Научные революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, доклад

Описание работы

Термин «научная революция» - это классическое понятие для обозначения периода, охватывающего XVI и XVII века, со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Коперника (1543) до выхода в свет «Математических начал натуральной философии» Ньютона (1687). Астрономия Коперника и физическое экспериментирование, с одной стороны, и аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление - с другой, привели к замене мнений Аристотеля и донаучного анимизма - механистическим пониманием законов природы1. Но эпоха научных революций не ограничивается этим периодом. После XVII века происходит ещё несколько переворотов, существенно изменивших облик научного естествознания. Поэтому я применяю термин «научная революция» и к этим событиям.

Работа содержит 1 файл

ксе - научные революции.docx

— 33.48 Кб (Скачать)

  Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых  философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов  соединялась с новыми представлениями  об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, способом, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения.

  Радикально  изменялись и философские основания  науки. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов  в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и т. д. В принципе можно сказать, что  эта «категориальная сетка» вводила  новый образ объекта, который  представал как сложная система. Представления о соотношении  части и целого применительно  к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний  его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории  случайности, потенциально возможного и действительного.

  Причинность не может быть сведена только к  ее лапласовской формулировке - возникает понятие «вероятностной причинности», которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории. Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик. 
 

2.4.4. Четвёртая научная революция (кон. XX века)

  В современную эпоху мы являемся свидетелями  новых радикальных изменений  в основаниях науки. Эти изменения  можно охарактеризовать как четвертую  глобальную научную революцию.

  Для этого этапа развития естествознания характерно интенсивное применение научных знаний во всех сферах социальной жизни. Изменяется характер научной  деятельности. Он определяется революцией в средствах хранения и получения  знаний (компьютеризация науки, появление  сложных и дорогостоящих приборных  комплексов, которые обслуживают  исследовательские коллективы и  функционируют аналогично средствам  промышленного производства). Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются  междисциплинарные и проблемно-ориентированные  формы исследовательской деятельности.

  В междисциплинарных исследованиях  наука, как правило, сталкивается с  такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах  зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности  могут быть вообще не обнаружены при  узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.

  Объектами современных междисциплинарных  исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью  и саморазвитием. Такого типа объекты  постепенно начинают определять и характер предметных областей фундаментальных  наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.

  Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта  даже по сравнению с саморегулирующимися  системами. Последние выступают  особым состоянием динамики исторического  объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом  от одной относительно устойчивой системы  к другой системе с новой уровневой  организацией элементов и самоорганизацией. Исторически развивающаяся система  формирует с течением времени  все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи  и композицию их элементов.

  Формирование  каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния  неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие  случайные воздействия могут  привести к появлению новых структур. Деятельность с такими системами  требует принципиально новых  стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на систему. Простое  силовое давление часто приводит к тому, что система просто-напросто «сбивается» к прежним структурам, потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть принципиально  новых структур.

  В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически  развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В  них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления  об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, Земля как  система взаимодействия геологических, биологических и техногенных  процессов). В последние десятилетия  на этот путь вступила физика. Представление  об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину  физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея «Большого взрыва» и становления  различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря  разработке идей термодинамики неравновесных  процессов и синергетики.

  Именно  идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных  науках, которые сплавляют их в  целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.

  Ориентация  современной науки на исследование сложных исторически развивающихся  систем существенно перестраивает  идеалы и нормы исследовательской  деятельности. Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения предполагают широкое  применение особых способов описания и предсказания его состояний. С  идеалом строения теории как аксиоматически-дедуктивной  системы все больше конкурируют  теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические  схемы, использующие компьютерные программы  и т. д.

  В естествознание начинает шире внедряться идеал исторической реконструкции, которая выступает особым типом  теоретического знания, ранее применявшимся  преимущественно в гуманитарных науках (истории, археологии, историческом языкознании). Образцы такого подхода  можно обнаружить не только в дисциплинах, традиционно изучающих эволюционные объекты (биология, геология), но и в  современной космологии и астрофизике: современные модели, описывающие  развитие Метагалактики, могут быть расценены как исторические реконструкции, посредством которых воспроизводятся  основные этапы эволюции этого уникального  исторически развивающегося объекта.

  Изменяются  представления и о стратегиях эмпирического исследования. Идеал  воспроизводимости эксперимента применительно к развивающимся системам должен пониматься в особом смысле. Если эти системы типологизируются, то есть если можно поэкспериментировать над многими образцами, каждый из которых может быть выделен в качестве одного и того же начального состояния, то эксперимент даст один и тот же результат с учетом вероятностных линий эволюции системы.

  Но  кроме развивающихся систем, которые  образуют определенные классы объектов, существуют еще и уникальные исторически  развивающиеся системы. Эксперимент, основанный на энергетическом и силовом  взаимодействии с такой системой, в принципе не позволит воспроизводить ее в одном и том же начальном  состоянии. Сам акт первичного «приготовления»  этого состояния меняет систему, направляя ее в новое русло  развития, а необратимость процессов  развития не позволяет вновь воссоздать начальное состояние. Поэтому для  уникальных развивающихся систем требуется  особая стратегия экспериментального исследования. Их эмпирический анализ осуществляется чаще всего методом  вычислительного эксперимента на ЭВМ, что позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система.

  Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место  занимают природные комплексы, в  которые включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких  «человекоразмерных» комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек - машина» (включая сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.

  В этой связи трансформируется идеал  ценностно-нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость экспликации (выявления) связей фундаментальных внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера. В современных программно-ориентированных исследованиях эта экспликация осуществляется при социальной экспертизе программ. Вместе с тем в ходе самой исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями. Развитие всех этих новых методологических установок и представлений об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских оснований науки.

  Научное познание начинает рассматриваться  в контексте социальных условий  его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни  общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов  и норм познания. Соответственно развивается  и обогащается содержание категорий  «теория», «метод», «факт», «обоснование», «объяснение».

  В онтологической составляющей философских  оснований науки начинает доминировать «категориальная матрица», обеспечивающая понимание и познание развивающихся  объектов. Возникают новые понимания  категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных  форм), категорий возможности и  действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы  на внешние воздействия).

Информация о работе Научные революции