Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:40, контрольная работа
Важнейшая задача естествознания – создание логичной, завершенной, непротиворечивой естественнонаучной картины мира. Естественнонаучная картина природы образует в целом упорядоченную систему, которая по мере развития науки, накопления человечеством знаний о природе, уточняется и дополняется. Формирование такой картины мира невозможно без обращения к глобальным обобщающим понятиям, выражающим самые глубокие, самые общие, универсальные свойства природы, присущие всем объектам и явлениям окружающего нас мира. К таким наиболее общим понятиям, которые формировались на протяжении многих веков истории человечества, будучи предметом изучения философии как первой науки о природе и физики как фундаментальной основы естествознания, относятся материя, движение, пространство и время.
Введение…………………………………………………………………….......3
Эволюция концепции материи в философии и физике…………………...4-10
Пространство и время в теории относительности Альберта Эйнштейна….10
Специальная теория относительности…………………………………....10-12
Пространство и время в общей теории относительности ……………....12-15
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………16
так же, когда воздух, находящийся в малом пространстве, распространяется на большое пространство и когда из большого пространства сгущается в малое, оба эти явления возникают в материи, которая имеет возможность занимать разное пространство». Это объяснение Аристотеля и вообще его концепция недифференцированного основного вещества примечательны тем, что в средневековой алхимии они служили теоретической базой попыток «трансмутации» металлов и производства золота из менее драгоценных металлов.
Понятие «хюле», или же «первичной материи», переняли от Аристотеля и
некоторые другие античные школы. Как и многие другие понятия и взгляды
Аристотеля,
это понятие перешло в
Взгляды самих «отцов церкви» в некоторых пунктах отличаются от взглядов Аристотеля. На закате античного мира, в период экономического,
политического и культурного упадка не было ни условий, ни стремлений понять сложную рациональную систему Аристотеля. «Отцы церкви» не могли понять абстрактное и спекулятивное понятие «первичной материи».
Аристотелевская «Метафизика», «Физика» и другие произведения, в которых речь идет о «первичной хюле», были снова открыты и переведены на латинский язык в первой половине XIII века. Объективно идеалистические и телеологические черты мышления Аристотеля и его теория дедуктивной логик постепенно вели к тому, что церковные философы начали использовать мыслительное наследие Аристотеля для преобразования его в своих целях. Это в полной мере относится и к аристотелевской парной категории «материя» и «форма». Во многих рассуждениях схоластиков эти понятия выражают средневековый дуализм в понимании мира. У Аристотеля не было такого дуализма. В отличие от него схоластики признавали существование чистых форм без «материи»; по их мнению, это разные «духи» (прежде всего бог, потом ангелы и бессмертные человеческие души).
Диалектика
«материи» и «формы» в
Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию «материя» в ее абстрактно-логической форме. Аристотель уже не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще. Отныне философы начинают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи. Аристотелем в основном заканчивается первый период истории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории «материя». Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить.
Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств
вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению
понятия материи с представлениями о веществе и его механическими
свойствами.
К числу таких свойств
Много соображений о материи, часто непосредственно связанных с полемикой против Аристотеля, можно найти у Джордано Бруно (1548-1600) в произведении «О причине, начале и едином». Третья и четвертая части этой работы полностью посвящены определению понятия «материя». Бруно понимает материю как единую материальную основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова. Точка зрения, согласно которой форма создает из материи отдельные предметы, оправдана тогда, говорит он, когда речь идет о работе ремесленника. Природа не творит таким способом. В жизни природы форма не является по отношению к материи внешним творческим принципом. «Следует скорее говорить, что она (материя) содержит формы и включает их в себе, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы в субстанции».
В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство
средневековой схоластики и философское мышление уже повсюду становится на новый путь. Происходит окончательный отход и от Аристотеля, везде усиливается интерес к исследованию природы и высоко оценивается наблюдение и опыт. Представление о материалистической категории материи, совокупно отражающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и независимо от него, становятся постоянным составным элементом европейского материалистического мышления в эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объективной реальности в одну категорию было облегчено односторонностью философского и научного мышления. Для материалистических философов XVII века «материя» была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность. Начиная с XVI века материализм вновь расцвел, и прежде всего в Англии. В XVI и XVII веках этот материализм представлен именами Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. Английский материализм в целом сделал огромный шаг вперед по сравнению с материализмом древней Греции, однако в вопросе о происхождении общих понятий мы видим здесь лишь ряд настойчивых поисков решения проблемы.
