Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа
Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?
1. Причины, критерии разделения научного знания на естествознание и гуманитарное научное знание, аргументы абсурдности разделения и эволюционизм как основа одной науки 3
2. Задачи, логика и архитектоника курса Концепции современного естествознани………………………………………………………….........11
3. Причины возникновения науки в Античности и принципы классического естествознания…………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………….…………….26
Причины возникновения науки в Античности.
Появление
частной собственности и
Появление отработанных способов получения нового знания было связано с отсутствием у греков касты жрецов, которые на Востоке монополизировали интеллектуально-духовную деятельность. Там знания были доступны только посвященным, они бережно хранились и передавались, так как считались данными богами, но никакие изменения в них не допускались. В Древней Греции в силу специфики природных условий традиционные полисы (небольшие самостоятельные города-государства) были настолько бедны, что не могли себе позволить содержать неработающих людей (достаточно вспомнить описания жизни царя Одиссея в «Илиаде» Гомера). Поэтому не только жрецы, но и правители на ранних этапах развития полисов должны были трудиться. А многие должности были выборными. Поэтому ни о каких тайных знаниях не было и речи, они были доступны для любого гражданина и свободного человека. [4, С.55]
Формирование теоретичности знания, отрыв его от повседневных практических интересов связаны с такой особенностью греческой цивилизации, как классическое рабство. Оно было экономической основой античной цивилизации. Так, в период расцвета Афин в V—IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Занятия свободного человека (в их числе была и наука) размежевывались с ремеслом — занятием рабов.
Это был очень важный шаг для становления науки, так как именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию — непременное условие науки (обобщение принципов орудийно-трудовой деятельности порождает лишь абстрагирование, на что способны и высшие животные). Умение мыслить в понятиях, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли — великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сферы «теоретического» и сферы «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии — планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, апории элеатов, диогеновский поиск сущности человека — все это не имеет каких-то очевидных связей с материальным производством. Практика, обусловливая абстрагирование, препятствует возникновению идеализации как его логического продолжения. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Все эти сугубо «непрактические» вопросы весьма далеки как от сферы массового производства, так и от сознания производителей. Но без них подлинной науки возникнуть не может, именно об этом говорит пример Древнего Востока.
Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону: в частности, неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время. [4, С.56]
Принципы классического античного естествознания:
Умозрительность, отсутствие эксперимента, теоретический характер древнегреческой науки: мыслители Древней Греции верили в совершенные и неизменные идеальные сущности, формы, идеи, относились к миру как к Космосу (порядку, гармонии). Греческие мыслители презирали прагматичность знания, например, Архимед считал эмпирические и инженерные знания низким и неблагодарным делом.
Целостность, додисциплинарность: греки описывали мир в единстве и понимали его целостно. Пифагор считал, что познать вещи можно только через гармонию между человеком и миром, через единение, через общее начало, а это общее начало даёт вещам число. В пифагорейском союзе изучали всё: теософию и астрологию, науку жизни души и искусство прорицания, науку жизни и смерти, психологию и медицину, науку трансформаций, магию, мораль, физику, науку о камнях, растениях и животных, политику и т. д.
Антиисторичность,
отсутствие идеи необратимой эволюции:
мир воспринимался и переживался античными
философами не в категориях изменения
и развития, а как пребывание в стационарном
состоянии или вечном вращении в великом
кругу. Космос всегда был, есть и будет
вечно живым огнём, который не создал никто
(Гераклит). Движение Космоса есть вечное
возвращение в пределах гармонии целого,
почти все уподобляли Космос шару. [1]
Рассмотрим естественнонаучные концепции античных мыслителей:
Анаксимандр из Милета (611-546гг. до н.э.) – философ. Первая модель Космоса: Земля-цилиндр в центре космической сферы. Первоначало – бесконечное, Абс, апейрон. Наш мир – один из бесконечных миров. Жизнь зарождается в водной среде. Первая географическая карта.
Анаксагор из Клазомен (около 500-427(8) гг. до н.э.) – философ, математик, астроном. Пытался увидеть мир через абстрактные образы. Процесс эволюции – проявление того, что извечно задано, всё сущее – не более чем разная форма проявления одного и того же. Исходные формы – дискретные единицы или семена – существуют изначально. Ничто не рождается и не гибнет, но соединяется и разделяется. Творческий процесс связан с представлением о разуме. Разум сам по себе и всё определяет, упорядочивает. Вещи мира не автономны, всё было и есть континуум.
Гиппократ Косский (460-370 гг. до н.э.) – “отец” научной медицины. Излагал геометрические знания дедуктивным методом. Человека представлял как вплетённого естественным образом в контекст систем, образующих сферу его жизни. Медицинское знание – это точное и строгое понимание подходящей диеты и её выверенной меры.
