Ответы по КСЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 21 вопрос.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

1. Понятие культуры. Материальная и  духовная культура.

Понятие культуры

Каждый индивид  представляет собой сложную биосоциальную  систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой. Необходимые, закономерные связи индивида с окружающей средой определяют его потребности, т.е. такие вещи природной и культурной среды, которые необходимы человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития. Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. Система человеческой культуры — это мир вещей, предметов, созданных человеком для удовлетворения его потребностей, одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, под культурой в самом широком  смысле этого слова принято понимать все то, что создано человеком (его деятельностью, трудом), человечеством в ходе его истории, в отличие от природных процессов и явлений, т.е. главная отличительная черта системы человеческой культуры состоит в том, что она созидается человеческим трудом.

Мир культуры окружает каждого. Каждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Более того, индивид становится человеком постольку, поскольку он усваивает (выработанные предыдущими поколениями людей) формы деятельности по производству и использованию предметов культуры. Чем выше степень освоения человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

Материальная  и духовная культура

Многообразную систему современной культуры в  зависимости от целей деятельности принято подразделять на две большие и тесно связанные области — материальную культуру и духовную культуру.

В ходе человеческой истории многими поколениями  создан мир материальной культуры. Особенно контрастно он проявляется  в условиях городов. Составные элементы материальной культуры — дома, улицы, заводы, фабрики, транспорт, коммунальная инфраструктура, учреждения быта, снабжение продуктами питания, одеждой и т.п. — являются важнейшими показателями характера и уровня развития общества.

 Понятием  «духовная культура» характеризуются духовная жизнь людей, ее результаты и средства. Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека — в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др. Существование духовных потребностей в конце концов отличает человека от животного.

Продуктами духовного  производства являются идеи, понятия, представления, научные гипотезы, теории, художественные образы, сюжеты художественных произведений, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды и программы, религиозные воззрения и т.д., которые воплощаются в своих особых материальных носителях: языке, книгах произведениях искусства, графиках, чертежах и пр.

Вершиной духовной деятельности человека является его  собственное участие в создании нового в духовной культуре. В таком  случае человек становится творцом  культуры, а его деятельность —  творческой. В создании новых элементов  духовной культуры проявляется высшее предназначение человека.

2. Наука как компонент  духовной культуры. Структура естественно  – научного познания.

Наука как компонент  духовной культуры

Наука является одним из важнейших основных компонентов  духовной культуры. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности.

Познание может  быть донаучным, вненаучным и научным. Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Ненаучным формам духовной культуры — искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и религии.

Донаучное и  вненаучное обыденное, житейское знание позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояния предметов, вещей, фиксировать некоторые факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается, ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, получение достоверных предсказаний и т.п.

Структура естественнонаучного познания

Метод — это  способ организации средств (инструментов, приемов, операций и др.) теоретической  и практической деятельности. Методология  — это наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности. Методология призвана выработать принципы создания наиболее совершенных методов в каждой форме деятельности.

Научное познание — это особая форма человеческой деятельности. Научный метод —  это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Объясняя значение научного метода, Бэкон любил приводить один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.

Уровни и формы  научного познания. В структуре естественнонаучного  познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности — эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.

К эмпирическому  уровню относятся приемы, методы и  формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека

На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания — научный факт и  закон. Закон — высшая цель эмпирического  уровня познания — является результатом  мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления. 

 Если на  эмпирическом уровне познания  законы объекта выделяются и  констатируются, то на теоретическом  уровне они объясняются. Мало  сформулировать законы объекта, надо показать, что именно эти, а не какие-либо другие законы должны характеризовать данный объект. Такая задача и решается на теоретическом уровне познания.

К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории.

Теория —  это высшая форма познания. Естественнонаучные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей.

Научная картина  мира — это целостная система  представлений об общих свойствах  и закономерностях природы, возникающая  в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок (физическая, астрономическая, биологическая).

Эволюция  — постепенное развитие. Революционное развитие — фазовое изменение (резкий переход, гормональная перестройка, климакс).

Научная революция  это – закономерный и периодически повторяющийся в истории науки  процесс качественного перехода от одного способа познания.

Первый этап научной революции — формирование непосредственных предпосылок нового способа познания в недрах старого.

Второй этап нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания.

Третий этап научной революции — утверждение  качественно нового способа познания. При этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания.

3. Физика и космология  Аристотеля. Естествознание  в период эллинизма. 

