Метрология, стандартизация и сертификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

1.1.1 . Дано: D=60 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.
Записать размеры с заданными отклонениями, вычислить допуски и предельные размеры, дать графическое изображение поля допуска. Определить квалитет точности.

Содержание

1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений 3
1.1. Определение расположения поля допуска заданного размера 3

1.2. Определение сравнительной точности заданных размеров 5
1.3. Определение системы и характера заданной посадки 6
1.4. Выбор стандартных посадок по заданным зазорам и натягам 9
1.5. Расчет посадок с зазором для подшипников жидкостного трения 11
1.6. Расчет посадок с натягом для передачи крутящего момента и осевого усилия 14
1.7. Расчет переходных посадок на вероятность получения натягов и зазоров 17
2. Допуски и посадки в соединениях с подшипниками качения 19
3. Допуски и посадки в резьбовых соединениях 23
4. Допуски и посадки в шлицевых соединениях 25
5. Допуски и посадки в шпоночных соединениях 27
6. Расчет допусков в размерных цепях 28
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 148.96 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Кафедра технологии конструкции материалов и машиноремонта 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теме: «Метрология, стандартизация и сертификация»

Вариант 35/34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н.Новгород

2010 

         Содержание

    1.  Допуски и  посадки гладких цилиндрических  соединений                                               3

    1.1. Определение  расположения поля допуска заданного  размера                                   3

    1.2. Определение  сравнительной точности заданных  размеров                                          5

    1.3. Определение  системы и характера заданной  посадки                                                    6

    1.4. Выбор стандартных  посадок по заданным зазорам  и натягам                                    9

    1.5. Расчет посадок  с зазором для подшипников  жидкостного трения                          11

    1.6. Расчет посадок  с натягом для передачи крутящего  момента и осевого усилия     14

    1.7. Расчет переходных  посадок на вероятность получения  натягов и зазоров             17

    2. Допуски и  посадки в соединениях с подшипниками  качения                                          19

    3. Допуски и  посадки в резьбовых соединениях                                                                      23

    4. Допуски и  посадки в шлицевых соединениях                                                                       25

    5. Допуски и  посадки в шпоночных соединениях                                                                    27

    6. Расчет допусков  в размерных цепях    28

    Список используемой литературы  33 
     
     
     
     
     
     
     
     

                         
     

  1. Допуски и посадки гладких  цилиндрических соединений
    1. .  Определение расположения поля допуска заданного размера

            1.1.1 . Дано: D=60 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.

      Записать размеры  с заданными отклонениями, вычислить  допуски и предельные размеры, дать графическое изображение поля допуска. Определить квалитет точности.

            Решение:

      Наибольший предельный размер; Наименьший предельный размер     .   Допуск  TD=es-ei=> ei=es-Td=-60-80=-140 мкм=-0.14 (мм);

      Размер с заданными  отклонениями:

      По выражению  (1.2) [1] и таблицам 1.2 и 1.1 [1] определим квалитет точности

      ;    

      Где i=1,86 мкм принято по таблице 1.2 [1] для размера 60 мм.

      Следовательно, по таблице 1.1[1] можно принять девятый квалитет точности для заданного размера: IT=9.

            1.1.2 . Дано: D=100 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.

      Записать размеры  с заданными отклонениями, вычислить  допуски и предельные размеры, дать графическое изображение поля допуска. Определить квалитет точности.

            Решение:

      Наибольший предельный размер; Наименьший предельный размер     .

      TD=es-ei=> ei=es-Td=-60-80=-140мкм=-0.14 мм

           Размер с заданными отклонениями:

      По выражению  (1.2) [1] и таблицам 1.2 и 1.1 [1] определим квалитет точности

      ;    

      Где i=2,17 мкм принято по таблице 1.2 [1] для размера 100 мм.

      Следовательно, по таблице 1.1[1] можно принять девятый квалитет точности для заданного размера: IT=9.

            1.1.3 . Дано: D=150 мм, es=-60 мкм, Td=80 мкм.

            Записать  размеры с заданными отклонениями, вычислить допуски и предельные размеры, дать графическое изображение  поля допуска. Определить квалитет точности. 
       

            Решение:

      Наибольший предельный размер; Наименьший предельный размер     . Допуск  TD=es-ei=> ei=es-Td=-60-80=-140мкм=-0.14мм

           Размер с заданными отклонениями:

      По выражению  (1.2) [1] и таблицам 1.2 и 1.1 [1] определим квалитет точности

      ;    

      Где i=2,52 мкм принято по таблице 1.2 [1] для размера 150 мм.

