Гарантии местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Главные цели, поставленные в моей работе, заключаются в следующем: более тщательно изучить тему, делая акцент на основных понятиях, терминах, структурных элементах; познакомится с научной литературой по данной теме и на основании ее анализа попытаться систематизировать накопившиеся знания, сделать определенные выводы и разобраться в основных проблемах, связанных с ней.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ.............4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ....................................................8
ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.....................................12
Понятие гарантий местного самоуправления........................12
Виды гарантий местного самоуправления............................13
Правовые формы защиты прав местного самоуправления.....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................24

Работа содержит 1 файл

муниципал право - к.р..doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Профессор Постовой среди социальных гарантий выделяет такие, как развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями, институты гражданского общества. Иными словами под социальными гарантиями он понимает реально сложившиеся условия существования и развития местного самоуправления.

    Наряду  с социальными гарантиями, он выделяет духовные гарантии, включая в них систему духовных ценностей человека, включая ментальность людей (так как ментальность, ориентированная на участие в местном самоуправлении, является гарантией от злоупотребления властей, и является предпосылкой самостоятельности местного самоуправления). Кутафин О. Е.  и Фадеев В. И. также выделяют духовные гарантии в отдельный вид, но при этом практически ничего не говорят о гарантиях социальных.

    В заключении можно сказать, что этот вид гарантий изучен недостаточно, ведущую роль в их познании играют работы Дмитриева и Коваленко. 

    5. Правовые гарантии. Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации. Правовым гарантиями признаются:

  • Положение ст.12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  • Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, а также обязательное наличие на территории муниципального образования хотя бы одного выборного органа местного самоуправления.
  • Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в сфере управления, в том числе и в области кадровой политики, когда формирование органов и назначение должностных лиц находится в ведении муниципального образования.
  • Наличие собственной компетенции органов местного самоуправления, прежде всего, по решению вопросов местного значения.
  • Право муниципального образования иметь собственную символику, которая бы отражала исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные традиции.
  • Учет мнения населения при изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
  • Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления, этот контроль имеет пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципального образования.

     Постовой Н. В. определяет правовые гарантии как совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления, при этом он утверждает, что гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных актов, применяемых в системе местного самоуправления, обязательностью исполнения нормативных актов и ответственностью за их неисполнение.

     Фадеев  В.И. говорит о правовых гарантия, ссылаясь на одноименную главу в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". При этом он говорит об обязательности решений, принятых местным самоуправлением (органами и населением), говорит о самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений и о том, что самостоятельность гарантируется положением об отмене незаконных решений местного самоуправления. Согласно этому положению, органы, осуществляющие надзор за местным самоуправлением, могут обжаловать в судебном порядке противоречащие закону решения местного самоуправления, а не, безусловно, их отменить в административном порядке.

     Ряд учёных, традиционно рассматривает предусмотренные законодательством гарантии и включает в них запрет на ограничение прав местного самоуправления, обращая внимание на обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления гражданами.

     Традиционным  правовым гарантиям в литературе отводится значительная роль. Эти гарантии являются общепризнанными. Основой правовых гарантий являются соответствующие нормативные акты, которые устанавливают ответственность, и нормы-принципы. Правовые принципы отражаются конституционными положениями и положениями закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В региональном и муниципальном законодательстве также закрепляются правовые гарантии местного самоуправления. 

     3.3  Правовые формы защиты прав местного самоуправления 

     Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

     Одновременно  выделяется круг субъектов - потенциальных  нарушителей, действия которых органы местного самоуправления могут обжаловать в судебном порядке. Прежде всего, речь идет:

  1. О государственных органах и их должностных лицах.
  2. Об органах и должностных лицах местного самоуправления.
  3. О предприятиях, учреждениях и организациях.
  4. Об общественных объединениях.

     Таким образом, право на судебную защиту играет особую роль во всей системе правовых гарантий местного самоуправления. Необходимо отметить то, что в суд могут обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

     Сегодняшнее законодательство не позволяет органам  местного самоуправления защищать свои права в Конституционном суде, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Практически все авторы отмечают, что видимо это неправильно, что законодатель лишил органы местного самоуправления права обращать в Конституционный суд РФ (и намекают на необходимость устранения этого ограничения). Традиционно право на судебную защиту, согласно российскому законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.

     Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

     Также правовая защита местного самоуправления гарантируется определенными государственными органами, которые в рамках своих  полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

     Правовая  защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, реализация которой рассчитана на 1996-1998 гг.

     Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит также право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации, главная цель которых – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

    Основанное  на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

    Местное самоуправление, являясь частью демократической  системы управления обществом и  государством, через самостоятельное  решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

    С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

    1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

    2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

    3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

    4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

    5) охрана общественного порядка;

    6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральными законами.

    Сформированные  в начале работы задачи удалось разрешить, а поставленные цели – достичь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Дмитриев  Ю.А.  Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2000.
  2. Конституция Российской Федерации. М. Проспект, 2000.
  3. Кутафин О. Е.  и Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.
  4. Постовой Н. В. Муниципальное право России. - М.: Юриспруденция, 2001.
  5. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.
  6. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ (перераб. и доп.) от 06 октября 2003 г.

Информация о работе Гарантии местного самоуправления