Физика  и космология Аристотеля

Картина мира Аристотеля кардинально отличается от современной  естественнонаучной картины мира. Аристотелевский Космос иерархически организован, состоит из многих субординированных уровней, слоев. Каждый слой обладает своими специфическими закономерностями, и в каждой точке мира, в каждом направлении пространства действуют свои законы. Современная физика строится на принципиально иной основе – на идее однородности и изотропности пространства и времени (это значит, что в любой точке и в любом направлении пространства (и времени) законы природы проявляют себя одинаковым образом). Переход от аристотелевского неоднородного и анизотропного представления о Вселенной к однородной и изотропной картине мира в XVII в. был важнейшей предпосылкой формирования второй естественнонаучной картины мира.

Центральное понятие  аристотелевской физики – понятие  движения. Аристотель разработал первую историческую форму учения о движении – механику. Все механические движения он разбивает на две большие группы: движение небесных тел в надлунном мире; движение тел в подлунном, земном мире.

Движение небесных тел – наиболее совершенное. Оно  представляет собой вращательное равномерное круговое движение, или движение, сложенное из таких простых круговых равномерных движений. Совершенство кругового движения в том, что у него нет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины.

В отличие от небесных земные движения несовершенны; здесь все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Движения земных тел в свою очередь можно разделить на две категории: насильственные и естественные. Естественное движение — это движение тела к своему месту, например, тяжелого тела вниз, а легкого — вверх. Тела, состоящие из элементов земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, — вверх. Естественное движение происходит само собой, оно не требует приложения силы.

Все остальные  движения на Земле — насильственные и требуют применения силы. Закона инерции Аристотель не знал. Он предполагал, что любые насильственные движения, даже равномерные и прямолинейные, происходят под действием силы. Основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». При этом он полагал, что скорость пропорциональна действующей силе.

Естествознание  в период эллинизма.

В Вавилоне 10 июня 323 г. до н.э. от ран и болезней скончался  Александр Македонский, который  за двенадцать с половиной лет царствования и непрерывных завоевательных походов создал грандиозную монархию, протянувшуюся от Македонии до Индии и от Амударьи до нубийских пустынь. Эта дата может быть условно названа началом эпохи эллинизма — качественно своеобразного периода в истории культуры, который (с учетом римского периода) охватывает почти тысячу лет — вплоть до падения Западной Римской империи (от IV в. до н.э. до Vb. н.э.). Эпоха эллинизма характеризуется значительным расширением территорий, занятых греками, их экспансией на Восток. Это была как бы новая историческая волна греческой колонизации.

Следствием такой  колонизации явилось создание качественно  новой культуры, синтезировавшей  достижения греческой культуры с  восточными духовно-культурными традициями. Римская империя, пришедшая на смену эллинистическим монархиям,

Новый эллинистический  тип культуры сформировался как  результат экспансии на Восток материальной культуры, достигнутой греческими полисами. Колонисты переносили в новые  условия, новые страны, новым народам и греческий образ.

Греческая экспансия  повсеместно вела к вытеснению натурального хозяйства товарно-денежными отношениями, масштабному развитию международной  торговой и даже финансовой деятельности. Значительно изменился духовный мир человека; ускорился процесс его дифференциации.

В этих условиях вопросы объективного устройства мира, законов природы в значительной мере передаются от философии к конкретным наукам. Постепенно складывается первая естественнонаучная картина мира.

4. Астрономические картины мира Н. Коперника и Д. Бруно ( предпосылки, принципы)

В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты, и среди них — впервые  зачисленная в ранг «подвижных звезд» Земля со своим спутником Луной. На огромном расстоянии от планетной системы находится сфера звезд. Его вывод о чудовищной удаленности этой сферы диктовался гелиоцентрическим принципом; только так мог Коперник согласовать его с видимым отсутствием у звезд смещений за счет движения самого наблюдателя вместе с Землей (т.е. отсутствием у них параллаксов).

Любое новое  всегда возникает на базе и в системе  старого. Коперник в этом отношении  не был исключением. Он разделял многие представления старой, аристотелевской  космологии. Так, он представлял Вселенную  замкнутым пространством, ограниченным сферой неподвижных звезд. Он не отступал от аристотелевской догмы, в соответствии с которой истинные движения небесных тел могут быть только равномерными и круговыми. Но, в отличие от своих предшественников, Коперник пытался создать логически простую и стройную планетную теорию 
 

Информация о работе Ответы по КСЕ