Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:55, контрольная работа
Каждого человека, начиная с самого раннего возраста, отличает любопытство - естественное стремление познать окружающий мир. «Любопытство сродно человеку и просвещенному, и дикому», - утверждал выдающийся русский историк и писатель Н.М. Карамзин (1766 - 1826). С возрастом неосознанное любопытство постепенно перерастает в осознанное желание познать законы, которые управляют природой, научиться применять их в своей трудовой деятельности, предвидя возможные ее последствия. Законы природы и способы их применения отражают концентрированный опыт человечества. Опираясь на него, человек способен защитить себя от ошибок, и ему легче достичь желаемых целей. Концентрированный опыт человечества лежит в основе любого образовательного процесса.
Естествознание
- наука о явлениях и законах природы. Современное
естествознание включает множество естественно-научных
отраслей: физику, химию, биологию, физическую
химию, биофизику, биохимию, геохимию и
др. Оно охватывает широкий спектр вопросов
о разнообразных свойствах объектов природы,
которую можно рассматривать как единое
целое. Огромное ветвистое древо естествознания
медленно произрастало из натурфилософии
- философии природы, представляющей собой
умозрительное истолкование природных
явлений и процессов. Натурфилософия зарождалась
в VI - Vb.b. до н.э. В древней Греции в ионийской
школе и была, по существу, первой исторической
формой философии, которая носила стихийно-материалистический
характер. Ее основоположники - крупные
мыслители древности: Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген
Аполлонийский и др. - руководствовались
идеями о единстве сущего, происхождении
всех вещей из некоторого первоначала
(воды, воздуха, огня) и о всеобщей одушевленности
материи. Интерес к природе как объекту
познания вызвал новый расцвет натурфилософии
в эпоху Возрождения, который связан с
трудами известных мыслителей - Дж. Бруно,
Б. Телезио, Т.Кампанелла и др. Позднее
натурфилософские взгляды, основанные
на объективно-идеалистической диалектике
природы как живого организма развивались
немецким философом Ф. Шеллингом (1775 - 1854)
и его последователями. Наряду с умозрительными
и в определенной степени фантастическими
представлениями натурфилософия содержала
глубокие идеи диалектической трактовки
природных явлений. Поступательное развитие
экспериментального естествознания привело
к постепенному перерастанию натурфилософии
в естественно-научные знания. Таким образом,
в недрах натурфилософии зарождалась
физика - наука о природе, изучающая простейшие
и вместе с тем наиболее общие свойства
материального мира. Физика составляет
основу естествознания. В соответствии
с многообразием исследуемых форм материи
и ее движения она подразделяется на физику
элементарных частиц, ядерную физику,
физику плазмы и т. д. На ее стыке с другими
естественными науками возникли биофизика,
астрофизика, геофизика, физическая химия
и др. Физика знакомит нас с наиболее общими
законами природы, управляющими течением
процессов в окружающем нас мире и во Вселенной
в целом. Цель физики заключается в отыскании
общих законов природы и в объяснении
конкретных процессов на их основе. По
мере продвижения к этой цели перед учеными
постепенно вырисовывалась величественная
и сложная картина единства природы. Мир
представляет собой не совокупность разрозненных,
независимых друг от друга событий, а разнообразные
и многочисленные проявления одного целого.
13.
Сущность принципов
дополнительности, неопределенности,
соответствия
Для
описания микрообъектов Н.Бор
В классической механике всякая частица движется по определенной траектории, так что в любой момент времени можно определить ее координату и импульс. Микрочастицы из-за наличия у них волновых свойств существенно отличаются от классических частиц. Одно из основных различий - нельзя говорить о движении микрочастицы по определенной траектории и о значениях ее координаты и импульса, одновременно определенных с заданной точностью. Это следует из корпускулярно-волнового дуализма. Так, понятие «длина волны в данной точке» лишено физического смысла, а поскольку импульс выражается через длину волны, то микрочастица с определенным импульсом имеет неопределенную координату. И наоборот, если микрочастица находится в состоянии с определенным значением координаты, то ее импульс неопределен. Немецкий физик В.Гейзенберг (1901 - 1976), учитывая волновые свойства микрочастиц и связанные с волновыми свойствами ограничения в их поведении, пришел в 1927г. к выводу: любой объект микромира невозможно одновременно с заданной наперед точностью характеризовать и координатой, и импульсом. Он сформулировал принцип неопределенности: микрочастица (микрообъект) не может иметь одновременно определенную координату х и определенный импульс р.
В
становлении квантово-
14. Основные теории
возникновения жизни
Наиболее известными к настоящему времени теориями возникновения жизни на Земле являются следующие.
Креационизм. Согласно этой теории жизнь была создана сверхъестественным существом–Богом в определенное время. Этого взгляда придерживаются последователи почти всех религиозных учений. Другими словами, Библия не отвечает на вопросы «каким образом?» и «когда?», а отвечает на вопрос «почему?». В широком смысле креационизм допускает, таким образом, как создание мира в его законченном виде, так и создание мира, эволюционирующего по законам, заданным Творцом. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения.
Самопроизвольное
зарождение. Согласно этой теории жизнь
возникала и возникает
Теория
панспермии. Согласно этой теории жизнь
была занесена на Землю извне, поэтому
ее, в сущности, нельзя считать теорией
возникновения жизни как
Теория
биохимической эволюции. Жизнь возникла
в специфических условиях древней
Земли в результате процессов, подчиняющимся
физическим и химическим законам. Последняя
теория отражает современные естественнонаучные
взгляды и поэтому будет
Гипотеза
Опарина-Холдейна. В 1923г. появилась
знаменитая гипотеза Опарина, сводившаяся
к следующему: первые сложные углеводороды
могли возникать в океане из более
простых соединений, постепенно накапливаться
и проводить к возникновению
«первичного бульона». Эта гипотеза
быстро приобрела вес теории. Надо
сказать, что последующие
Гиперциклы
и зарождение жизни. Процесс возникновения
живых клеток тесно связан с взаимодействием
нуклеотидов (нуклеотиды - элементы нуклеиновых
кислот–цитозин, гуанин, тимин, аденин),
являющихся материальными носителями
информации, и протеинов (полипептидов),
служащих катализаторами химических реакций.
В процессе взаимодействия нуклеотиды
под влиянием протеинов воспроизводят
самих себя и передают информацию
следующему за ними протеину, так что
возникает замкнутая
15.
Особенности развития
химии
По
мере развития химии формировались
многие ее отрасли: органическая химия,
физическая химии, аналитическая химия
и др. На стыке химических и других
отраслей естествознания появились
биохимия, агрохимия, геохимия и т. д.
Результаты химических исследований составляют
основу многих современных технологий.
В последние десятилетия
16. Основные положения
синергетики
Синергетика
изучает связи между элементами
(подсистемами) структуры, которые образуются
в открытых системах (биологических,
физико-химических и др.) благодаря
интенсивному обмену веществом и
энергией с окружающей средой в неравновесных
условиях. В открытых системах возможно
согласованное поведение
Информация о работе Понятие науки. Значение науки в современной культуре