Эволюция и происхождение жизни на Земле

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:32, реферат

Описание работы

Креационизм (лат. сгеа — создание). Согласно этой концепции, жизнь и все населяющие Землю виды живых существ являются результатом творческого акта высшего существа в какое-то определенное время. Основные положения креационизма изложены в Библии, в Книге Бытия. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию.

Содержание

Концепция возникновения жизни 2
Геологические эры и эволюция жизни 4
Список использованной литературы 8

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КСЕ.docx

— 24.66 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Эволюция и происхождение  жизни на Земле»

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: Иванова Татьяна

                                                       Группа: УП-11-2

                                                                          Проверила: Балданова Л. П. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

Оглавление

Концепция возникновения  жизни 2

Геологические эры и эволюция жизни 4

Список использованной литературы 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция возникновения  жизни

В настоящее время существует несколько концепций рассматривающих  происхождение жизни на земле. Остановимся  лишь на некоторых главных теориях, помогающих составить довольно полную картину этого сложного процесса: Креацинизм; Самопроизвольное (спонтанное) зарождение; Гипотеза панспермии; Гипотеза биохимической эволюции.

Креационизм (лат. сгеа — создание). Согласно этой концепции, жизнь и все населяющие Землю виды живых существ являются результатом творческого акта высшего существа в какое-то определенное время. Основные положения креационизма изложены в Библии, в Книге Бытия. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию.

Самопроизвольное (спонтанное) зарождение. Идеи происхождения живых существ из неживой матёрии были распространены в Древнем Китае, Вавилоне, Египте. Крупнейший философ Древней Греции Аристотель высказал мысль о том, что определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Ван Гельмонт (1579—1644), голландский врач и натурфилософ, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, темный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот.

В ХVII—ХVIII веках благодаря успехам в изучении низших организмов, оплодотворения и развития животных, а также наблюдениям и экспериментам итальянского естествоиспытателя Ф. Реди (1626—1697), голландского микроскописта А. Левенгука (1632—1723), итальянского ученого Л. Спалланцани (1729—1799), русского микроскописта М.М. Тереховского (1740—1796) и других вера в самопроизвольное зарождение была основательно подорвана. Однако вплоть до появления в середине Х века работ основоположника микробиологии Луи Пастера это учение продолжало находить приверженцев.

Развитие идеи самозарождения относится, по существу, к той эпохе, когда в общественном сознании господствовали религиозные представления. Те философы и натуралисты, которые не хотели принимать церковного учения о «сотворении  жизни», при тогдашнем уровне знаний легко приходили к идее ее самозарождения. В той мере, в какой, в противовес вере в сотворение, подчеркивалась мысль о естественном возникновении  организмов, идея самозарождения имела  на определенном этапе прогрессивное  значение. Поэтому против этой идеи часто выступали Церковь и  теологи.

Гипотеза панспермии. Согласно этой гипотезе, предложенной в 1865г. немецким ученым Г. Рихтером и окончательно сформулированной шведским ученым Аррёниусом в 1895г., жизнь могла быть занесена на Землю из космоса. Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с мётеоритами и космической пылью. Это предположение основывается на данных о высокой устойчивости некоторых организмов и их спор к радиации, глубокому вакууму, низким температурам и другим воздействиям. Однако до сих пор нет достоверных фактов, подтверждающих внеземное происхождение микроорганизмов, найденных в метеоритах. Но если бы даже они попали на Землю и дали начало жизни на нашей планете, вопрос об изначальном возникновении жизни оставался бы без ответа.

Геологические эры и эволюция жизни

Под влиянием эволюционной теории и геологам пришлось пересмотреть свои представления об истории нашей  планеты. Органический мир развивался в течении миллиардов лет вместе с той средой, в которой ему приходилось существовать, т.е. вместе с Землёй. Поэтому эволюцию жизни невзможно понять без эволюции Земли, и наоборот. Брат А.О. Ковалевского Владимир Ковалевский (1842-1883) положил эволюционную теорию в основу палеонтологии – науки об ископаемых организмах.

Первые следы органических остатков геологи обнаруживают уже  в древнейших отложениях, относящихся  к протерозойской геологической эре, охватывающей огромный промежуток времени – 700 млн лет. Земля в тот период была почти сплошь покрыта океаном. В нём обитали бактерии, простейшие водоросли, примитивные морские животные. Эволюция тогда шла настолько медленно, что проходили десятки миллионов лет, пока органический мир сколько-нибудь заметно изменялся.