Пифагор (расцвет жизни – 530-е гг. до н.э., смерть – нач. V в. до н э.) – философ, математик. Создал общество пифагорейцев, которое стало авторитетной философско-научной школой, политическим союзом. Подчёркивали количественные стороны природных явлений. Число – начало всех вещей. Открыли числовые пропорции: звуки и музыка, периодизация времени, циклы биологического развития, движение небесных тел. Верили в переселение душ (метемпсихоз). Космос – порядок, Земля – шар, в центре Космоса – центральный огонь. Сформулировали 10 пар противоположных категорий. Пифагор доказал теорему, известную в нач. 2-го тыс. до н. э. в древневавилонскую эпоху. [1]
Эмпедокл (484(81) – 424 (21) гг. до н.э.) – философ-“эволюционист”. Считал, что невозможно возникновение из ничего, исчезновение ни во что. Космос рождается переходом от любви к раздору и от несогласия – к власти любви. В каждом из этих периодов есть прогрессивное рождение и прогрессивное разрушение Космоса, что предполагает совместное действие этих сил. Организмы возникли в результате соединения элементов. Несовершенные организмы погибали, освобождая место для более приспособленных и совершенных организмов.
Демокрит (втор. пол. V в. до н.э.) – философ-энциклопедист. Первая концепция атомизма: сущее есть атомы, неделимые, не возникающие, неизменные, невидимые по причине малости тела, движущиеся в пустоте. Атомы различаются по форме. Бесконечные миры рождаются, развиваются, разрушаются циклообразно, бесконечно. Ум, Интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Душа и ум образованы из особых атомов.
Платон (427-347 до н. э.) – философ, ученик Сократа. Создал первую целостную систему объективного идеализма. Развитие атомизма в диалоге Тимей. Теория материи и теоретическая физическая химия. Создатель Академии, философской школы, основывающейся на традициях пифагорейцев. Первая социальная утопия.
Эвдокс Книдский (V-VI в. до н. э.) – математик и астроном. Создал теорию соотношений целых чисел и геометрических отрезков. Геоцентрическая модель движения планет (перемещения Солнца, Луны и 5 планет трактовались как комбинации ряда круговых движений). Первая греческая обсерватория и первый каталог звёздного неба.
Евклид – в 310-280 до н. э. работал в Александрии – математик. В главном труде – «Начала» привёл в единую, логически завершённую дедуктивную систему математические знания. Начала служили учебником геометрии до ХХ в. Ввёл иррациональные числа, заложил основы оптики.
Архимед из Сиракуз (III в. до н. э., убит в 212 г.) – математик, механик, астроном. Создатель теоретической механики (закон Архимеда, теория рычага, наклонная плоскость, ввёл понятия центр тяжести, вес, равновесие рычага, статический момент). Заложил основы статики и гидростатики. Доказательства строил аксиоматически. Создал планетарий и воспроизвёл движение небесных светил (чудо механики). [1]
Научные
представления греческих
Физика по Аристотелю – наука, исследующая чувственную субстанцию, наука о формах и сущностях, это скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира. Для этого мира характерно: вечное цикличное движение и стремление к потенциальной цели. Естественнонаучные идеи Аристотеля:
Следует отметить, что учение Аристотеля, где Бог являлся "перводвигателем" Вселенной, было даже канонизировано христианской церковью в 1277 г. Это на многие столетия послужило тормозом развития естествознания. [2, С.51]
В первые века нашей эры греческий и римский рабовладельческий строй, диктовавший запросы науке, естествознанию начал приходить в упадок. Римская империя в V веке н. э. распалась под действием внешних и внутренних сил — восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. На смену пришел феодализм, формирование которого было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере науки и культуры.
По
существу, начал формироваться новый
тип сознания, новый тип культуры,
новый тип иного мышления, духовного
освоения мира человеком. Изменились запросы
общества, поменялись человеческие и духовные
ценности. Новую основу общества составляло
монотеическое религиозное сознание,
в котором на первом плане — не познание
мира и получение нового знания, а переживание,
прочувствование мира и вера во всемогущество
Бога, в существо, которое создало мир
и постоянно творит его своей волей и активностью.
Вмешательство божественных, потусторонних
сил может проявиться неожиданно во времени
и пространстве (части света, мира), являя
собой чудо, неподвластное, недоступное,
непознаваемое человеком. Естествознание,
а с ним и мировоззрение, лишаются предмета
познания, реальных целей и задач. В сознание
на многие сотни лет восшествует иррационализм
и мистицизм. С VI века в истории западноевропейской
культуры начался период «темных веков».
[5, С.40]
Информация о работе Причины возникновения науки в античности