Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой частью жизни. В данной работе хотелось бы доказать, что наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и способов познания. Именно правильно выбранный метод помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познавательной деятельности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
В чем суть методологии как научной дисциплины……………………….4
Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь……………………………………………..……7
Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания…………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………...18

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Основой  эмпирического  исследования  является эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт).Эксперимент -  наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления при повторении условий. Это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Как писал Ф.Бэкон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе".

Специфика эксперимента состоит также в том, что в  обычных условиях процессы в природе  крайне сложны и запутанны, не поддаются  полному контролю и управлению. В  эксперименте отделяют существенные факторы  от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).

Существует  несколько   видов эксперимента:

1) лабораторный,  

2) естественный,

3)  исследовательский,

4)  проверочный, 

5)  воспроизводящий, 

6)  изолирующий,  

7)  количественный, 

8) физический,

9) химический  и некоторые другие.

 

Не менее  распространенным и широко применяемым  методом является метод  моделирования, основанный на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. В качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке  известно несколько типов моделирования: 
1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала; 
2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики; 
3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними. 
4)Компьютерное моделирование, получившее в последнее время широкое распространение. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Главная функция  моделирования, если брать его в широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального.

Любое научное  познание не обходиться без метода анализа и синтеза. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков. 
Синтез - это, наоборот, - метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

В XVII веке, в эпоху зарождения классического естествознания, Ф.Бэкон и Р.Декард сформулировали две разнонаправленные  методологические программы изучения окружающего мира: метод индукции и дедукции. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Этот метод представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. 
Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Дедукция - это  метод перехода от знания общих закономерностей  к частному их проявлению. Она заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов.

 

Рассмотрим  подробнее теоретическое  познание. Это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь главным орудием выступают  понятия, категории, законы, гипотезы и так далее. К примеру, теория — это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон — это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами. 

Для выяснения  специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает  непосредственно идеальные объекты. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, без которых не может обойтись механика. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. В ходе построения теории ученые применяют различные способы теоретического мышления. Так, еще Галилей стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов.

 

Среди научных  методов теоретического исследования выделяют формализацию, аксиоматический  метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Рассмотрим  более детально основные  теоретические  методы. Формализация – это отображение содержательного знания в знаковой  форме (формализованный язык). Наиболее популярным примером является описание физических явлений математическим языком, при помощи формул, вычислений и построения графических изображений.

Аксиоматический метод -  способ построения научной теории, основанный на некоторых  исходных положениях – аксиомах  (постулатах). Аксиома — это положение, принимаемое без логического доказательства, аксиома не может быть опровергнута на основе эмпирических фактов. Главное условие: все аксиомы не должны противоречить друг другу. Для  вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других)  формулируются специальные правила вывода. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции получить теоремы данной теории. Аксиоматический метод широко используется в логике и математике.

Гипотетико-дедуктивный  метод - это создание системы связанных  между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических  (опытных)  фактах. Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным. Особой популярностью данный метод применяется в науках, обладающих не только теоретическим, но и экспериментальным уровнем исследования (в физике, электротехнике, радиотехнике, экономических науках). На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза, по определению, есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Гипотеза исследования  -  это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере  связей  между его компонентами.  Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей математической подготовки.

Итак, в целом  ход научного исследования можно  представить следующим образом: факты фиксируются → факты определенным образом интерпретируются(интерпретация приводит к выработке понятий, законов, идеализации)→ законы предполагаются гипотезами → из гипотез с помощью правил дедукции, выводят следствия → следствия сопоставляются с фактами→ если следствия теории согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение.

 

   Всё в  мире находится во взаимной  связи, которая порождает активный  импульс к его развитию.   В том числе эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст. Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический.

Распространенным  примером является методология естествознания. В основе этих методов лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

Таким образом, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого.   Не смотря на то, что исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но в современной науке, важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    

  1. Список использованной литературы.

 

1) Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/          В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова, Г.В.Баранов и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. гл. 1.

2) Методы и формы научного познания. А.Н.Кочергин М., 1990.

3) Методология научного исследования. Г.И. Рузавин М.: ЮНИТИ - ДАНА,

1999.

4) Сайт http://www.methodolog.ru/

5) Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов Vzfeiinfo.Ru ID работы: 29326

1 Абстрагирование - мысленное выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

 


Информация о работе Методы научного познания