      Следовательно, по таблице 1.1[1] можно принять девятый квалитет точности для заданного размера : IT=9.

      Графические изображения  полей допусков приведены соответственно на рис. 1.1 а, б, в. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1. . Определение сравнительной  точности заданных  размеров.

            1.2.1. Дано.

           Определить  номинальные и предельные размеры, предельные отклонения и допуски. Определить сравнительную точность размеров.

           Решение:

      : ES=0,035 мм, EI= -0,035 мм;      

      TD=ES-EI=0,035-(-0,035)=0,07 мкм;

      D=12 мм; мм;

       мм;                                                                          

        => IT=10

            1.2.2. Дано.

            

           Определить  номинальные и предельные размеры, предельные отклонения и допуски. Определить сравнительную точность размеров.

           Решение:

      : ES=0,43 мм, EI= -0,43 мм;      

      TD=ES-EI=0,43+0,43=0,86 мм = 860 мкм;

      D=110 мм; мм;

       мм;                                                                        

         => IT=14

            1.2.3. Дано.

           Определить  номинальные и предельные размеры, предельные отклонения и допуски. Определить сравнительную точность размеров.

           Решение:

      : ES=-0,051 мм, EI= -0,087 мм;      

      TD=ES-EI=-0,051+0,087=0,036 мм = 36 мкм;

      D=380 мм; мм;

       мм;                                                                     

            => IT=11

      Располагаем размеры  в порядке убывания точности:

      , , .

      Графические изображения  полей допусков приведены соответственно на рис. 1.2 а, б, в. 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1. . Определение системы и характера заданной посадки.

            1.3.1.  Дано: посадка ø75 U8/h7.

            Определить  систему посадки, предельные отклонения вала и отверстия, предельные значения зазоров и натягов, перевести  посадку в другую систему, сохраняя предельные значения зазоров и натягов. Дать графическое изображение полей  допусков и посадок. Показать размеры  на сборочном и рабочих чертежах деталей.

            Решение:

            Посадка выполнена в системе вала, соединение с натягом.

            Для отверстия ø 75 U8: ES=-102 мкм, EI=-148. 

            Для вала : es=0 мкм; ei=-30 мкм;

           По  зависимостям (1.3) [1] находим: 
     
     

           Используя правило перевода посадок из одной  системы в другую, получим посадку  в системе вала: ø100 H8/u7.

           Аналогично  для посадки в системе вала найдем предельные отклонения:

            Для отверстия ø 75 M8: ES=46 мкм, EI=0 мкм;

            Для вала : es=132 мкм; ei=102 мкм; 
       
       

           Графическое изображение полей допусков посадок  и эскизы деталей приведены на рис 1.3(а) и 1.4(а).

            1.3.2.  Дано: посадка ø75 H7/t6.

            Определить  систему посадки, предельные отклонения вала и отверстия, предельные значения зазоров и натягов, перевести  посадку в другую систему, сохраняя предельные значения зазоров и натягов. Дать графическое изображение полей  допусков и посадок. Показать размеры  на сборочном и рабочих чертежах деталей.

            Решение:

            Посадка выполнена в системе отверстия, соединение с натягом.

            Для отверстия ø 75 H7: ES=30 мкм, EI=0 мкм; 

            Для вала : es=94 мкм; ei= 75 мкм;

           По  зависимостям (1.3) [1] находим: 
     

           Используя правило перевода посадок из одной  системы в другую, получим посадку в системе отверстия: ø75 T7/h6.

           Аналогично  для посадки в системе вала найдем предельные отклонения:

            Для отверстия ø 75 T7: ES=-64 мкм, EI=-94 мкм;

            Для вала : es= 0 мкм; ei= -19 мкм; 
       

           Графическое изображение полей допусков посадок  и эскизы деталей приведены на рис 1.3(б) и 1.4(б).

            1.3.3.  Дано: посадка ø75 R7/h6.

            Определить  систему посадки, предельные отклонения вала и отверстия, предельные значения зазоров и натягов, перевести  посадку в другую систему, сохраняя предельные значения зазоров и натягов. Дать графическое изображение полей  допусков и посадок. Показать размеры  на сборочном и рабочих чертежах деталей.

            Решение:

            Посадка выполнена в системе вала, соединение с натягом.

            

            Для отверстия ø 75 R7: ES=-32 мкм, EI=-62;

            Для вала : es=0 мкм; ei= -19 мкм;

           По  зависимостям (1.3) [1] находим: 
     

           Используя правило перевода посадок из одной  системы в другую, получим посадку  в системе отверстия: ø75 H7/r6.

           Аналогично  для посадки в системе вала найдем предельные отклонения:

            Для отверстия ø 75 H7: ES= 30 мкм, EI= 0 мкм;

            Для вала : es= 62; ei= 43 мкм; 
       

           Графическое изображение полей допусков посадок  и эскизы деталей приведены на рис 1.3(в) и 1.4(в). 
     
     
     
     

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        1.4. Выбор стандартных  посадок по заданным  зазорам и натягам.

           Дано: D=120 мм, Nmax=101 мкм, Nmin=44 мкм.

           Для приведенных исходных данных определить необходимые параметры, подобрать  стандартные посадки в системах отверстия и вала и дать их графическое  изображения. Показать размеры на сборочных  и рабочих чертежах.

           Решение:

           В соответствии с (1.4) и (1.2) [1] получим

           

           ТП = TD + Td = a0i + aвi ;

           ТП = Nmax – Nmin =101-44= 57 мкм;

           (a0 + aв) = ТП/I = 57/2.5 = 26.27 ;

           Где a0, aв – числа единиц допуска соответственно для отверстия и вала.

           Если  принять, что a0 = aв =12,975, то IT0 = ITв = 6. Однако чаще всего отверстие выполняется грубее, чем вал, так, чтобы IT0 = ITв + 1. Поэтому принимаем IT0 = 7, ITв = 6. Из табл. 1.1 [1] найдем a0 = 16, aв = 10. Тогда a0 + aв = 16 + 10 = 26 близко к расчетному значению 25,95.

           Если  принять систему отверстия, то для  отверстия ø120H7 по ГОСТ 25347-82 или таблицам[3] находим EI=0, ES=35 мкм.

           С учетом зависимостей (1.3) [1] можем найти

           es = Nmax + EI = 101 + 0 = 101 мкм; ei = Nmin + ES = 44 + 35 = 79 мкм.

           Определяем  ближайшее стандартное поле допуска  вала по ГОСТ 25347-82 для шестого квалитета  точности и размера ø120. В качестве такого можно принять ø120s6: es=101мкм, ei=79 мкм. Получили посадку ø120 H7/s6.

           Проверим, удовлетворяет ли выбранная посадка  исходным данным:

           Nmin = ei – ES = 79 – 35 = 44 мкм;  Nmax = es – EI = 101- 0 = 101 мкм.

           Таким образом, значения Nmin и Nmax выбранной нами стандартной посадки близки к исходным данным, что подтверждает правильность сделанного выбора.

           Переведем посадку из системы отверстия  в систему вала и получим ø120 S7/h6. По ГОСТ 25347-82 или таблицам[3] находим для отверстия ø120S7: ES= -66 мкм, EI= -101 мкм, для вала ø120h6: es=0, ei= -22 мкм

           С учетом зависимостей (1.3) [1] получим

           Nmin = ei – ES = -22 – (-66) = 44 мкм; Nmax = es – EI = 0 – (-101) = 101 мкм.

           Следовательно, выбранной нами стандартная посадка  в системе вала также удовлетворяет исходным данным.

           Графическое изображение полей допусков посадок  и эскизы деталей приведены на рис 1.5 и 1.6. 
     
     
     
     
     
     
     

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        1.5. Расчет посадок с зазором для подшипников жидкостного трения.

            Определить величины зазоров и подобрать посадку для подшипника скольжения, работающего в условиях жидкостного трения при следующих данных: dнс=60 мм, l=60 мм, R=120 Н, n=250 об/мин. Смазка маслом марки Индустриальное 25.

             Решение:

      1. Определим среднее удельное давление
     
     
      1. По табл. 2.68 [3] принимаем Rad=0,3 мкм, RaD=0,6 мкм. По формуле (1.8 [1]) находим
      2. Принимаем tп=60 0С. По табл. 1.99 [3] принимаем μтабл=30×10-3 Н×с/м2. По формуле (1.10[1]) находим
     
     
      1. Определяем  ω
     

                 По формуле (1.11[1]) рассчитываем Ah

           

                

      1. Из рис. 1.27[3] (при l/dнс = 1) определяем, что при Ah=0,33 значение Xmin<0,3. Поэтому принимаем Xmin=0,3.

        По рис. 1.27[3] находим значение Ax=0,3=0,438 (при l/dнс = 1).

        Находим по (1.13[1]) [Smin]

        [Smin]=2,857× 

      1. При Ah=0,33 и l/dнс = 1 определяем по рис. 1.27[3] Xmax=0,85. По формуле (1.14[1]) находим [Smax]

        [Smax]=2[hmin]/1-Xmax = 2×66×10-6/(1-0,85)=880×10-6 м.

      1. По рис. 1.27[3] определяем для (l/dнс = 1) Aопт=0,464; Хопт=0,48 (вершина параболы).