Французский философ Р. Декарт (1596-1650) также считал, что все тела, как
твердые, так и жидкие, состоят из одной и той же материи, что каждая
частица материи стремится всегда превратиться в одну из своих форм и,
превратившись в нее раз, всегда ее сохраняет. Природа материи, то есть
тела, по Декарту состоит лишь в том, что оно (тело) есть субстанция,
протяженная в длину, ширину и глубину. Мир представляет собой беспредельно протяженную субстанцию. Во всем мире существует одна материя. В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Кондильяк преодолели многие недостатки английского материализма XVII века. В частности, Гольбаху принадлежит одно из классических определений материи: «... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».
В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал
определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя (вещество) рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц- атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные пространственно-временные комбинации этих атомов. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п. Следует отметить, что до второй половины XIX века представления тогдашних философов-материалистов о материи вполне согласовывались с повседневным опытом человеческой практики и достижениями науки тех дней.
Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах
получило
развитие и на основе выдающихся достижений
науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из
этих открытий явились: открытие закона
сохранения и превращения энергии Р. Майером,
периодического закона химических элементов
Д. И. Менделеевым, теории электричества
и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие
электрона, его структуры и свойств; радия
и радиоактивного излучения; радиоактивного
распада… Эти выдающиеся открытия объединяет
принцип признания материальности всех
явлений и процессов объективного мира.
Благодаря им в науке сложилось качественно
новое, диалектико- материалистическое
представление о материи и ее свойствах.
Однако естествоиспытатели и философы-метафизики
не только не смогли подняться в понимании
материи и ее свойств, законов ее изменения
и развития на уровень новейших открытий
науки, а, наоборот, в связи с открытием
радиоактивности, рентгеновских лучей,
электрона и его электромагнитных свойств,
электромагнитной природы света, начали
говорить об «исчезновении» материи, о
«замене» материи электричеством, энергией
вообще. Опровергая такие утверждения,
В. И. Ленин говорит: «Материя исчезает
— это значит исчезает тот предел, до которого
мы знали материю до сих пор, наше знание
идет глубже; исчезают такие свойства
материи, которые казались раньше абсолютными,
неизменными, первоначальными и которые
теперь обнаруживаются, как относительные,
присущие только некоторым состояниям
материи». Основной особенностью ленинского
понятия материи как объективной реальности
является то, что оно указывает на неисчерпаемость
ее структуры и свойств; на безграничность
человеческого познания материи вширь
и вглубь. Так, современные специалисты
в области физики микромира рассматривают
в качестве объекта исследования уже не
только атом, но и микрочастицы, из которых
состоит атом, и микрочастицы, образующиеся
при взаимодействии частиц, образующих
атом. До недавнего времени естествознание
различало два вида материи –вещество
и поле; в современном представлении к
ним следует добавить третий вид материи
– физический вакуум. К категории вещества
следует отнести атомы, молекулы, и все
образованные атомами и молекулами тела,
предметы, структура и форма которых весьма
разнообразны. В настоящее время известно
несколько разновидностей полей: электромагнитное,
гравитационное, поле ядерных сил, а также
волновые (квантовые) поля, соответствующие
различным элементарным частицам. При
этом существует точка зрения, объединяющая
вещество и поле на основе известного
из физики микромира корпускулярно-волнового
дуализма.
Пространство
и время в теории
относительности
Альберта Эйнштейна
Субстанциональной
концепции пространства-
Специальная
теория относительности
В теории
относительности Эйнштейна
В специальной теории относительности функционирует новый закон сложения скоростей, из которого вытекает невозможность превышения скорости света в вакууме. Коренным отличием специальной теории относительности от предшествующих теорий является признание пространства и времени в качестве внутренних элементов движения материи структура которых зависит от природы самого движения, является его функцией. В подходе Эйнштейна преобразования Лоренца оказываются связанными с новыми свойствами пространства и времени: с относительностью длины и временного промежутка, с равноправностью пространства и времени, с инвариантностью пространственно-временного интервала.
Информация о работе Развитие представлений о материи, пространстве и времени