Научное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Ядро науки составляет собственно научно-исследовательская деятельность, направленная на выработку новых знаний, их систематизацию и определение сфер их приложения. В течение времени определилась структура научного познания, в которой выделяют уровни и формы научного познания.

Работа содержит 1 файл

контрольная1.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Уровни, формы и методы научного познания

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

 

Уровни

Эмпирический

Теоретический

Формы

- научный факт  – отражение объективного факта  в человеческом сознании;

- эмпирический  закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся  устойчивая связь между явлениями  и процессами

- вопрос

- проблема –  осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

- гипотеза –  научное предположение;

- теория –  исходные основания, идеализированный  объект, логика и методология,  совокупность законов и утверждений.

- концепция  – определённый способ понимания  (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса;

- основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы

(строгость и  объективность)

- наблюдение;

- эксперимент;

- измерение;

- классификация;

- систематизация;

- описание;

- сравнение.

- - Единство исторического и логического;

- Восхождение от абстрактного к конкретному;

- Формализация;

- Математизация;

- Математическое моделирование


 

Ядро науки  составляет собственно научно-исследовательская  деятельность, направленная на выработку  новых знаний, их систематизацию и  определение сфер их приложения. В течение времени определилась структура научного познания, в которой выделяют уровни и формы научного познания.

Объяснение  и понимание это два взаимодополняющих  познавательных процесса, которые используются в любой области научного познания. Объяснение - это переход от более общих знаний к более конкретным эмпирическим. Объяснение позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих процессов.

С точки зрения источника, содержания и направленности познавательного интереса различают  эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.

Эмпирическое (от лат. empeiria - опыт) познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Исторически и логически этот уровень познания был первым и доминировал в опытном естествознании XVII-XVIII вв. Основными средствами формирования и развития научного знания в это время были эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций. Уже на этой стадии возникли первичные научные абстракции, сквозь призму которых осуществлялось упорядочение и классификация эмпирического материала, доставляемого в ходе наблюдений и экспериментов. В дальнейшем, такие логические формы, как типология, объяснительные схемы, идеальные модели выступили в качестве переходных от эмпирического уровня научного познания к теоретическому.

Теоретический уровень науки характеризуется тем, что основной его задачей является не описание и систематизация фактов действительности, а всестороннее познание объективной реальности в её существенных связях и закономерностях. Иными словами, на теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки - открытие и описание законов, которым подчиняется природный и социальный мир. Теоретическое исследование связано с созданием и развитием понятийного аппарата, большое внимание здесь уделяется совершенствованию принципов и методов познания.

Эмпирический  и теоретический уровни органически  взаимосвязаны и дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теория, которая, в свою очередь, открывает новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет опытную науку. Факты, доставляемые в ходе наблюдений и экспериментов, образуют, по образному сравнению физиолога И.П. Павлова, «воздух ученого». Но если наука ограничится эмпирическим уровнем, она превратиться в простое собирательство, накопление фактов. Френсис Бэкон называл такой подход «путем муравья» в познании. Если же ученые будут теоретизировать в тиши кабинетов, то они рискуют оторваться от жизни и уподобятся, опять-таки по Бэкону, пауку, плетущему паутину из нитей, которые сами же из себя и прядут. Поэтому единственно правильный выход - «путь пчелы», то есть взаимное дополнение одним другого эмпирического и теоретического уровней.

Формы научного познания

Под формой научного познания понимают способ организации  содержания и результатов познавательной деятельности. Для эмпирического исследования такой формой является факт, а для теоретического - гипотеза и теория [2, c. 32].

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт. Например: тело, если оно тяжелее воздуха, будучи подброшенным вверх, обязательно упадет вниз.

Таким образом, научный факт - это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. А это уже задача теории.

Широко известен пример с яблоком Ньютона, падение  которого на голову знаменитого ученого  побудило последнего к объяснению этого  события и привело, в конечном итоге, к созданию теории гравитации.

Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. К числу таких требований относятся релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота.

Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся  к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты  подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной.

Проверяемость гипотезы предполагает возможность  сопоставления её результатов с  данными наблюдений и экспериментов. Имеется в виду именно возможность  такой проверки, а не требование обязательного её проведения. Многие гипотезы современной науки оперируют ненаблюдаемыми объектами, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время, возможно будут проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.

Совместимость гипотез с существующим научным  знанием означает, что она не должна противоречить установленным фактам и теории. Это требование относится  к нормальному периоду в развитии науки и не распространяется на периоды кризисов и научных революций.

Объяснительная  сила гипотезы состоит в количестве дедуктивных следствий, которые  из неё можно вывести. Если из двух гипотез, претендующих на объяснение одного и того же факта, выводится разное количество следствий, то, соответственно, они обладают разными объяснительными возможностями. К примеру, гипотеза Ньютона об универсальной гравитации не только объясняла факты, обоснованные до этого Галилеем и Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов. В свою очередь, те факты, которые остались за пределами объяснительных возможностей ньютоновской теории гравитации, были позже объяснены в общей теории относительности А. Эйнштейна.

