Общенаучный метод исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:08, доклад

Описание работы

Общенаучный метод исследования, разработанный в теории систем, при котором изучаемый объект рассматривается как единое целое. Метод решения сложных управленческих проблем, когда учитываются взаимосвязи между проблемой в целом и отдельными ее элементами, а также влияние ожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы.

Работа содержит 1 файл

Общенаучный метод.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

Вопрос  №4. Охарактеризуйте  общенаучный метод  исследования. 

     Общенаучный метод исследования, разработанный  в теории систем, при котором изучаемый  объект рассматривается как единое целое. Метод решения сложных  управленческих проблем, когда учитываются  взаимосвязи между проблемой в целом и отдельными ее элементами, а также влияние ожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы. Концепция управления, при которой организация рассматривается как открытая система, взаимодействующая с окружающей средой.

     Основное  внимание уделяется взаимодействию  между элементами системы, в  результате которого образуется  синергический эффект, а также  системы с внешней средой.

     Отличие  между общенаучными и специальными  методами заключается в сфере  применения – общей у общенаучных, ограниченной – у специальных. Общенаучные методы:

     - чувственно-рациональные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);

     - математические методы (измерение,  вычисление, математическое моделирование);

     - кибернетические методы.

     Остановимся  кратко на характеристике некоторых  общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам,  которые находят применение на  эмпирическом уровне научного  познания - к наблюдению и эксперименту.

     Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

     Основные  требования к научному наблюдению  следующие: 

      1) однозначность цели, замысла;

     2) системность в методах наблюдения;

     3) объективность;

     4) возможность контроля либо путем  повторного наблюдения, либо с  помощью эксперимента.

     Наблюдение  используется, как правило, там,  где вмешательство в исследуемый  процесс нежелательно либо невозможно.

     Наблюдение  в современной науке связано  с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы  чувств, а во-вторых, снимают налет  субъективизма с оценки наблюдаемых  явлений.

     Важное  место в процессе наблюдения (как  и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

    Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

     Особой  сложностью отличается наблюдение  в социальных науках, где его  результаты во многом зависят  от личности наблюдателя и  его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции самонаблюдения).

     Эксперимент  в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

     Эксперимент,  как правило, осуществляется на  основе теории или гипотезы, определяющих  постановку задачи и интерпретацию  результатов.

     Преимущества  эксперимента в сравнении с  наблюдением состоят в том,  во-первых, что оказывается возможным  изучать явление, так сказать,  в "чистом виде", во-вторых, могут  варьироваться условия протекания  процесса, в-третьих, сам эксперимент  может многократно повторяться. 

     Различают  несколько видов эксперимента

     1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или  отсутствие предлагаемых теорией  явлений. 

     2. Вторым, более сложным видом является  измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса. 

     3. Особой разновидностью эксперимента  в фундаментальных науках является  мысленный эксперимент. 

     4. Наконец: специфическим видом  эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами. 

     Наблюдение  и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий. 

     Обозначим  некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. 

     Значительная  роль в обобщении результатов  наблюдения и экспериментов принадлежит  индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного ( частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания. 

     Процесс  индукции связан с такой операцией,  как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

Информация о работе Общенаучный метод исследования