Акты местного (муниципального) нормотворчества – особый вид источников муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Содержание

Введение
1. Система муниципальных правовых актов
2. Виды муниципальных правовых актов
3. Устав муниципального образования и порядок его принятия
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право реф..doc

— 82.00 Кб (Скачать)

    - порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета, а также контроля его исполнения в соответствии с БК РФ;

    - порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

    Уставы  муниципальных образований могут  регулировать и иные вопросы местной  жизни.

    Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. Предложения по проекту устава или вносимым в него изменениям и дополнениям могут вносить как отдельные граждане, так и органы территориального и общественного самоуправления, руководители предприятий, учреждений, организаций.

    Так, например, в ст. 15 Устава Ростовской области сказано: «Граждане имеют право участвовать в управлении областью как непосредственно, так и через своих представителей. Одной из форм участия граждан в управлении областью является законодательная инициатива граждан, осуществляемая в соответствии с областным законом»; ст.29 Устава г. Ростова-на-Дону закрепляет правотворческую  инициативу  членов   городского сообщества:  «Члены  городского  сообщества  имеют  право  на  проявление    правотворческой (нормотворческой) инициативы,  то  есть  право на    внесение  предложений в городскую Думу о  необходимости  принятия    нормативного  акта  по  вопросам местного значения  или об  отмене    действующего акта городского самоуправления. Правотворческая  инициатива может  быть  выражена  также  путем    внесения  проекта правового акта в городскую Думу от имени  жителей    города».

    Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации (Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005г. № 97-ФЗ).

    Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Решение о государственной регистрации устава принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации на основании проверки соответствия устава Конституции РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

    Уставу  муниципального образования присваивается  государственный регистрационный  номер. Датой государственной регистрации  устава считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

      Основанием  для отказа в государственной  регистрации согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления...» может быть противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации.

    Порядок принятия уставов муниципальных  образований предусмотрен также в самих уставах ряда муниципальных образований. Например,   статья 85 Устава г. Ростова-на-Дону устанавливает, что Устав  принимается городской Думой, если  за  его  принятие    проголосовало более половины  от установленного  числа депутатов    городской   Думы.  Принятию  Устава  предшествует  обсуждение   его    проекта населением города. После    принятия   городской   Думой   Устав    проходит    государственную регистрацию в порядке,  установленном Областным законом    "О    порядке   государственной   регистрации    уставов муниципальных образований".        Устав вступает в силу в день его официального опубликования,    произведенного после государственной регистрации.

    Законодательство  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении предъявляет определенные требования к содержанию и структуре устава муниципального образования.

    В соответствии с Федеральным Законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления...» (ст. 8) в уставе муниципального образования указываются:

    1) границы и состав территории  муниципального образования;

    2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

    3) формы, порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении вопросов местного значения;

    4) структура и порядок формирования  органов местного самоуправления;

    5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    6) срок полномочия депутатов представительных  органов местного самоуправления, членов других выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

    7) виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    8) основания и виды ответственности  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

    10) статус и социальные гарантии  депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

    11) гарантии прав должностных лиц  местного самоуправления;

    12) условия и порядок организации  муниципальной службы;

    13) экономическая и финансовая основа  осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

    14) вопросы организации местного  самоуправления, обусловленные компактным  проживанием на территории муниципального  образования национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.

    В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что  субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, если появится такая необходимость.

      В самих уставах муниципального образования  нередко предусматриваются задачи и цели устава, его место в системе нормативных правовых актов, численность и состав населения, принципы местного самоуправления, порядок формирования муниципальной собственности и другие вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

       Местное самоуправление - один из  важнейших институтов   демократического  общества.  Местное самоуправление   имеет большое значение   для  формирования российской   государственности.

      Местное самоуправление  занимает   центральную позицию   между государством и обществом.   Именно в  данной   позиции этот  общественно-политический институт   играет ключевую   роль  в сохранении и укреплении  государственности.  Органы местного самоуправления   не входят   в систему органов   государственной  власти   и призваны решать  вопросы  местного значения,   создавать  условия   для обеспечения   повседневных   потребностей  населения - это и есть   реализация одного   из ключевых прав   человека и гражданина, гарантируемых   демократическими государствами, - право на достойную жизнь.

       Таким образом,   местное самоуправление  не только оппонент,   но  и соратник государственной власти,   а развитое местное  самоуправление   освобождает   органы государственной власти  от решения текущих, незначительных   в общегосударственном  масштабе вопросов   и позволяет  сконцентрироваться   на решении  государственных проблем,  способствует   оптимизации   государственного  управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 

    Нормативная литература

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием  12 декабря 1993г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 6 октября  2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)//Собрание законодательства РФ 2003г. №40. Ст. 3822
  3. Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)//Собрание законодательства РФ. 1995г. №35. Ст.3506
  4. Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.2005г. № 97-ФЗ
  5. Областной закон    "О    порядке   государственной   регистрации    уставов муниципальных образований"//
  6. Устав города Ростова-на-Дону (принят решением Ростовской-на-Дону Городской Думой от 09.04.96г. №211)//
  7. Областной закон Ростовской области Устав Ростовской области, принят Законодательным собранием 19.04.1996г. (в ред. Областных законов РО от 06.08.96 N 23-ЗС, от 18.10.96 N 28-ЗС, от 22.11.96 N 34-ЗС, от 05.12.97 N 48-ЗС, от 08.06.98 №3-ЗС)//

    Научная литература

  1. Коваленко А.И. Муниципальное право: Вопросы и ответы. – М.:1998.
  2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 1997
  3. Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», М.:2006.
  4. Муниципальное право. Курс лекций: Учебное пособие/ Под ред.С.Е. Чаннова. – М., 2006

Информация о работе Акты местного (муниципального) нормотворчества – особый вид источников муниципального права