Лекции по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания_br.doc

— 762.00 Кб (Скачать)

5. Бессознательное  и сознательное  в человеке

  Проблема  бессознательного и сознательного  в человеке является как бы продолжением и конкретизацией вопроса о соотношении биологического и социального. В истории философии и науки долгое время человек, мотивы его поведения, само его бытие трактовались как проявление сознательной жизни, т.е. с позиций антропологического рационализма. Однако с развитием науки и философии исследователи начиная с Нового времени все больше внимания уделяют проблеме бессознательного, справедливо утверждая, что психика человека не исчерпывается сознанием, что существует еще и огромный пласт бессознательного, играющий важную роль в жизни человека. Г. Лейбниц, И. Кант, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше начали исследовать психические процессы, не осознающиеся человеком, выяснять их роль и значение.

  Несомненно, главенствующую роль в разработке проблемы бессознательного, его соотношения  с сознанием сыграл австрийский  врач, психиатр и психолог 3. Фрейд, открывший  целое направление в науке  — психоанализ. 3. Фрейд показал, что бессознательное есть важнейший фактор человеческого измерения и существования. С точки зрения психоанализа Фрейда, психика человека включает в себя три пласта. Нижний пласт, самый мощный — оно находится за пределами сознания. В «оно» сосредоточены всевозможные биологические влечения и страсти, главным образом сексуальные, а также вытесненные из сознания идеи, образы. Второй слой психики человека—слой сознательного — «я» (ego) человека. И третий, верхний пласт — это «сверх-я» (super-ego) — это сфера долженствования, идеалы и нормы общества.

  Личность, считал 3. Фрейд, разрывается в противоречиях  между неосознанными влечениями и побуждениями «оно» и нравственно-культурной цензурой «сверх-я». Человеческое сознание «я» уступает под мощным давлением  «оно», которое всецело подчинено  стремлению к удовольствиям и наслаждениям. Таким образом, мысли, чувства, поступки человека управляются, стимулируются сексуальным влечением и сексуальной энергией (либидо). Более того, среди бессознательных влечений 3. Фрейд выделяет и врожденную склонность к разрушению и агрессии—«инстинкт смерти», который противостоит «инстинкту жизни». Эрос (бог любви) и Танатос (олицетворение смерти) — это две могущественные силы, определяющие поведение человека. 3. Фрейд считает, что противоречия между биологическими влечениями и социальными нормами, бессознательным и сознательным в человеке в конце концов разрешаются в пользу биологического, бессознательного. И человек, с точки зрения 3. Фрейда, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

  Швейцарский психолог К. Юнг высказал свое несогласие с этим мнением 3. Фрейда. К. Юнг исследовал бессознательное и более глубоко  дифференцировал фрейдовское «оно», в котором выделил:

  1) личностное бессознательное как  отражение в психике индивидуального  опыта человека;

  2) более глубокий слой — «коллективное  бессознательное» как отражение  опыта предшествующих поколений.  Содержание коллективного бессознательного  составляет архетипы — изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок, символики художественного творчества. По К Юнгу, сущностное ядро личности — единство индивидуального и коллективного бессознательного при определяющем влиянии последнего, т.е. человек — существо архетипное.

  В дальнейшем проблемы психоанализа разрабатывали  А. Адлер, В. Райх, К. Хорни. Наиболее видным представителем неофрейдизма был Эрих Фромм. Он критиковал теорию 3. Фрейда за биологизацию бессознательного и противопоставление, антагонизм сущности человека и культуры. Э. Фромм отверг и социологизаторство в понимании человека. Важным фактором развития человека Э. Фромм назвал «экзистенциальную дихотомию» — противоречие между биологической и социальной сторонами человека. Он считал, что человек — существо «незавершенное и неполное», т.к. в силу своей смертности не может до конца развить социальные качества, способные компенсировать его биологическую неприспособленность. Э. Фромм внес новые моменты в научное понимание проблемы соотношения сознательного и бессознательного. Э. Фромм показал, что новая эпоха—эпоха рыночных отношений — порождает человека нового типа, которого он назвал человеком с «рыночным характером». «Человек, обладающий рыночным характером, — писал Э. Фромм, — воспринимает все как товар — не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки, и его главная цель — в любой ситуации совершить выгодную сделку»13.