В палеозойскую эру (продолжительностью около 365 млн лет) эволюция всего живого шла уже более быстрыми темпами. Образовались большие пространства суши, на которой появились наземные растения. Особенно бурно развивались папоротники: они образовывали гигантские дремучие леса. Морские животные тоже усовершенствовались, что привело к образованию огромных панцирных рыб. В каменноугольном (карбоновом) периоде, на который падает расцвет палеозойской фауны и флоры, появились земноводные. А в пермский период, завершавший палеозойскую эру и начинавший мезозойскую (она удалена от нас на 185 млн лет) появились пресмыкающиеся.

Ещё быстрее животный и  растительный мир Земли стал развиваться  в мезозойскую эру. Уже в самом её начале пресмыкающиеся стали господствовать на суше. Появились и первые млекопитающие – сумчатые. Всеобщее распространение получили хвойные деревья, возникли разнообразные птицы и млекопитающие.

Около 70 млн лет назад наступила кайнозойская эра. Виды млекопитающих и птиц продолжали совершенствоваться. В растительном мире преобладающая роль перешла к цветковым. Сформировались виды животных и растений, которые обитают на Земле и сейчас.

С возникновением человека около 2 млн лет назад начинается нынешний период кайнозойской эры – четвертичный или антропоген. Человек в геологическом масштабе времени – совершенный младенец. Ведь 2 млн лет для природы – чрезвычайно малый срок. Наиболее значительным событием в кайнозойской эре стало возникновение большого числа культурных растений и домашних животных. Все они – результат творческой деятельности человека, разумного существа, способного к целенаправленной деятельности.

Если Дарвин, разрабатывая теорию эволюции, изучал опыт селекционеров, то вооружённые научной теорией  селекционеры научились выводить новые  сорта значительно быстрее и  целенаправленнее. Здесь особая роль принадлежит российскому учёному  Н.И.Вавилову (1887-1943), разработавшему учение о происхождении культурных растений. Эволюция живого продолжается, но уже под влиянием человека.

Мы знаем теперь, что  целесообразность органических форм –  это не нечто наперёд данное, а  результат долгого и сложного процесса развития материи, и, следовательно, целесообразность органических форм относительна. Человек теперь активно изменяет живую природу. Возрастающее вмешательство  человека в природные процессы порождает  новые серьёзные проблемы, которые  могут быть решены лишь при условии, что сам человек возьмёт на себя заботу об окружающей природе, о  сохранении тех тонких соотношений  в биосфере, которые сложились в ней за миллионы лет эволюции жизни на Земле.

Учение о биосфере было создано замечательным учёным В.И. Вернадским (1863-1945). Под биосферой  учёный понимал ту тонкую оболочку Земли, в которой процессы протекают  под прямым воздействием живых организмов.

Биосфера находится на стыке всех других оболочек Земли  – литосферы, гидросферы и атмосферы  и играет важнейшую роль в обмене веществ между ними. Огромные количества кислорода, углерода, азота, водорода и  других элементов постоянно проходят через живые организмы Земли. В.И.Вернадский показал, что нет практически ни одного элемента в таблице Менделеева, который не включался бы в живое вещество планеты и не выделялся из него при его распаде. Поэтому лик Земли как небесного тела фактически сформирован жизнью. Вернадский впервые показал, какую решающую геологическую роль играло на нашей планете живое вещество.

Вернадский акцентировал внимание и на огромной геологической  роли человека. Он показал, что будущее  биосферы – это ноосфера, т.е. сфера разума. Учёный верил в силу человеческого разума, верил в то, что все активнее вторгаясь в природные эволюционные процессы, человек сумеет направить эволюцию живого таким образом, чтобы сделать нашу планету ещё прекраснее и богаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Т.Я.Дубнищева «Концепция современного естествознания» учебник., М., 2000 г.

2. С.Х.Карпенков «Концепции современного естествознания». М., «Высшая школа» 2000 г.

3. А.А.Горелов «Концепции  современного естествознания». М.  «Центр» 1998 г.

4. А.И.Опарин «Жизнь, её природа, происхождение и развитие» М. 1960 г.

5. Поннамперума С. «Происхождение жизни», М., «Мир», 1977 г.

6. Йосип Клечек Вселенная и земля – М. Артия 1985

7. Кесарев В.В. Эволюция вещества во вселенной – М. Атомиздат 1976


Информация о работе Эволюция и происхождение жизни на Земле