Первые научные программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

В методологии науки существует два вида культуры:
1. Естественно-научная культура
2. Гуманитарная культура

Содержание

Введение 3
I Формирование естествознания как науки 7
1.1 Становление и развитие естествознания 7
1.2 Античная наука 8
II Первые научные программы 15
2.1 Физико-математическая программа 15
2.2 Физическая программа 17
2.3 Учение Демокрита 20
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Приложение 26

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

    В методологии науки существует два  вида культуры:

  1. Естественно-научная культура
  2. Гуманитарная культура

      Объектом  исследования естественно-научной  культуры является природа, что отражается в естественных науках. Объектом исследования гуманитарной культуры является общество, что отражается в гуманитарных науках.

      Эти два вида культуры имеют следующие  сходства:

  1. Они создают оптимальные условия для саморазвития и совершенствования индивида вида человечества.
  2. Они являются составными элементами единой системы научных знаний об окружающем нас мире.
  3. Они используют результаты друг друга.
  4. Они являются элементами историко-культурного процесса.
  5. Они доказывают тождество природы, общества и человека.

      Но  существует проблема этих двух видов  культуры. Это выражается в различиях:

    • по объектам исследования,
    • в природе действуют слепые стихийные силы, а в обществе все целенаправленно,
    • по методам исследования.

      Методы  исследования в естественно-научной  культуре возникли раньше, чем в  гуманитарной. Представители естественно-научной культуры (позитивной) ранее перенесли свои методы исследования без всяких изменений в другие культуры, чему воспрепятствовали представители гуманитарной культуры (антипозитивисты). И эта конфронтация продолжилась до середины XX века. Лишь в конце XX века они пришли к согласию, в результате которого были установлены 3 общих метода исследования для двух видов культуры:

1) Системный подход при изучении объектов, явлений и процессов вселенной

2) Концепция эволюции

3) Концепция самоорганизации

      Все остальные методы исследований подразделяются на классы:

I Всеобщие методы исследования

II Общенаучные методы исследования, которые подразделяются на две группы:

  1. Эмпирические методы исследования
  2. Теоретические методы исследования

      К всеобщим методам исследования относят анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, обобщение, абстрагирование и моделирование. К эмпирическим методам исследования относят наблюдение, описание, измерение, эксперимент. К теоретической группе методов исследования относят формализацию, аксеолютезацию, гипотетико-дедуктивный метод.

      Системный подход при изучении любого объекта  вселенной рассматривает его  как единое целое, состоящее из элементов, организованных в целостность. Для  обозначения целостности вводят понятие «система». В природе существует два вида систем: закрытая и открытая. Системой называют совокупность элементов (подсистем) со связями между ними. Связи между элементами бывают двух видов:

  1. Связи по вертикале (координация)
  2. Связи по горизонтали (субординация)

      Закрытой системой называют систему, между элементами которой действуют внутренние силы.  Внутренняя сила называется консервативной.

      Открытой  системой называют систему, между элементами которой кроме внутренних сил  действуют внешние силы.  Внешняя  сила называется диссипативной.

      Объект  Вселенной характеризуется следующими свойствами:

  • Структурность (строение)
  • Иерархичность
  • Организованность
  • Упорядоченность

      Объект  Вселенной представляет собой структурированную, иерархичную, организованную, упорядоченную, открытую, неравновесную систему. Любой объект Вселенной познается в результате научной деятельности исследователя.

      Структура научной деятельности исследователя:

  1. Объект
  2. Субъект
  3. Методы
  4. Цель (цели)
  5. Условия
  6. Активная деятельность исследователя
  7. Конечный результат

      Объект  – это целенаправленная сознательна деятельность исследователя. Субъект – все состояния бытия, к которым прикладывается активная деятельность исследователя. Любой объект Вселенной и объект исследования познаются в деятельности ученого.

      Структура естественно-научного познания:

  1. Факты
  2. Закономерности
  3. Научная теория
  4. Научная картина мира

      Закономерность  – это совокупность фактов. Научная  теория – это совокупность закономерностей. Научная картина мира – система научных знаний об окружающем нас мире, даваемая всеми науками. Понятие «естественно-научная картина мира» - это система научных знаний о природе, даваемая фундаментальными естественными науками.

      Два уровня познания в структуре:

I Эмпирический уровень познания (1, 2)

II Теоретический уровень познания (3, 4)

      Оба уровня познания отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, а на теоретическом уровне – с идеальными объектами. Идеальные объекты:

  1. материальная точка,
  2. абсолютно твердое тело,
  3. идеальный газ,

и другие.

      Материальная  точка – это тело, размерами  которого можно пренебречь, исходя из условий задачи. Абсолютно твердое  тело – это тело, деформациями  в котором  можно пренебречь. Идеальный  газ – это газ, молекулы которого обладают кинетической энергией . [3]

 

Глава I    Формирование естествознания как науки

§1.1 Становление и развитие естествознания

 

      Наука о природе зародилась в древней Греции более 2500 лет тому назад в виде единой натуральной философии. Естественной базой ее возникновения и развития явились бесхитростные наблюдения пытливых людей над окружающим их миром. Из этих наблюдений делались какие-то заключения и обобщения и, как мы сейчас говорим, строились теории. Поскольку в начальный период становления этой единой науки не было измерений, а лишь наблюдения и рассуждения, то первые исследователи, являясь наблюдателями, облекали свои выводы в некие философские категории.

