Соотношение реалий окружающего мира и его моделей в процессе познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:00, доклад

Описание работы

Моделирование в настоящее время привлекает пристальное внимание и получило необычайно широкое применение во многих областях знаний: от философских и других гуманитарных разделов знаний до ядерной физики и других разделов физики, от проблем радиотехники и электротехники до проблем механики и гидромеханики, физиологии и биологии и т. д. Превратилось: а) в общенаучный, в высшей степени эффективный инструмент познания; б) в метод прогнозирования инженерно-конструкторских разработок; в) в метод машинной имитации долгосрочных программ и планов в области экономики, анализа и оценки различных вариантов принимаемых ответственных решений и последствий их реализации.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………... 3
2. Глава 1. Понятие модели и их классификация ……………………………. 4
3. Глава 2. Понятие моделирования и их классификация …………………… 6
4. Глава 3. Основные функции моделей ……………………………………… 9
3.1. Моделирование как средство экспериментального исследования ….. 9
3.2. Моделирование и проблема истины …………………………………. 11
5. Заключение …………………………………………………………………. 13
6. Список литературы ………………………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

Соотношение реалий окружающего мира и его моделей в процессе познания.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
  1. переход от натурального объекта к модели - построение модели (моделирование в собственном смысле слова);
  2. экспериментальное исследование модели;
  3. переход от модели к натуральному объекту, состоящий в перенесении результатов, полученных при исследовании, на этот объект.

Модель входит в эксперимент, не только замещая  объект исследования, она может замещать и условия, в которых изучается некоторый объект обычного эксперимента. Обычный эксперимент предполагает наличие теоретического момента лишь в начальный момент исследования - выдвижение гипотезы, ее оценку и т.д., а также на завершающей стадии - обсуждение и интерпретация полученных данных, их обобщение. В модельном эксперименте необходимо также обосновать отношение подобия между моделью и натуральным объектом и возможность экстраполировать на этот объект полученные данные. В.А.IIIтофф в своей книге "Моделирование и философия" говорит о том, что теоретической основой модельного эксперимента, главным образом в области физического моделирования, является теория подобия. Она дает правила моделирования для случаев, когда модель и натура обладают одинаковой (или почти одинаковой) физической природой [1, с.31]. Но в настоящее время практика моделирования вышла за пределы сравнительно ограниченного круга механических явлений. Возникающие математические модели, которые отличаются по своей физической природе от моделируемого объекта, позволили преодолеть ограниченные возможности физического моделирования. При математическом моделировании основой соотношения модель - натура является такое обобщение теории подобия, которое учитывает качественную разнородность модели и объекта, принадлежность их разным формам движения материи. Такое обобщение принимает форму более абстрактной теории изоморфизма систем.

    1. Моделирование и проблема истины

Интересен вопрос о том, какую роль играет само моделирование, в процессе доказательства истинности и поисков истинного знания. Что же следует понимать под истинностью модели? Если истинность вообще - "соотношение наших знаний объективной действительности" [1, с.178], то истинность модели означает соответствие модели объекту, а ложность модели - отсутствие такого соответствия. Такое определение является необходимым, но недостаточным. Требуются дальнейшие уточнения, основанные на принятие во внимание условий, на основе которых модель того или иного типа воспроизводит изучаемое явление. Например, условия сходства модели и объекта в математическом моделировании, основанном на физических аналогиях, предполагающих при различии физических процессов в модели и объекте тождество математической формы, в которой выражаются их общие закономерности, являются более общими, более абстрактными. Таким образом, при построении тех или иных моделей всегда сознательно отвлекаются от некоторых сторон, свойств и даже отношений, в силу чего, заведомо допускается несохранение сходства между моделью и оригиналом по ряду параметров. Так планетарная модель атома Резерфорда оказалась истинной в рамках исследования электронной структуры атома, а модель Дж. Дж. Томпсона оказалась ложной, так как ее структура не совпадала с электронной структурой. Истинность - свойство знания, а объекты материального мира не истинны, неложны, просто существуют. В модели реализованы двоякого рода знания:

  1. знание самой модели (ее структуры, процессов, функций) как системы, созданной с целью воспроизведения некоторого объекта;
  2. теоретические знания, посредством которых модель была построена.

Имея в виду именно теоретические соображения  и методы, лежащие в основе построения модели, можно ставить вопросы  о том, на сколько верно данная модель отражает объект и насколько  полно она его отражает. В таком случае возникает мысль о сравнимости любого созданного человеком предмета с аналогичными природными объектами и об истинности этого предмета. Но это имеет смысл лишь в том случае, если подобные предметы создаются со специальной целью изобразить, скопировать, воспроизвести определенные черты естественного предмета. Таким образом, можно говорить о том, истинность присуща материальным моделям:

  • в силу связи их с определенными знаниями;
  • в силу наличия (или отсутствия) изоморфизма ее структуры со структурой моделируемого процесса или явления;
  • в силу отношения модели к моделируемому объекту, которое делает ее частью познавательного процесса и позволяет решать определенные познавательные задачи.

"И в этом  отношении материальная модель  является гносеологически вторичной, выступает как элемент гносеологического отражения"[1, с.180].

 

Заключение

 

В ходе работы можно  выделить следующие выводы:

  1. Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Более того, развитие любой науки в целом можно трактовать -- в весьма общем, но вполне разумном смысле, -- как «теоретическое моделирование». Важная познавательная функция моделирования состоит в том, чтобы служить импульсом, источником новых теорий. Нередко бывает так, что теория первоначально возникает в виде модели, дающей приближённое, упрощённое объяснение явления, и выступает как первичная рабочая гипотеза, которая может перерасти в «предтеорию» - предшественницу развитой теории. При этом в процессе моделирования возникают новые идеи и формы эксперимента, происходит открытие ранее неизвестных фактов. Такое «переплетение» теоретического и экспериментального моделирования особенно характерно для развития физических теорий.
  2. Моделирование - не только одно из средств отображения явлений и процессов реального мира, но и - несмотря на его относительность - объективный практический критерий проверки истинности наших знаний, осуществляемой непосредственно или с помощью установления их отношения к другой теории, выступающей в качестве модели, адекватность которой считается практически обоснованной. Применяясь в органическом единстве с другими методами познания, моделирование выступает как процесс углубления познания, его движения от относительно бедных информацией моделей к моделям более содержательным, полнее раскрывающим сущность исследуемых явлений действительности.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Штофф В.А. "Моделирование и философия" М.: Наука, 1966
  2. Лобынцев Ю. И., Лобынцева Е. Ю. "Физика 7 класс" М.: Дрофа, 2003
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://sireo.narod.ru

 


Информация о работе Соотношение реалий окружающего мира и его моделей в процессе познания