Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе представлен обзор литературы, в котором рассматриваются основные понятия процесса самоорганизации, а именно, необходимые условия возникновения самоорганизующихся систем, закономерности процесса, а также были выявлены факторы проявления самоорганизации в обществе в виде духовной культуры и искусства. Кроме того, в работе рассмотрена область науки, изучающая самоорганизующиеся системы, – синергетика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4-5
Глава 1. Понятие самоорганизации, характеристики самоорганизующихся систем
1.1 Определение понятия самоорганизация………………………………6-7
1.2 Необходимые условия возникновения и существования самоорганизующихся систем………………………………………………..7-12
1.2.1 Открытость………………………………………………………..7-9
1.2.2 Нелинейность……………………………………………………9-10
1.2.3 Диссипативность. Хаос как фактор самоорганизации………10-12
Глава 2.Синергетика как теория самоорганизации.
2.1 Наука о самоорганизации……………………………………………12-13
2.2 Причины возникновения и основные задачи синергетики………..13-14
2.3 Синергетика и закономерности самоорганизации (аттракторы, точки бифуркации и др.)………………………………………………………14-17
Глава 3. Духовная культура и искусство как фактор самоорганизации общества……………………………………………………………………..17-23
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая КСЕ Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Еще одними проблемами, порожденными развитием цивилизации, является проблема соотношения «техника – человек», а именно: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта, а также образ жизни человека в техномире.

«Первая проблема требует ответа на три вопроса: 1) Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека; 2) природа и суть творчества, может ли творчество имитироваться компьютером? (специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных способностей человека – это дело времени); 3) мозг и машина (мозг человека основан на конструировании образов, мозг машины – на распознавании образов, таким образом вопрос о творчестве природы культуры и о технике, как результате творения человека, ставит другой вопрос: о потенциале техники, который призван лишь усилить творческие возможности самого человека).

Вторая важная проблема «Техника – человек» - это проблема образа жизни человека, это проблема места и роли человека в созданном им техномире. Благодаря технике человек приобрел определенную свободу, независимость от природы, но на место жестокой зависимости от окружающего мира незаметно для себя человек поставил еще более жесткую зависимость от техники. Техника, компьютеры, прагматически ориентируя наш рассудок, приводят в конечном итоге к утрате образного мышления, результат всего – это духовный дискомфорт, деградация духовных ценностей человека, утрата идеологичности между людьми, раннее психологическое старение, проблема одиночества. Сегодня очевидно, что техногенная цивилизация испытывает жесточайший кризис и на этом пути у общества просто нет перспектив.» [6]

«В настоящее время все больше внимания со стороны общественности уделяется такой проблеме как конфликт цивилизаций. Чтобы понять, есть ли какое-либо естественнонаучное обоснование такой постановки вопроса, обратимся к синергетике. Культура как живой организм, как открытая сложная система, в силу своих природных особенностей способна к принятию энергий извне и их перераспределению. С одной стороны, это выражается в ее взаимодействии (диалоге) с другими, подобными ей культурами (взаимодействие по горизонтали), с другой стороны, эта же система, одновременно осознающая себя и частью Вселенной, Космоса, способна открываться навстречу энергиям, поступающим с более высоких иерархических уровней (взаимодействие по вертикали). Цивилизация, в том определении, какое дает знаменитый ученый О. Шпенглер, замкнувшаяся на себя, утратившая связь с высшими духовными уровнями, превращается в закрытую систему.

«Человек мирового города, — пишет О. Шпенглер, — не способен жить на какой бы то ни было почве, кроме искусственной, ибо космический такт ушел из его существования, а напряжения бодрствования становятся между тем все более опасными…. Напряжение без одушевляющего его космического такта есть переход в ничто. Однако цивилизация — одно напряжение, и ничего больше. В лицах всех цивилизованных людей, достигших видного положения, преобладает исключительно выражение сильнейшего напряжения. Во всякой культуре такие лица — это тип ее «последнего человека»…. Интеллигенция — это замена бессознательного жизненного опыта навыком мастерского владения мышлением, нечто бесплотное, скудное. Интеллигентные лица всех рас схожи меж собой…. Интеллигентному напряжению известна лишь одна специфически присущая мировой столице форма отдыха: разрядка, «развлечение». Подлинная игра, радость жизни, удовольствие, упоение, которые возникают из космического такта, в сути своей теперь непонятны. Вновь и вновь во всех мировых столицах всех цивилизаций повторяется переход от напряженнейшей практической мыслительной работы к ее противоположности, сознательно вызываемому расслаблению, духовное напряжение заменяется телесным, спортивным напряжением, телесное — чувственным «наслаждением» и духовным «возбуждением» посредством игры и пари, чистая логика повседневной работы замещается сознательно употребляемой музыкой» [6].

Цивилизация живет до тех пор, пока еще возможна ее экспансия вширь, на действие по вертикали она уже не способна. Современные цивилизации, претендующие в этой экспансии на все мировое пространство, пересекаясь друг с другом в борьбе за осуществление своих интересов? неизбежно создают точки высоких напряжений, разрядка которых все чаще и чаще происходит в форме взрыва — остановившиеся в развитии структуры не способны на взаимодействие, их удел — отталкивание и агрессия.