Предсказательная  сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она  в состоянии предугадать.

Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда конкурирующие научные  гипотезы удовлетворяют всем вышеуказанным  требованиям и, тем не менее, нужно  делать выбор в пользу одной из них. Серьёзным доводом может  служить простота. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для выведения следствий, чем другая.

Выдвижение  новых гипотез и их обоснование  представляют очень сложный творческий процесс, в котором решающую роль играют интуиция и научная квалификация ученого. Какого-то определенного алгоритма в этом деле не существует. Общеизвестно, что большая часть научного существует в форме гипотез

Закон - следующая  форма существования научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего обоснования и подтверждения. В законах науки отражаются устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между явлениями и процессами реального мира. В соответствие с принятой двухступенчатой структурой научного познания выделяют эмпирические и теоретические законы.

На эмпирической стадии развития науки устанавливаются  законы, в которых фиксируются  связи между чувственно воспринимаемыми  свойствами объектов. Такие законы называются феноменологическими (от греч. phainomenon - являющееся). Примерами таких  законов могут служить законы Архимеда, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и другие, в которых выражаются функциональные связи между различными свойствами жидкостей и газов. Но такие законы многое не объясняют. Тот же закон Бойля-Мариотта, утверждающий, что для данной массы газа, при постоянной температуре, давление на объем является постоянной величиной, не объясняет, почему это так. Подобное объяснение достигается с помощью теоретических законов, которые раскрывают глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания.

Эмпирические  законы можно назвать количественными, а теоретические - качественными  законами.

По степени  общности законы подразделяют на универсальные  и частные. Универсальные законы отображают всеобщие, необходимые, повторяющиеся  и устойчивые связи между всеми явлениями и процессами объективного мира. Примером может служить закон теплового расширения тел, выражаемый с помощью предложения: «Все тела при нагревании расширяются». Частные законы либо выводятся из универсальных законов, либо отображают законы ограниченной сферы действительности. Примером могут служить законы биологии, описывающие функционирование и развитие живых организмов.

С точки зрения точности предсказаний различают статистические и динамические законы. Динамические законы имеют большую предсказательную силу, поскольку абстрагируются от второстепенных и случайных факторов. Предсказания статистических законов носят вероятностный характер. Это законы демографии, статистики населения, экономики и другие, которые имеют дело с множеством случайных и субъективных факторов. Вероятностно-статистический характер имеют и некоторые природные законы, в первую очередь - законы микромира, описываемые в квантовой механике.

Теоретические законы составляют ядро научной теории - высшей формы организации научного знания. Теория представляет собой систему базовых, исходных понятий, принципов и законов, из которых по определенным правилам могут быть выведены понятия и законы меньшей степени общности. Она появляется в результате длительного поиска научных фактов, выдвижения гипотез, формулирования вначале простейших эмпирических, а затем - фундаментальных теоретических законов.

Наука чаще всего оперирует  не реальными объектами, а их теоретическими моделями, которые допускают такие  познавательные процедуры, которые  невозможны с реальными объектами.

В зависимости от формы  идеализации различают описательные теории, в которых осуществляется описание и систематизация обширного  эмпирического материала, математизированные теории, в которых объект выступает  в виде математической модели и дедуктивные теоретические модели.

По степени точности предсказаний теории бывают детерминистские и  стохастические. Первые отличаются точностью  и достоверностью предсказаний, но, в силу сложности многих явлений  и процессов в мире и наличия  значительной доли неопределенности, применяются редко.

Стохастические теории дают вероятные предсказания, основанные на изучении случайностей. Теории естественнонаучного  типа называют позитивными, поскольку  их задачей является объяснение фактов. Если же теория ставит своей целью не только объяснение, но и понимание объектов и событий, её называют нормативной. Она имеет дело с ценностями, которые не могут быть научными фактами в классическом смысле этого слова. Поэтому часто высказываются сомнение в научном статусе философских, этических, социологических теорий.

Методы научного познания

В идеалах науки  выражаются ценностные ориентации научного познания, которые в свою очередь  реализуются через соответствующие  нормы, критерии и требования научного исследования и обоснования его результатов. Так, например, для всех научных знаний является обязательным критерий непротиворечивости. Для наук, имеющих дело с определенными фактами в виде результатов конкретных наблюдений, экспериментов или данных практики, совершенно необходимым является требование принципиальной проверяемости их суждений, теорий и других структур знания. Поскольку не каждое утверждение теории может быть проверено эмпирически, то речь идет лишь о принципиальной возможности проверки теорий с помощью логических следствий из них и сравнения их с результатами наблюдений и экспериментов.

Информация о работе Научное познание