  Чтобы изменить человека, его характер и  поведение, необходимо изменить само общество, считает Э. Фромм, чтобы основным принципом общества было «быть», а не «иметь».

6. Здоровье, здоровый  образ жизни, работоспособность, творчество

  В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье имеет не только физиологический, но и социально-этический, культурологический аспект. Здоровье включает и отношение ответственности: матери — к своему будущему ребенку, родителей — к детям, врача — к пациентам, государства — к населению, человека — к самому себе. Здоровье, с одной стороны, объективное состояние организма (включая и состояние психики), с другой стороны, — это большая ценность. В сохранении здоровья населения огромное значение имеет профилактическая работа, систематические периодические профосмотры, которые способствуют ранней диагностике заболеваний и их своевременному эффективному лечению. Здесь многое зависит от врачей и от больных; если все они относятся к лечению с максимальной ответственностью, то обеспечивается полное или хотя бы частичное выздоровление. Здоровье, отмечает А.В. Сахно, это индивидуальное, психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех генетически детерминированных задатков.

  В сохранении и укреплении здоровья большую  роль играет здоровый образ жизни. Каковы его основные принципы? По мнению А.В. Сахно, к ним относятся:

  1) деятельное в биологическом и  социальном отношении существование  человека (индивидуальная и общественнополезная, духовная или физическая деятельность);

  2) отказ от вредных привычек (злоупотребления  алкоголем, курения, употребления наркотиков и токсических веществ);

  3) рациональное питание, сбалансированное  качественно (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы) и количественно (энергетическая ценность пищи и расход энергии в процессе деятельности);

  4) рациональная двигательная активность;

  5) соблюдение общечеловеческих норм  и принципов морали.

  Цель  здорового образа жизни—создать  условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями и радостью жизни человека, его активной творческой деятельности. Несомненно, здоровый образ жизни тесно связан с социально-экономической и политической, культурной деятельностью государства.

  Физическое  и духовное здоровье человека является основой его жизнедеятельности и работоспособности, т.е. его способности к работе, к физическому и умственному труду, к преодолению физических и умственных нагрузок. Сохранению работоспособности на высоком уровне помогают тренировка, многократное повторение какой-либо работы. Важное значение имеет рациональная организация труда. Говорят, что усталость приходит прежде всего от бестолковой работы. Там, где четко организован труд, человек последовательно наблюдает позитивные результаты своего труда, имеет место повышение и производительности труда, и настроения, что умножает силы и энергию человека, его творческую активность. Творчество человека — это создание чего-то нового в любых сферах человеческой деятельности. Творчество делает мир человека богатым, интересным, радостным, расширяет его горизонты. Решающее значение имеет создание нужных самому индивиду и другим людям ценностей, в т. ч. и тех, которые обеспечивают здоровье. Творчество — это непрекращающийся процесс возвышения над пустым, негативным, болезненным.

7. Социально-этические  проблемы генной  инженерии

  Среди важных проблем биоэтики особенно актуальными  в конце XX в. стали проблемы генной инженерии, представляющей собой раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биохимических методов. Механизм генной инженерии включает:

  1) извлечение из живой клетки  какого-либо организма гена или  группы генов;

  2) соединение их с определенными молекулами нуклеиновых кислот;

  3) внедрение полученных гибридных  молекул в клетки другого организма.

  Генная  инженерия открывает новые пути для решения некоторых проблем  генетики, трансплантации органов, лечения наследственных болезней в медицине, повышения продуктивности в сельском хозяйстве и разработки новых биотехнологий. Проблемы, связанные с генной инженерией, в настоящее время становятся глобальными. Больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом, становится все больше. (Геном — совокупность генов в одинарном наборе хромосом данной животной или растительной клетки; геном — это генетическая программа развития организма).

