Антропогенез и самоорганизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе - раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле.

Работа содержит 1 файл

Антропогенез и самоорганизация.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

На определенной стадии развития планеты ледяная  оболочка начинает таять под влиянием внутрипланетного (или солнечного) тепла, в результате чего на поверхности  планеты возникает постоянная или  временная гидросфера. Гидросфера способствует ускоренному перемещению космических осадков по планете с поверхности материков в океанические впадины и разломы или морские прогибы, и тем самым ускоряет цикл возникновения на поверхности планеты материков и океанов и их исчезновения. 

Следующая теория о происхождении материков была представлена австрийским геофизиком А.Вегенером. Она также связана  с предположением о дрейфе материков. В 1912 году он предложил новую гипотезу происхождения материков и океанов - теорию разделения единого материка Земли, его постепенного расползания в ходе геологической истории. Суть гипотезы в следующем. А.Вегенер считал, что несколько миллиардов лет наша планета представляла собой гигантский суперматерик Пангею, который омывали воды огромного океана - Тихого. Затем под влиянием различных сил - вращения Земли, приливно-отливных течений - суперматерик раскололся. Отделившиеся от него части разошлись по поверхности земного шара и образовали современные материки, которые и сейчас «плавают», вернее перемещаются на подстилающем их базальтовом слое. А раз так, считал А.Вегенер, значит можно легко объяснить не только сходство конфигураций западного и восточного берегов Атлантического океана, образовавшегося в промежутке между материками, но взаимосвязанные данные о геологических формациях, ископаемых окаменелостях и климатах прошлого Старого и Нового Света. В последующих изданиях своей небольшой книги «Происхождение материков и океанов» (1915-1929) А.Вегенер усовершенствовал и развил свою гипотезу о происхождении и дрейфе материков. Однако она вызвала бурные споры. Сегодня получены новые палеомагнитные данные, свидетельствующие о крупномасштабных горизонтальных перемещениях как океанских, так и континентальных блоков земной коры. Словом, новые факты - новые воззрения. А они, собственно, и привели к тому, что гипотеза о дрейфе континентов и переросла в современную теорию тектоники литосферных плит. 

По мнению ряда российских и иностранных ученых, рифтовые зоны - это расколы и  разломы в каменной оболочке Земли  - литосфере. Оболочка эта относительно тонка (от 10-20 до 100-150 километров). Литосферу подстилает пластичное вещество мантии. Мощные внутренние течения вещества мантии разбили литосферу на ряд плит, перемещающихся со скоростью нескольких сантиметров в год. С их движением и связан дрейф континентов. За сотни миллионов лет смещения плит достигают тысяч километров. В тех местах, где плиты расходятся, поднимаются расплавленные породы, которые заполняют образовавшуюся расщелину. Именно это происходит в среднеокеанических хребтах, а на континентах - в рифтовых зонах. Если плиты сдвигаются, то одна из них, более тяжелая, погружается, слагающий ее материал пододвигается под край другой плиты и под крутым углом уходит в глубины Земли. Подобную картину грубо можно сравнить с весенним ледоходом на реке. В месте перегиба погружающейся плиты образуется океаническая впадина - желоб. Такая плита - причина глубокофокусных землетрясений. Более того, под действием происходящего при ее погружении трения на тыльной стороне желоба рождаются вулканы 

Список использованной литературы 

1. Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия. Компьютерный  диск, 2005 

2. ГрядовойД.Н.Концепции  современного естествознания. Структурный  курс основ естествознания. - М.: Учпед, 1999 

3. ДубнищеваТ.Я.Концепции  современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1997 

4. Концепции  современного естествознания /под  ред. С.И.Самыгина. - Ростов н/Д:  Феникс, 1997 

5. КоринскаяВ.А., ПрозоровЛ.Д., ЩеневВ.А.Методическое  пособие по географии материков. - М.: Просвещение, 1980 

6. КузнецовВ.Н., ИдлисГ.М., ГутинаВ.Н.Естествознание. - М.: Агар, 1996 

7. Нудельман  Р. Кембрийский парадокс. - «Знание  - Сила», август, сентябрь-октябрь  1988 

8. ПаршаковЕ.А.Происхождение  и развитие Солнечной системы. - Запорожье, 1999 

9. РузавинГ.И.Концепции  современного естествознания. - М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, 1997 

10. СолоповЕ.Ф.Концепции  современного естествознания. - М.: Владос, 1998 

11. Степин B.C. Научное  познание и ценности техногенной  цивилизации.// «Вопросы философии», №10, 1989 

12. СтепинВ.С.Теоретическое знание. - М., 2000 

13. Фоллмер Г.  Эволюционная теория познания. - М., 1998 

14. ШабалинЛ.И.Как  саморазвивается живая и неживая  природа. - Томск: Изд-во Томского  университета, 1999 

15. ЯблоковА.В., ЮсуфовА.Г.Эволюционное  учение. - М.: Высшая школа, 1998

Информация о работе Антропогенез и самоорганизация