        По (1.17[1]) находим Sопт

         

        По выражению (1.18) определяем h 

        По табл. 1.47[3] подберем наиболее близкие посадки

        Ø 60 H11/a11      Smax=720 мкм,   Smin=340 мкм

        Sc = (720+340)/2 = 530 мкм

        Условие (1.15[1]) выполняется. Определим по (1.22[1]) вероятностный минимальный зазор:

        TD = ES –  EI = 190 – 0 = 190 мкм;

        Td = es – ei = -340 – (-530)=190 мкм; 
         

        По формуле (1.23[1]) находим минимальный запас на износ

        Tизн= [Smax]-8(RaD+Rad) – Smax=880-8(0,3+0,6)-720=153 мкм

      1. По выражению (1.25[1]) находим C
     

        По таблице 1.97[3] для СR=0.5 и l/dнс = 1 определим Х: 
         

        По таблице 1.100[3] для Х=0,33 и l/dнс = 1 определяем CM: 
         

        По формуле (1.24[1]) определим f: 

      1. По формуле (1.26[1]) находим Q:
     
      1. По выражению (1.27[1]) определим Q1:
     

        Так как  Q=2 Вт < Q1=1110 Вт, то обходимся без принудительной прокачки масла.

           Чертежи подшипникового узла и его деталей  приведены на рис. 1.7, 1.8 и  1.9.

           На  чертеже втулки подшипника указаны  основные размеры в соответствии с рекомендациями табл.8 [6]. Допуски цилиндричности принимались по ГОСТ24643-81 для степени точности в зависимости от относительной геометрической точности (табл. 2.20[4]). Значение допуска принималось по табл. 2.18[3]. По табл. 2.18[3] найдено значение допуска цилиндричности для ø60 и 6-ой степени точности Т=10 мкм. Допуск радиального биения наружной поверхности втулки ø70 u8 относительно поверхности ø60 Н11 принимался по ГОСТ 24643-81. При этом по табл. 2.41[3] определилась степень точности 8, а по табл. 2.40[3] для диаметра ø70 и принятой степени точности получили допуск радиального биения Т=60 мкм.

           Допуск  перпендикулярности торцевых поверхностей втулки принят по ГОСТ 24643-81. По табл. 2.33[3] принята 8-ая степень точности; а по табл. 2.28[3] для ø70 Т=30 мкм; для ø85 Т=40 мкм.  
     
     
     
     
     

           1.6. Расчет посадок  с натягом для  передачи крутящего  момента и осевого  усилия.

           Соединение  с размерами dнс=300 мм, l=90 мм, d1=130 мм, d2=360 мм,  предназначено для передачи Мкр=1000 Нм. Материал деталей: втулка-сталь, вал-сталь. Рабочая температура соединения 200С. Выбрать стандартную посадку и определить усилие запрессовки без применения термических способов сборки.

           Решение.

      1. По (1.35[1]) определяем Рmin
     

        Где f=0,1 выбрано из табл. 1.104[3].

      1. По (1.32[1]) определим Nmin

        Предварительно  определим C1 и С2 по (1.33 и 1.34[1])  
         
         
         

        Где μ1=0,3 и μ2=0,25 определили по табл. 1.106[3].

        Тогда

        Где Е1=2×1011 Па, Е2=1,05×1011 Па приняли по табл. 1.106[2].

      1. По (1.31[1]) определяем минимально допустимый натяг [Nmin].  Принимаем γtцn=0.

        Предварительно  определим по (1.39[1]) поправку γш. 
         

        Где a=0,35 принято по табл. 1.3[1]; Ra1=1.6 мкм и Ra2=3,2 мкм принято по табл. 2.68[2] для 8 квалитета точности и dнс=300 мм.

        Тогда

      1. Определим [Pmax], для чего по (1.42 и 1.43[1]) рассчитаем P1 и Р2.
     
     

        Где σт1=3×108 Па, σт2=2×108 Па приняли по табл. 1.4[1].

        Следовательно, [Pmax]=6.2×107 Па.

      1. По (1.41[1]) определим Nmax

         

      1. По (1.40[1]) определяем максимально допустимый натяг
     
     

        Где γуд=0,6 принято по графику рис. 1.68[3] для l/dнс =0,3 и d1/dнс=0,43.

      1. По табл. 1.49[3] выбираем варианты посадок из условий (1.44 и 1.45[1]):

        Ø 300 H7/r6      (Nmax табл=130 мкм,   Nmin табл=46 мкм)

        Ø 300 H7/s6      (Nmax табл=202 мкм,   Nmin табл=118 мкм)

        В качестве окончательного варианта принимаем  посадку Ø 340 H7/s7 со следующими запасами прочности , определенными по (1.46 и 1.47{1]).