  Заболевания на генном уровне все чаще вызываются экологическим кризисом, все увеличивающимся числом мутагенов. Развитие атомной энергетики, использование синтетических химических соединений, гербицидов, повышение уровня радиации, увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере вызывают мутации у человека в виде наследственных болезней и аномалий. Научные исследования показывают, что сейчас 50% патологий обусловлены нарушениями структуре и функциях наследственного аппарата, 5% новорожденных имеют генетические дефекты вследствие мутаций хромосом или генов. Эти причины вызывают не только физические болезни, но и отклонения в психической сфере.

  Генная  инженерия показала эффективность  своих методов, но вместе с тем  внесла тревогу в связи с тем, что нельзя полностью исключить ее негативные последствия. Мнения ученых разошлись. Академик Н.П. Дубинин считает, что наследственность современного человека надо охранять, сохранять, а не пытаться заменить ее «чем-то кажущимся лучшим». С другой стороны, А. Нейфак и другие призывают различать невежественное вмешательство в наследственность человека и катастрофическое по своим последствиям невмешательство. Здесь возникает вопрос: а каковы критерии профессионализма в этом вопросе? Однозначного решения этой проблемы генной инженерии научное сообщество не имеет.

  И научные исследования, и практическое применение их результатов продолжается. И никакие запреты не могут остановить научный поиск. Но здесь жизненно важна величайшая ответственность ученого перед обществом, перед историей.

  Принцип клятвы Гиппократа «не навреди» должен неукоснительно выполняться. Эта же установка касается и трансплантации органов, и клонирования.

  Генная  инженерия, открывая новые большие  перспективы в лечении наследственных болезней, в противовес евгенике, стремящейся вывести элитарную породу людей, ставит своей целью исправить недостатки природы, избавить людей от наследственных аномалий, обеспечить их здоровье. Но это возможно лишь при одновременном улучшении социально-экономических условий, благоприятной природной и социальной среде.

Лекция 8. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ. ГЕОПОЛИТИКА

  Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К естественной среде относятся: земной ландшафт, флора, фауна, моря и океаны — все, что составляет т н. географическую среду жизни людей, а также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества от микромира до макро- и мегамира.

  Оценивая  значение природы в жизни общества, отдельные мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Уже античные философы делали попытки определить связи, существующие между состоянием человеческого организма и колебаниями окружающей его физической среды. Историк Геродот (485-425 гг. до н. э.), путешествуя, отметил ряд фактов, показывающих влияние естественных условий на физическое и умственное развитие человека. Знаменитый греческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) делает первую попытку создания исторической географии. Страбон (54 г. до н. э.), Плиний (23—79 гг. н. э.), Птолемей (II в. н. э.) изучали вопрос о влиянии климата на развитие человечества. На то же влияние указывал арабский историк Ибн-Хальдун (1332-1406).

  Мыслители XVI-XVIII вв. Ж. Боден, Ш. Монтескье, И. Гердер и другие пытались всю изменчивость человеческих рас, характеров, темпераментов, а равно и исторические судьбы народов поставить в зависимость от географических условий, главным образом, от климата. Они развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также психический склад, темперамент, характер, обычаи, нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и личную жизнь14.

  Наряду  с определенными упрощениями  в понимании связи природы  и общества, преувеличением роли природных  факторов и недооценкой социальных эта натуралистическая концепция общества выделила тем не менее некоторые важные и актуальные проблемы их взаимосвязи. В середине XIX в. были сделаны попытки применения законов природы к объяснению явлений в человеческих сообществах. Английский историк и социолог-позитивист Генри Бокль (1821-1862), вооруженный богатейшими данными, собранными наукой в области истории, географии, экономики, статистики, в своем труде «Histon of civilization in England» пытался показать, что к истории должны быть приложены методы и принципы естественных наук, ибо история есть взаимодействие между человеком и природой. Он объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов—ландшафта, почвы, климата, а также характера жизни — и настаивал на изучении влияния окружающих условий на человека с применением статистики.

Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"