Если допустить, что на каком-то этапе развития человечества сформируется общечеловеческая цивилизация с едиными для всех народов этическими нормами, едиными правами, если представить, что на всей планете будет ликвидирована пропасть между богатством и бедностью (что трудно представить в условиях самоускоряющейся интенсивности воздействия человека на природу), то даже в такой утопической идиллии закрытость системы от высших энергетических уровней, в конце концов, неизбежно приведет к росту энтропии, к возникновению хаоса, разъединения, к всеобщему самоуничтожению или к возрождению борьбы за выживание по принципу «Выживает сильнейший».

Отсюда следует вывод, что конфликт цивилизаций неизбежен, и он будет продолжаться до тех пор, пока в процессе преодоления глобальных проблем и всемирных катастроф на почве этого конгломерата переплетенных цивилизаций не начнет вырастать новая, общемировая Культура. Но для этого требуется, чтобы вместо конфликтов и войн мировое напряжение духа вызвало к жизни вектор действия, направленный вверх, к коллективному взаимодействию с Высшим Началом. И тогда из всемирной цивилизации, оплодотворенной Новыми Энергиями, родится новая, общечеловеческая Культура.

Проводниками высоких энергий для всех культур являются мыслители, поэты, художники, музыканты, ученые. Они насыщают сознание людей новыми образами, новыми идеями, они проникают своим взором и мыслью в инобытие, открывая человечеству его эволюционные перспективы. Творческие личности — это строители новых миров. Вот как описывал процесс своего творчества недавно ушедший из жизни С.Б. Дараган, художник по призванию и физик по образованию: «Мое спонтанное рисование — это стремление попасть в резонанс, настроиться на тот спектр излучений, энергетических протуберанцев, которые исходят от любого природного объекта. Это стремление к материализации тех связей, которые устанавливаются между художником и моделью, художником и объектом, объектом и средой…. При таком методе работы все, что происходило и происходит в жизни и в душе художника, находит свое сконцентрированное, спрессованное — и на уровне смысла, и на уровне эмоций, и на уровне метафизики — выражение через те или иные изобразительные, а, может быть, и неизобразительные средства. А само изображение становится единым силовым полем, втягивающим в себя пространства внешние и внутренние, материальные и духовные, субъективные и объективные, системные и хаотические, реальные и ирреальные. Рождение каждого нового произведения — это как рождение новой космической системы. Это мощнейший источник переживаний, это сильнейшее эмоциональное потрясение, своеобразный энергетический коллапс. Это осуществление неистребимого, как сама жизнь, желания абсолютной реализации, абсолютного слияния, абсолютного перевоплощения. Это попытка выразить невыразимое» [5].

Человеку дана свобода выбора своего пути, но только человек, наделенный достаточной широтой сознания, способен видеть, что в точке бифуркации, которую переживает современное человечество, есть только два пути: один из них ведет к жизни, а второй — к самоуничтожению. Дорога, ведущая к жизни, неразрывно связана с Красотой и Культурой, с осознанием Высшего начала, присутствующего в сущности каждого человека. Отсюда видно, какая огромная ответственность возлагается на всех нас за состояние науки, культуры, образования — тех сфер жизни, развитие которых направлено на раскрытие творческого потенциала личности и осознание высших смыслов существования человека на планете Земля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              В заключении хотелось бы отметить, что в данной курсовой работе были подробно рассмотрены такие процессы как самоорганизация и синергетика, а также необходимые условия их возникновения и закономерности развития.

              Кроме того, автором курсовой работы было выявлено, что духовная культура и искусство являются факторами самоорганизации общества, теми «китами», на которых «стоит» цивилизация, а также все человечество в целом.

Но в ходе своего развития люди стали забывать об этом, поэтому возникла проблема потери духовных ориентиров, деградации духовных ценностей человека. В современном мире наблюдается все возрастающее господство материальных ценностей над духовными, главным образом денег. Люди становятся все в большей и большей степени зависимыми от техники, и ничего удивительного не будет, если в ближайшем будущем компьютер, а не человек начнет создавать шедевры искусства, но вряд ли это можно будет назвать «творчеством».

На сегодняшний день, очевидно, что наша цивилизация испытывает жесточайший кризис, все чаще и чаще случаются конфликты цивилизаций, и на этом пути у общества просто нет перспектив, он ведет к гибели. Но только нам выбирать, по какому пути мы хотим пройти: к развитию и жизни или же к гибели. Ведь общество, потерявшее духовные ориентиры, - «мертвое» общество.  И если человечество выбирает путь жизни, на каждом из нас лежит огромная ответственность за сохранение и развитие духовной культуры, как основополагающего фактора самоорганизации.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Курдюмов С., Малтнецкий Г. Синергатика – теория самоорганизации - http://n-t.ru/tp/in/sts.htm

2. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 – 603с.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1997 – 832с.

4. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие – http://www.modernlib.ru/books/arucev_aleksandr_artemevich/koncepcii_sovremennogo_estestvoznaniya/

5. Калинина Н.М. Синергетический аспект взаимодействия культур и цивилизаций – http://anthropology.ru/ru/texts/kalinina_nm/modphil02_23.html

6. Электронная гуманитарная библиотека, Культура и цивилизация  - http://www.gumfak.ru/kult_html/konspekt/kon14.shtml

7. Бондарев В. П. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2003.

8. Концепции современного естествознания / Под ред. Лавриненко В. Н., Ратникова В. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

9. Хакен Г. Синергетика. – М., 1985.

10. Концепции современного естествознания: Методические указания по самостоятельной работе для студентов гуманитарного факультета и факультета международногобизнеса / Сост.: В.П. ЖЕРЕБ; сИБгау. Красноярск, 2004 18 с.

 

 

 

2

 



Информация о работе Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества