Государственное управление в СССР и РФ: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система государственного управления СССР………………...………4
1.1 Конституция 1977 года………………………………………….….4
1.2 Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.)….....6
1.3 Реформа избирательной системы:
Первый и Второй Съезды народных депутатов…………….….….8
2. Государственное управление в РФ……………………………..……..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемых источников и литературы…………………….15

Работа содержит 1 файл

Система государственного и муниципального управления Контрольная.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Дискуссии на втором Съезде народных депутатов  СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более  деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в том числе 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады, посвященные как внешнеполитическим проблемам так и внутриполитические.

     Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды  на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь “игрой в демократию”, каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. 
 
 

     2. Государственное  управление в РФ 

     Россия — демократическая федеративная президентско-парламентская республика.

     Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

     В  соответствии  с  прежней   Конституцией   РСФСР   Президент   РСФСР  провозглашался высшим должностным  лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР.

     По  ныне действующей  Конституции  Президент  Российской  Федерации  является главой государства.  Таким  образом,  концепция  президентской   власти,   принятая Конституцией 1993 г.,  значительно  отличается  от  прежней.  Это  изменение вызвано  объективной  необходимостью  наделения   Президента   полномочиями, обеспечивающими   единство  государственной  власти,  устойчивость   системы управления  государственными делами, согласованное  функционирование  ветвей власти в условиях  разделения властей. Обеспечивая и направляя  работу  всех федеральных   государственных  органов,  выполняя  активные   координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

           В  Конституции  1993  г.  отсутствует   прямая  норма  о  подчиненности Правительства  Президенту, содержавшаяся в Конституции 1978  г.  (ст.  122).

     На  основе новой Конституции реализуется тенденция к практическому разграничению функций исполнительной   власти   между    Президентом    и    Правительством    как государственными  органами,    самостоятельно    осуществляющими     свои     полномочия     и взаимодействующими в формах,  предусмотренных  Конституцией  и  федеральными  законами.

           В соответствии с Конституцией  РСФСР 1978 г. определение  внутренней  и внешней политики  РСФСР  находилось  в  исключительном   ведении   Съезда   народных депутатов РСФСР (п. 2 ч. 3 ст. 104). Действующая Конституция относит это полномочие  к ведению  Президента  Российской  Федерации,  наделяя  его  при  этом  правом определять основные направления внутренней и внешней  политики  государства. Это связано с четко проводимым Конституцией принципом разделения властей,  в соответствии с которым Федеральное Собрание также участвует в  осуществлении политики  государства  путем  принятия  федеральных  законов,  постановлений палат, заявлений, деклараций.

     Согласно  действующей Конституции, Президент обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя Правительства назначает на должности Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное Собрание. Обладает правом издания Указов, обязательных для исполнения на всей территории России (Указы не должны противоречить федеральным Законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

     Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

     Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. До 2000 года это были непосредственно губернаторы и спикеры региональных парламентов. Затем (вплоть до настоящего времени) — назначаемые ими представители. В будущем предполагается внести поправки в конституцию и перейти к комплектованию Совета из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам сроком на 5 лет (до 2008 г. — на 4 года).

     Исполнительную  власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

     Судебную  власть осуществляют суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     В начале становления советского государственного управления проявились характерные для него основные черты: республиканская сущность, сочетания федерализма и унитаризма, конституционность основ управления, источник власти - трудящиеся, единство ветвей власти, опрделяющая роль коммунистической партии, бюрократизация, но в 30 -е годы эти принципы деформировались. Сказались низкий уровень управленческой культуры, партийный монополизм, авторитарность партийной элиты и оторванность ее от народа. В 1930-е гг., когда формировалась командно-административная система управления экономикой, произошло сращивание государственных и партийных властных структур. Коллективизация сельского хозяйства и индустриализация прошли на фоне дальнейшей бюрократизации управления, усиления личной власти и политических репрессий. Для политического режима были характерны существование однопартийной системы, жесткое администрирование, централизация, подавление любой оппозиции, репрессии, культ личности вождя, что отрицательно влияло на государственное управление. Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки системы органов власти и управления. Появились новые чрезвычайные органы. По окончании войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени.

     Основные  причины распада СССР были как  внутренними -- нереформируемость и милитаризация экономики, многолетняя экономическая стагнация, непреодолимые межнациональные проблемы, особенно в прибалтийских республиках, репрессивный характер советского государства; так и внешними -- холодная война и гонка вооружений.

     Перестроечные реформы не выводили страну из кризиса, а постепенно способствовали сползанию  в пропасть. После «перестройки»  произошло несоответствие политической и экономической систем, что и привело к краху государственности. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа.

     Изучение  и использование как зарубежного  опыта, так и опыта нашего государства  в сфере государственного управления, будет способствовать более глубокой и полной оценке политических реалий нашей страны, позволит не допустить вновь старых ошибок и успешно интегрироваться мировое сообщество и стать сильным и процветающим государством.

     Сегодня наша страна идет по пути строительства  и укрепления новой государственности. Много в этом направлении сделано, но еще и больше предстоит сделать. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников и литературы: 

     Источники:

     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

     Конституция (Основной Закон) Союза Советских  Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) 

     Литература:

     Государственное управление в XXI веке: традиции и новации. Материалы 4-ой ежегодной международной факультета управления МГУ им. М.В. Ломоносова (24-26 мая 2006 г.). Москва: РОССПЭН, 2006. -1176 с.

     Добрынин  Н.М. Теория и практика государственного управления: учебник / В.И. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2006. - 510 с.

     Кузнецова, О.П. История государственного управления в России : учебное пособие; Омский государственный технический ун-т. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. - 71 с.

     Мухаев  Р.Т. История государственного управления в России: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 482с.

     Омельченко, Н.А. История государственного управления в России : учебник : для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" - М. : Проспект, 2010. - 463 с.

Информация о работе Государственное управление в СССР и РФ: традиции и новации