1)Всякое движение
может описываться только по
отношению к другим телам, которые
могут приниматься за системы отсчета,
связанные с определенной системой координат.
2)Пространство
и время тесно взаимосвязаны
друг с другом, ибо только совместно
они определяют положение движущегося
тела. Именно поэтому время в
теории относительности выступает
как четвертая координата для описания
движения, хотя и отличная от пространственных
координат.
3)Специальная
теория относительности показала,
что одинаковость формы законов
механики для всех инерциальных,
или галилеевых, систем отсчета
сохраняет свою силу и для законов
электродинамики, но только для этого
вместо преобразований Галилея исполь-
зуются преобразования Лоренца.
4)При обобщении
принципа относительности и распростра-
нении его на электромагнитные
процессы постулируется постоянство
скорости света, которое никак не
учитывается в механике.Общая теория относительности
отказывается от такого ограничения, так
же как и от требования рассматривать
лишь инерциальные системы отсчета, как
это делает специальная теория. Благодаря
такому глубокому обобщению она приходит
к выводу: Все системы отсчета являются
равноценными для описания законов природы.С
философской точки зрения наиболее значительным
результатом общей теории относительности
является установление зависимости пространственно-временных
свойств окружающего мира от расположения
и движения тяготеющих масс.Именно благодаря
воздействию тел с большими массами происходит
искривление путей движения световых
лучей. Следовательно гравитационное
поле, создаваемое такими телами, определяет
в конечном итоге пространственно-временные
свойства мира.В специальной теории относительности
абстрагируются от действия гравитационных
полей, и поэтому ее выводы оказываются
применимыми лишь для небольших участков
пространства-времени.Важнейший вывод
теории относительности о физической
эквивалентности массы и энергии Е = тс2
может навести на мысль что вещество представляет
собой огромную концентрацию энергии.
Понятие же энергии служит характеристикой
поля. Нельзя ли было бы поэтому построить
всю физику на едином понятии поля? Такая
грандиозная программа была выдвинута
А. Эйнштейном, но, к сожалению, осталась
незавершенной.Концепцию относительности,
лежащую в основе общей и специальной
физической теории, не следует смешивать
с принципом относительности наших знаний,
в том числе и в физике. Первая концепция
касается движения физических тел по отношению
к разным системам отсчета, то есть характеризует
процессы, происходящие в объективном,
материальном мире. Вторая — относится
к росту и развитию нашего знания, то есть
касается мира субъективного, характеризуя
процессы изменения наших представлений
об объективном мире. Не подлежит сомнению,
что между этими процессами есть определенная
связь, и сами физики признают, что возникновение
теории относительности повлияло на характер
мышления ученых. Об этом ясно и убедительно
рассказал в своих известных лекциях выдающийся
американский физик Ричард Фейнман (р.
1918).Отвечая на вопрос, какие новые идеи
и предложения внушил физикам принцип
относительности, Фейнман указывает, что
первое открытие по существу состояло
в том, что даже идеи, которые уже очень
долго держатся и очень точно проверены,
могут быть ошибочными. Каким это было
большим потрясением открыть, что законы
Ньютона неверны, и это после того, как
все годы они казались точными! Следующее.
Если возникают некие «странные» идеи,
вроде той, что, когда идешь, время тянется
медленнее, то неуместен вопрос: нравится
ли это нам? Здесь уместен другой вопрос:
согласуются ли эти идеи с тем, что показал
опыт? И, наконец, теория относительности
подсказала, что надо обращать внимание
на симметрию законов или (что более определенно)
искать способы, с помощью которых законы
можно преобразовать, сохраняя при этом
их форму.К сожалению, принцип относительности
в физике был использован некоторыми западными
философами для защиты философского релятивизма,
суть которого сводится к отрицанию объективно
истинного содержания о реальном мире
в нашем знании. Раз наши принципы и теории
меняются, значит, заявляют релятивисты,
в них не содержится никакой истины, и
поэтому сама истина объявляется соглашением
ученых, удобным средством для классификации
фактов, экономным описанием действительности
и т. п. Даже предварительное знакомство
с результатами физической теории относительности
показывает явную несостоятельность философского
релятивизма. Поэтому следует ясно различать
релятивизм, или относительность, в реальном
физическом мире, и релятивизм, или относительность,
наших знаний.
Использованная
литература Рузавин Г.И. «Концепции современного
естествознания. Курс лекций», - М.: Проект,
2004.