Науки о природе и науки о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Уже с первой половины XIX в. начался активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами. Методологические проблемы социального познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы "наук о культуре" с опорой на те или иные философско-методологические представления.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

 

2) при индивидуализирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления, а само понятие представляет собой "асимптотическое приближение к определению индивидуума". Объекты исторических наук - "суть процессы культуры", которая есть "совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями" и где единичные явления соотнесены с последними - "в смысле ее содержания и систематической связи этих ценностей".

 

Таким образом, и гуманитарные, и  естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых - это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не отменяется, а имеет подчиненное значение: "И история, подобно естествознанию, подводит особое под "общее". Но тем не менее это, конечно, ничуть не затрагивает противоположности генерализирующего метода естествознания и индивидуализирующего метода истории".

 

При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты:

 

1. Культура как духовное формообразование "не может быть подчинена  исключительно господству естественных  наук". Более того, он считает, что естественнонаучная точка зрения подчинена культурно-исторической, хотя бы потому, что естествознание - "исторический продукт культуры".

 

2. В явлениях и процессах культуры  исследовательский интерес направлен  на особенное и индивидуальное, "на их единственное и неповторимое течение". Поэтому-то "в исторических науках о культуре мы не можем стремиться к установлению его общей "природы", но, наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом". Последний находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности. Дело в том, что ценность чего-либо может быть признана только с при знанием его неповторимости, уникальности, незаменимости.

 

3. Если явления природы мыслятся  не как блага, а вне связи  с ценностями, то все явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заложены в них изначально.

 

4. Исследование культурных процессов  является научным только тогда,  когда оно, во-первых, не ограничивается  простым описанием единичного, а  принимает во внимание индивидуальные причины и подводит особое под общее, используя "культурные понятия", во-вторых, когда "при этом руководствуется определенными ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки... Только благодаря принципу ценности становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения". Естествознание, как считает Риккерт, устанавливая законы, игнорирует культурные ценности и отнесение к ним своих объектов. Но это, как мы выше отмечали, уже не относится к современному естествознанию.

 

При этом "исторически-индивидуализирующий  метод отнесения к ценностям" философ отличает от оценки: оценивать - значит высказывать похвалу или  порицание, относить к ценностям - ни то, ни другое. Если отнесение к ценностям, по его мнению, остается в области установления фактов, то оценка выходит из нее. Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важное от незначительного. Риккерт полагает, что и естественные и социально-исторические науки могут и должны избегать оценок, ибо это нарушает их научный характер. Однако теоретическое отнесение к ценностям как метод (принцип) наук о культуре, отличая их от естествознания, "никоим образом не затрагивает их научности".

 

5. Важная задача наук о культуре  состоит в том, чтобы с помощью  индивидуализирующего метода и  исторических понятий "представить  исторические явления как стадии  развития", а не как нечто  неизменное, раз навсегда данное. Иначе говоря, подойти к ним именно как к "процессам культуры", а не только как к ее результатам, т.е. конкретно-исторически. При этом немецкий философ различает понятия "историческое развитие" и "прогресс", считая, что последний означает "повышение ценности культурных благ" и включает в себя положительную или отрицательную оценку.

 

6. Поскольку историческая жизнь  не поддается строгой системе,  то у наук о культуре не  может быть основной науки,  аналогичной механике. Но это  не означает, что у них отсутствует  "возможность сомкнуться в одно единое целое". Возможность такого единства общей связи этих наук обеспечивает им понятие культуры. "Итак, единство и объективность наук о культуре обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последняя, в свою очередь - единством и объективностью ценностей, оцениваемых нами".

 

7. По сравнению с естествознанием  исторические науки отличаются  большей субъективностью и важную  роль в них играют такие  феномены, как интерес, ценность, оценка, культура. Тем самым историческое  знание не только фиксирует индивидуальное и неповторимое в истории, но и строится на основе индивидуальных оценок и личных предпочтений исследователя. Напротив, законы естествознания объективны, и, будучи продуктами определенной культуры, по существу от нее не зависят. Но это опять-таки уже не относится к современному естествознанию.

 

8. В методологическом плане,  т.е. "с всеобщеисторической точки  зрения, объединяющей все частичные  исторические исследования в  единое целое всеобщей истории  всего культурного развития, не бывает исторической науки без философии истории". Последняя и есть всеобщее концептуально-методологическое основание всех наук о культуре.

 

В последующем методологические идеи в рамках гуманитарных наук развивали  М. Вебер, Х. -Г. Гадамер, К. Поппер, М. Фуко, П. Рикер и др. Но это уже тема особого разговора.


Информация о работе Науки о природе и науки о культуре