Естественнонаучная картина мира и научные революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………..….……….3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ………………….….…………....................7
1.1.Аристотилевская научная революция………………………….…..7
1.2. Ньютоновская научная революция…...............................................9
1.3. Эйнштейновская научная революция... ....……….…....................10
2.НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.....................................................................12
2.1.Первая научная революция..............................................................12
2.2.Вторая научная революция..............................................................14
2.3.Третья научная революция..............................................................15
2.4.Четвертая научная революция.........................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...........20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.69 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
             ________________________________________________________________ 
  
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ 
Институт международного бизнеса и права 
  
  
 Кафедра Таможенного дела и логистики

 
Реферат 
по дисциплине «Концепции современного естествознания» 
на тему: «Естественнонаучная картина мира и научные революции».

 

Выполнила: студентка 1 курса, группы 1441 
                                      Мазилина Т.А. 
Научный руководитель: Колесникова Т.Д.

 

 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………..….……….3

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ………………….….…………....................7

   1.1.Аристотилевская научная революция………………………….…..7

   1.2. Ньютоновская научная революция…...............................................9

   1.3. Эйнштейновская  научная революция... ....……….…....................10

2.НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.....................................................................12

    2.1.Первая научная революция..............................................................12

    2.2.Вторая научная революция..............................................................14

    2.3.Третья научная  революция..............................................................15

    2.4.Четвертая научная  революция.........................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...........20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность данной  работы заключается в том, что научная картина мира – это есть систематизация знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий, количество которых значительно возрастает с каждым годом и требует тщательного изучения каждой из них, ведь наука никогда не стоит на месте.

   Цель работы заключается  в том, чтобы подвергнуть анализу  существующие естественнонаучные  картины мира и научные революции.  Чтобы облегчить процесс анализа, следует учитывать только основные, самые главные особенности, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины.

   Научная картина мира (НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.  Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.

   В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин

3

мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим  его объяснением. Однако прогресс представлений  об окружающем мире достигается преимущественно  благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

   Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

   Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

   Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

Для западной философии середины 90-х  годов XX века отмечались попытки 

4

ввести в арсенал методологического  анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения  понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В  нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется  не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития.

Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира.

   Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения:

  • мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения.
  • научных онтологии, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения:
    1. горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе
    2. системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний.

5

    1. посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

Также выделяют «наивную»  картину мира:

  1. Научная картина мира не является ни философией, ни наукой;
  2. От научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания;
  3. При этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

1.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

   Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

1.1.Аристотилевская научная революция

   Аристотель внес философское обоснование в "несерьезное" до этого "спасение явления". Проблема, по Аристотелю, состоит не в том, чтобы "прозреть" сквозь видимые неравномерности и нерегулярности божественную суть созвездий, а вычленить эту вечную суть из чувственных ощущений, из видимой неравномерности и нерегулярности путем индукции, то есть, от явления к сущности, от наблюдения отдельных чувственно воспринимаемых вещей к тому общему, что является их сущностью.

   Душа, как воплощение принципа движения у Платона, у Аристотеля овеществляется в понятии простого тела. И когда совершенные движения осуществляются не богами, а простыми телами, то место платоновской теологии занимает физика.

   Качественная физика Аристотеля является целостным, законченным образованием, поэтому все ее положения, так или иначе, повлияли на астрономию. Аристотель расчленяет движения на круговые и прямолинейные, что приводит к делению мира на две качественно разнородные области: надлунную и подлунную. Первый - мир вечного кругового движения небесных тел, состоящих из эфира, второй - изменчивый (ничто не вечно под Луной!) мир четырех элементов, в центре которого находится неподвижная Земля.

   Необходимо обратить особое внимание на ряд аристотелевских философских и физических положений, господство и последующая критика

7

которых, определяли развитие астрономии, и физики до Нового времени:

  • общая концепция статического геоцентризма;
  • концепция естественного движения и естественного места;
  • отрицание пустоты;
  • допущение о возможности движения только через взаимодействие

   Несмотря на то, что Аристотель проделал большой методологический путь от чистой кинематики схемы Евдокса к физическому обоснованию движения небесных тел и созданию на этой базе общефилософской картины мира (доведя число различных сфер до 55) задачи описательной и предсказательной астрономии, в рамках концепции гомоцентрических сфер, не решались. В специальном тракте «о небе» Аристотель нарисовал свою натурфилософскую картину мира. Под Вселенной Аристотель подразумевал всю существующую материю (состоявшую, по его теории, из четырех обычных элементов - земли, воды, воздуха, огня и пятого - небесного - вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и тем, что не имел не легкости, ни тяжести). Аристотель критиковал Анаксагора за отождествления эфира с обычным материальным элементом - огнем. Таким образом, Вселенная, по Аристотелю, существовала в единственном числе.

   В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального, а потому не могло быть и самого пространства, поскольку оно определялось, как нечто, что было (или могло быть заполнено материей). За пределами материальной вселенной не существовало и времени, которое Аристотель с гениальной простотой и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет движения без тела физического». За пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный, духовный мир божества,

8

существование которого постулировалось.

1.2.Ньютоновская научная революция

Ньютон создал свой вариант  дифференциального и интегрального  исчисления непосредственно для  решения основных проблем механики: определения мгновенной скорости как  производной от пути по времени движения и ускорения, как производной  от скорости по времени или вто- рой производной от пути по времени. Благодаря этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон всемирного тяготения. Ньютон был убежден в объективном существовании материи, пространства и времени, в существовании объективных законов мира, доступных человеческому познанию. Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, Ньютон глубоко верил в Бога, очень серьезно относился к религии. Он был автором «Апокалипсиса», «Хронологии». Эта приводит к выведу, что для И. Ньютона не было конфликта между наукой и религией, в его мировоззрении уживалось и то и другое.

Отдавая дань столь великому вкладу ученого в становление  и развитие научной картины мира, научную парадигму этого периода  или научную революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.

И это вторая в истории  европейской науки картина мира после аристотелевской. Ее основными  достижениями можно считать:

  1. натурализм-идею самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами;
  2. механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;
  3. квантитативизм-универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;

9

  1. причинно-следственный автоматизм жесткую детерминацию всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;
  2. аналитизм - примат аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и Средневековья;
  3. геометризм-утверждение картины безграничного однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.

Еще одним важнейшим итогом научной революции Нового времени  стало соединение умозрительной  натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической  деятельностью, с производством. Кроме  того, в результате этой революции  в науке утвердился гипотетико-дедуктивный  метод познания.

Информация о работе Естественнонаучная картина мира и научные революции