Человек и его потребности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм.
В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношения между людьми. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания.

Содержание

1. Потребности человека в эпоху Возрождения………………………. 3
2. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей………………………………………………………….
5
3. Потребность в знаниях……………………………………………… 9
4. Сложная мотивация…………………………………………………... 12
5. Психология потребителя. Культура потребления…………………... 14
Список использованной литературы……………………………………... 17

Работа содержит 1 файл

Человек и его потребности.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Потребности человека  в эпоху Возрождения………………………. 3
2. Человек и его  место в мире. Мировоззренческие  основания теории потребностей………………………………………………………….  
5
3. Потребность в  знаниях……………………………………………… 9
4. Сложная мотивация…………………………………………………... 12
5. Психология  потребителя. Культура потребления…………………... 14
Список  использованной литературы……………………………………... 17
 
 
 

 

     
  1. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА  В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
 

     В Западной Европе коренной переворот  во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм.

     В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношения  между людьми. В эпоху Возрождения  под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции – теоцентризму. С точки зрения теоцентризма, Бог – создатель и властитель мира, высшая ценность для людей. Все помыслы и силы человека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовое выполнение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интересы греховны и вредны. С ними надо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной, религиозной жизни Феодальное общество создало и поддерживало специфическую систему ценностей, направленную на сохранение неизменного состояния социального целого. Эта система требовала «заглушения», подавления многих человеческих способностей и потребностей, которые пытались заместить другими.

     Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом  переосмыслить представления о  человеке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека – это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи – например Леонардо да Винчи – сами были близки к этому идеалу.

     В формировании гуманистического мировоззрения  заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Одними из первых идеи гуманизма формулируют великие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо. В произведении Данте «Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки впервые дается глубочайший психологический анализ человеческих эмоций и чувств. Конечно, оба автора не были атеистами, а только стремились к гармонии земного и небесного начал. Тем не менее для традиционного религиозного мировоззрения любовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре – греховное чувство, отвлекающее от любви к Богу. Но с точки зрения двух великих поэтов, неисчерпаемый мир земных чувств, переживаний и страстей – это и есть самое важное самое ценное в человеческой жизни. Именно в этом посюстороннем мире человек должен жить, этот мир он должен чувствовать и понимать. Идея значимости земных чувств, потребностей и интересов подробно разрабатывается во всем искусстве Возрождения. В «Декамероне» Боккаччо проводится мысль о ценности всех земных человеческих потребностей и праве человека на их свободное удовлетворение. «Декамерон» часто воспринимают как собрание пикантных историй о любовных похождениях и сексуальных отношениях, выходящих далеко за рамки дозволенного традиционной церковной моралью. Но за остроумными историями у Боккаччо скрывается более глубокое содержание – целая концепция человека. Рассказчики «Декамерона» симпатизируют активным и решительным героям, не ждущим помощи от Бога и способным самостоятельно выходить из самых сложных положений, в которые их ставит жизнь. Здесь уже в XIV в. предвосхищен идеал нового человека капиталистической эпохи.

     В эпоху раннего Возрождения итальянские  гуманисты делали акцент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной  личности, хотя и понимали, что все  члены общества связаны друг с другом.

     Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействие людей  в обществе, что неизбежно усложнило  проблему потребностей.

     В конце эпохи Возрождения формируется  современный тип научного знания – экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. Религиозно-мифологическое и художественное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.

     В целом эпоха Возрождения действительно  вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом  потребностям человека. Начало капиталистического преобразования европейской цивилизации  раскрепостило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство. 

  1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕСТО В МИРЕ. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ
 

     Наиболее  глубинное мировоззренческое основание  теории потребностей и теории сервисной  деятельности - общая философская концепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и о перспективах развития общества. Поэтому до конкретного анализа человеческих потребностей нужно кратко изложить философскую концепцию человека.

     Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. В известной  нам части Вселенной последовательно  возникли четыре главные, качественно  различные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная.

     Развитие  материи имело ярко выраженную направленность от низшего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма  материи возникла раньше других (в  результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи -- высшая по отношению к физической и низшая по отношению к биологической и социальной.

     Социальная  форма материи (общество) возникла последней  и является высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, которые можно выразить в нескольких.

     В процессе развития материи действовали  две закономерности: высшие формы  материи становились все сложнее  по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отличить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчинено всем законам физики (например, закону сохранения и превращения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая форма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их основе. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространства, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространенности высших форм материи по сравнению с низшими позволяет уточнить их соотношение.

     Развитие  материального мира как бы «идет  на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество - самая сложная и самая малораспространенная в пространстве форма материи. Что происходит потом?

     Развитие  физической, химической и биологической  форм материи происходило за счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из нескольких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые входит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бактерий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же в происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережитые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической организации человека. В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильно отличается от развития других форм материи?

     Вместе  с человеком в материальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс - труд. Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.

     Труд - не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских понятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктивных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изготовленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но природа никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компьютер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества природы, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она обладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные возможности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механизмом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобразований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предметов, которому мыслители Х1Х-ХХ вв. подыскали несколько названий: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера».

     Развитие  общества «вперед», «вверх» происходит за счет его обращения «назад», т. е. путем перестройки более простых  форм материи, -- как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Это направление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним -- мышления и всего человеческого общества в целом.

     Человеческие  потребности и труд связаны отношением взаимодействия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию и деятельности. У животных простейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процесс труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребностей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возможность перестройки природы, создания ноосферы может реализовываться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно - человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы направлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой проблемы может внести и сервисная деятельность. 

  1. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИЯХ
 

     Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

     Потребность познавательная  — точнее — потребность во внешних впечатлениях. Как таковая — как потребность в приобретении новых знаний — складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности.

Информация о работе Человек и его потребности