Законы диалектики. Диалектический метод познания мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о неизбежной ограниченности естественно научных теорий специально рассматривался ученым физиком В.С.Барашенковым. Он убедительно доказывает, что возможность построения относительно "законченных теорий" (типа механики Ньютона, термодинамики, электродинамики Максвелла, квантовой механики, теории гравитационных полей Эйнштейна и др.), достаточно полно, описывающих различные формы движения материи, не означает возможности в одной или нескольких таких теориях полностью "перекрыть" весь мир, исчерпать все качественное многообразие законов природы. Каждая такая теория не учитывает многие параметры, второстепенные в данном приближении, но становящиеся важными при дальнейшем углублении в суть рассматриваемых явлений.

Работа содержит 1 файл

ксе на печать.docx

— 48.01 Кб (Скачать)

Историческая смена физических картин мира.

В существующей исторической и методологической литературе наиболее подробно проанализирована историческая эволюция физических картин мира. В ХVI-ХVII вв. вместо натурфилософской утвердилась механистическая картина  мира, распространившая на все явления  в мере законы механики Галилея-Ньютона, которые принимались за основу всех других законов природы. Господствующее положение в научном познании в духе этой картины занял односторонний  анализ, разделивший мир на группы обособленных и неизмененных самих  по себе явлений. В ХIХ в. в рамках механистической картины сложилась  термодинамическая картина мира, основанная на молекулярно- кинетической концепции и вероятностно-статических  законах. Окончательное крушение механистической  картины мира вызвала теория электромагнитного  поля, созданная М. Фарадеем и Дж. К. Максвеллом во второй половине ХIХ  в. Если до Максвелла физическая реальность мыслилась в виде материальных точек, то после него физическая реальность предстала в виде непрерывных  полей, не поддающихся механистическому объяснению. Наступила эра принципиально  новой физической картины мира, трансформировавшейся в ХХ в. в релятивистскую и квантовомеханическую картины мира. Соотношение, конкретное взаимодействие эмпирического базиса и собственно физических теорий друг с другом, а также научной картиной мира и философией детально рассмотрено  в рекомендуемой книге М.В. Мостепаненко.

Научная картина мира служит промежуточным  звеном между философией и теорией  конкретной науки. Научная картина  мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с  другой стороны - опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.

Все естественно-научные знания и воззрения  входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская  наука). Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и  спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком  теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники  на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в  систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного  влияния на развитие естественно-научных  знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых  фактов, подготовивших переход к  следующему периоду. В целом это  была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания. Период механического и метафизического  естествознания, начавшийся с возникновения  естествознания как систематической  экспериментальной науки в эпоху  Возрождения, отвечает времени становления  и утверждения капиталистических  отношений в Западной Европе. Естествознание этого периода революционно по своим  тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 00 в. (формирование механического  естествознания - Г. Галилей) и конца 00 в. - начала 00 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т.к. господствующим методом  мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика.

Современная картина мира.

В ХХ в. на роль лидера научного познания наряду с физической претендует и  биология, к которой относятся  такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом.

Биологическая картина мира к которому принадлежит  и человек, соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных  исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние годы на первый план все  больше выходит новое междисциплинарное  направление исследований, именуемое  синергетикой, порожденное переходом  науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

Это направление возникло в начале 70-х  годов и связано в первую очередь  с именами И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью  познание общих принципов самоорганизации  систем разной природы - от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, не равновесность, способность  усиливать случайные флуктации.

Предмет синергетики - это прямые и обратные переходы систем от стабильности к  нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

Синергетика же выявляет и формулирует общие  принципы самоорганизации любых  систем и в этом отношении она  аналогична системному методу, который  рассматривает общие принципы функционирования, развития и строения любых систем. В целом же системный подход имеет  более общий и широкий характер, поскольку наряду с динамическими, развивающимися системами рассматривает  также системы статические. Эти  новые мировоззренческие подходы  к исследованию естественнонаучной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы  научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.

Глава 3. Научные революции в  истории естествознания.

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

Научная революция  приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. При этом научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом.

Существует  три основных революции в естествознании: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Однако, следует отказаться отнаивных  и предвзятых представ-лений о  них как процессах, связанных  с ликвидацией прежнего знания, с  отказом от преемственности в  развитии науки и прежде всего  ранее накопленного и проверенного эмпирического материала, а признать и принять весьма актуальный в  связи с существующей проблемой  «радикальных прорывов» в науке  принцип соответствия Н. Бора, который  гласит, что ни одна новая теория не отрицает начисто предыдущую, а  вбирает ее в себя на правах частного случая.

Начало  естествознания считается с XVII столетия, что привело к коренным преобразованиям  образа жизни человека. В XII в., когда  в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась  с теологией и пришла с ней  в противоречие. Разрешением этого  противоречия стала концепция двойственности истины. Но даже в этих обстоятельствах  еще очень долгое время все  опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, но не абсолютной достоверностью. В тех условиях религиозная картина  мира представлялась более очевидной  по сравнению с философско-научной.

 Ученые сркдневековья.

Конечно, до XVII в. были периоды Средневековья  и Возрождения. В течение первого  из них наука находилась в полной зависимости от богословия и схоластики. Для этого времени типичны  астрология, алхимия, магия, каббалистика и другие проявления оккультного, тайного  знания. Алхимики пытались с помощью  химических реакций, протекающих в  сопровождении специфических заклинаний, получив философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились мнете научные  открытия, были созданы технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов и т.д. В целом развивающееся  знание было промежуточным звеном между  техническим ремеслом и натурфилософией  и в силу своей практической направленности содержало в себе зародыш будущей  экспериментальной науки. Однако постепенно накапливающиеся изменения привели к тому, что представление о соотношении веры и разума в картине мира стало меняться: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения. В эту эпоху (XVI в.) человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам себе творец, он - владыка природы. Снимается граница между наукой как постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Начинается математизация физики и фиэикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени (XVII в.). У истоков ее стояли Н. Коперник, И. Кеплер, Г Галилей. Так, например, Галилей всячески развивал идею системаческого применения двух взаимосвязанных методов - аналитического и синтетического, называл их резолютивным и композитивным. Главным достижением в механике было установление им закона инерции, принципа относительности, согласно которому: равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.

Великий английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.) завер-шил коперниковскую революцию. Он доказал существование тяготения, как универсальной силы - силы, которая  одновре-менно заставляла камни  падать на Землю и была причинойзамкнутых  орбит, по которым планеты вращались  вокруг Солнца. Заслуга И. Ньютона  была в том, что он соединил механическую философию Р. Декарта, законы И. Кеплера  о движении планет и законы Г Галилея  о земном движении, сведя их в  единую всеобъемлющую теорию. После  целого ряда математических открытий И. Ньютон установил следующее: для  того, чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответствующими скоростями и на соответствующих  расстояниях, определяющихся третьим  законом И. Кеплера, их должна притягивать  к Солнцу некая сила, обратно - пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому  же закону подчиняются и, тела, падающие на Землю.

 Ньютоновская революция.

Ньютон  создал свой вариант дифференциального  и интегрального исчисления непосредственно  для решения основных проблем  механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени  движения и ускорения, как производной  от скорости по времени или вто- рой  производной от пути по времени. Благодаря  этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон  всемирного тяготения. Ньютон был убежден  в объективном существовании  материи, пространства и времени, в  существовании объективных законов  мира, доступных человеческому познанию. Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, Ньютон глубоко верил в Бога, очень  серьезно относился к религии. Он был автором «Апокалипсиса», «Хронологии». Эта приводит к выведу, что для  И. Ньютона не было конфликта между  наукой и религией, в его мировоззрении  уживалось и то и другое.

Отдавая дань столь великому вкладу ученого  в становление и развитие научной  картины мира, научную парадигму  этого периода или научную  революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.

И это вторая в истории европейской  науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно  считать:

натурализм-идею самодостаточности природы, управляемой  естественными, объективными законами;

механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;

квантитативизм-универсальный  метод количественного сопоставления  и оценки всех предметов и явлений  мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;

причинно-следственный автоматизм жесткую детерминацию всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;

аналитизм - примат аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и  Средневековья;

геометризм-утверждение  картины безграничного однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.

Еще одним важнейшим итогом научной  революции Нового времени стало  соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой  науки с ремесленно-технической  деятельностью, с производством. Кроме  того, в результате этой революции  в науке утвердился гипотетико-дедуктивный  метод познания.

В прошлом веке физики дополнили механистическую  картину мира электромагнитной. Электрические  и магнитные явления были известны давно, но изучались обособленно  друг от друга. Их изучение показало, что  между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту  связь и создать единую электромагнитную теорию.

Революция Эйнштейна.

В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что  элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким  путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем  не существует непроходимой границы: в  определенных условиях элементарные частицы  вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.

Еще более радикальные изменения  в учении о пространстве и времени  произошли в связи с созданием  общей теории относительности, которую  нередко называют новой теорией  тяготения. Эта теория впервые ясно и четко установила связь между  свойствами движущихся тел и их пространственно-временной  метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые , основные свойства пространства и времени  исходя из своей теории:

1) их объективность и независимость  от человеческого сознания и  сознания всех других разумных  существ в мире. Их абсолютность  они являются универсальными  формами бытия материи, проявляющимися  на всех структурных уровнях  ее существования;

2)неразрывную  связь друг с другом и с  движущейся материей;

3)единство  прерывности и непрерывности  в их структуре - наличие отдельных  тел, фиксированных в пространстве  при отсутствии каких-либо «разрывов»  в самом пространстве;

По  существу относительность восторжествовала и в квантовой механике, т.к. ученые признали, что нельзя:

1) найти объективную истину безотносительно  от измерительного прибора;

Информация о работе Законы диалектики. Диалектический метод познания мира