязательств перед носителями проблемы, в качестве которых выступают  личность, население, домашнее хозяйство, бизнес и т.п., по их разрешению. При  этом под качеством управления понимается степень соответствия результатов деятельности органа власти требованиям и ожиданиям личности, домашнего хозяйства, населения, бизнеса и т.п., измерителям, посредством которых они оценивают свои ожидания.1

В отличие от местного самоуправления, где местное  население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

Субъект муниципального управления имеет сложную организационную  структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями.

Объектом муниципального управления является муниципальное  образование.

Муниципальное образование - это сложная социально-экономическая система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие самого муниципального образования.

Есть и другое определение. Муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.2

Следовательно, муниципальное управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее  воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление представляет собой целостную  систему общественных отношений, связанных  с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего  вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где  имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В целом можно  утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность, базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Эффективность муниципального управления — это  результат управления, точнее, «вмешательства»  в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера  условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.3

Если подойти  к вопросу эффективности управления с данных позиций, то можно сказать, что муниципальное управление находится в «зачаточном» состоянии на пути к цивилизованному эффективному управлению.

§ 1.1. Муниципальное управление в РФ

 

Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры  муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных  финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.4

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию  органов муниципального или иными  словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т. е. к Конституции РФ:

  • п. 2 ст. 3 - «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»;
  • п. 2 ст. 8 - «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;
  • ст. 12 - «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»;
  • п. 2. ст. 32 - «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Также в Конституции  Российской Федерации местному самоуправлению посвящена отдельная глава. В ней говорится о следующем:

  • Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
  • Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
  • Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
  • Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
  • Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. 5

Таким образом, муниципальное управление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования.

 

§ 1.2 Цель и перечень задач муниципального управления

 

Каждое государство  заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.

Цель  муниципального управления — повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

  • создает социальную инфраструктуру;
  • стабилизирует экономику;
  • регулирует социально-экономические процессы;
  • развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;
  • поддерживает экологическую обстановку;
  • сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения  этих задач формируется система  муниципального управления, которая:

  • контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;
  • охраняет природу;
  • осуществляет санитарный надзор;
  • содержит жилищно-коммунальное хозяйство;
  • создает социальную инфраструктуру;
  • сохраняет памятники;
  • обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;
  • обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

В состав базовых  задач системы муниципального управления входят:

1. Стратегическое  планирование, включающее в себя  разработку программ и проектов, прогнозирование и социально-экономическое  развитие.

Информация о работе Эффективность местной власти