      Все естественно-научные знания и представления  о природе в то время не разделялись  на отдельные области знания и тем самым составляли единую науку, основой которой были логические рассуждения и умозаключения относительно того, что наблюдалось. Отсюда, собственно, и произошло название «натурфилософия», то есть мудрые рассуждения о Природе (натура - природа, философия - любовь к мудрости). Интересно, что в шотландских университетах до сих пор физику называют натуральной философией. Понятно, что эти теоретические представления были наивными и часто ошибочными. Тем не менее, наряду с накоплением знаний шел их анализ и в виде пророческих догадок формировались многие идеи, которые находят сейчас свое подтверждение в современной естественно-научной картине Мира.

      В античном естествознании укрепилось представление  о материальной первооснове всех вещей и вечного движения. В качестве этой первоосновы Мира и всего сущего предлагались огонь, вода, воздух и некое начало «айперон». Так, Гераклит Эфесский (V век до н.э.), считавший началом всего, что есть на свете, огонь, сформулировал идею о единстве мира и его изменчивости («все течет, все меняется, ничто не вечно кроме перемен»). Идея о непрерывности движений («мир един, был, есть и будет вечно новым») в целом хорошо согласуется с современными представлениями о движущейся материи.

§1.2 Античная наука

 
 

    Появление собственно науки происходит в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. Именно между VI и IV вв. до н.э. в накопленных греками знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания. Цель греческой науки - постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука - системна и рациональна.[4]

    Появление и развитие науки в Древней  Греции происходило в контексте  всей культуры. Мы уже говорили, что  в любой науке, научной теории есть утверждения и допущения, не доказывающиеся в рамках самой теории, но играющие такую важную роль, что их пересмотр или удаление влекут отмену всей теории. Также мы говорили, что каждая научная теория предполагает свой идеал объяснения, доказательства и организации знания, который уходит корнями в культуру своей эпохи. Иначе говоря, все науки и научные теории вырастают на базе определенных научных программ (парадигм). Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры.

    Причиной  того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла там в эпоху архаики и состояла в появлении частной собственности. Весь остальной мир, древнейшие цивилизации Востока демонстрировали так называемый «азиатский  способ» производства и соответствующий ему тип государства - восточную деспотию. [5] Командно-административная система (восточная деспотия) абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и не имевший никаких гарантий восточный рынок, которые целиком зависели от государства и обслуживали его. Властные отношения в таком обществе являются первичными, а отношения собственности - вторичными. Собственностью в таком обществе распоряжается тот, в чьих руках находится власть. Прежде всего - это чиновники разных рангов и, конечно, верховный правитель этого государства.

    В таком обществе просто не возникает  вопрос о правах человека и необходимости  их защиты. Человек здесь находится  в полной воле правителя и чиновников, общение с которыми невозможно строить на чисто логических и рациональных отношениях. Отсюда - фатализм, характерный для восточных цивилизаций, а также их остальные специфические черты - отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и эзотеризму.

    Совершенно  иные отношения возникли в Греции первой трети I тысячелетия до н.э. Там появилась частная собственность, товарное производство, ориентированное на рынок, при отсутствии сильной централизованной власти и самоуправления общин. Там же впервые зародилось рабство, которое стало экономической основой общества, а также первые антагонистические классы.

    Господство  частной собственности вызвало  к жизни свойственные ей политические, правовые и иные институты - систему  демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественных делах, системы частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности и появлению гуманистического древнегреческого искусства.

    Утверждение общезначимого гражданского права  означало секуляризацию общественной жизни, высвобождение  ее из-под власти религиозных и мистических представлений. Отношение к закону не как к слепой силе, продиктованной свыше, а как к демократической норме, принятой большинством в процессе всенародного обсуждения, основывалось на риторике, искусстве убеждения и аргументации. Отныне все, входящее в интеллектуальную сферу, подлежало обоснованию, каждый имел право на особое мнение, это приводило к осознанию того факта, что истина - не продукт догматической веры, принимаемый в силу авторитета, а результат рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Эта линия в вопросах познания (в обыденной жизни присутствовала вера в судьбу) проводилась четко, исключая   из рассмотрения все нерациональное.

    Так сформировался аппарат логического  рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знания в целом, в инструмент передачи знания от индивида в общество. Так появилась наука как доказательное знание. Но при этом развитие рабовладения обусловило пренебрежение греков ко всему, связанному с орудийно-практической деятельностью (занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, философия и искусство), сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Наука - занятие свободного человека, резко разводилась с ремеслом - занятием рабов.

Информация о работе Первые научные программы