        ЗПД = [Nmax ] - Nmax табл=404-202=202 мкм;

        ЗПС = Nmin табл – [Nmin ]= 118-21.74=96.26 мкм.

      1. По (1.48[1]) определим усилие запрессовки.

        Предварительно  по (1.48[1]) определим Pmax 
         

        Тогда  

           Чертежи сборочного узла и его деталей приведены на рис.2.0, 2.1. На чертежах указаны предельные отклонения размеров ø300 , ø300H7 (+0,052) по табл. 1.27[3]. Размеры фасок на ступице 3 мм и на втулке 4 мм приняты по табл. 1.108[3], их предельные отклонения 3±0,2 и 4±0,2 – по табл. 1.57[3] для радиусов закруглений и фасок. Предельные отклонения угла фасок 100±20 приняты по табл. 4.5[4] для 16 степени точности углов. Предельные отклонения размеров приняты для «среднего» класса точности по табл. 1.57 [3] для отверстий Н14 – ø130+1,0 ; для валов h14 – ø360-1,4 , прочих элементов ±t/2 - 90±2. Допуск цилиндричности принят в соответствии с таблицей 2.20[3] для 6 степени точности ГОСТ 24643-81 при нормальной относительной геометрической точности А, его значение по табл. 2.18[3] для размера ø300 составляет 16 мкм. 
     
     
     
     
     
     
     

     
     

           1.7. Расчет переходных  посадок на вероятность  получения натягов  и зазоров.

           1.7.1 Определить вероятностные характеристики заданной переходной посадки: ø320H8/m7.

           Решение

      1. Выбирается  посадка, и определяется Nmin, Nmax, TD, Td по формулам (1.1[1]) и (1.3[1]) средний натяг N по формуле (1.52[1]).

             мкм,      

             мкм,      

            ,     

            ,      

            .    

      1. Определяется среднее квадратичное отклонение натяга (зазора) по формуле (1.53[1])

           

      1. Определяется  предел интегрирования (1.54[1])

               

      1. Принимается значение функции Ф0.55) = 0.2054 [3]
      2. Рассчитывается вероятность натягов (1.55 и 1.56[1]) (или процент натягов (1.57[1])) и вероятность зазоров (1.58 и 1.59[1]) (или процент зазоров (1.56[1])):

        Вероятность натяга   

                 Процент натяга   

                  Вероятность зазора      

                Процент зазора           

           1.7.2 Определить вероятностные характеристики заданной переходной посадки: ø70 H6/m5.

           Решение

      1. Выбирается  посадка, и определяется Nmin, Nmax , TD, Td по формулам (1.1[1]) и (1.3[1]) средний натяг N по формуле (1.52[1]).

             мкм,      

             мкм,      

            ,     

            ,      

            .    

      1. Определяется среднее квадратичное отклонение натяга (зазора) по формуле (1.53[1])

           

      1. Определяется  предел интегрирования (1.1[1])

               

      1. Принимается значение функции Ф(4.3) = 0.499997 [3]
      2. Рассчитывается вероятность натягов (1.55 и 1.56[1]) (или процент натягов (1.57[1])) и вероятность зазоров (1.58 и 1.59[1]) (или процент зазоров (1.56[1])):

        Вероятность натяга   

                 Процент натяга   

                  Вероятность зазора      

                Процент зазора              

             
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           2. Допуски и посадки в соединениях с подшипниками качения.

           Выбрать посадки подшипника №62315 класса точности 0. Вращается корпус. Радиальная нагрузка на подшипник 32000 Н. Нагрузка ударная, перегрузка 300%. Осевой нагрузки нет.

           Решение:

               Диаметр внутреннего  кольца   d = 75 мм

               Диаметр внешнего кольца    D = 160 мм

               Ширина подшипника    B = 37 мм

               Ширина фаски кольца подшипника   r = 3,5мм

           Так как по условию задачи вращается  корпус, то делаем вывод, что наружное кольцо подвержено циркуляционной, а внутреннее - местной нагрузке.

           Посадку внутреннего местно нагруженного кольца выбираем по табл. 4.89[4] для отверстий в неразъёмном корпусе:h6. Обозначение посадки внутреннего кольца в корпусе: ø75 L0/h6.

           Посадку наружнего циркуляционно нагруженного кольца определяем по интенсивности радиальных нагрузок по формуле (2.1[1]), Предварительно определив по формуле (2.2[1]) значение b:

           

           

           

           где R – радиальная реакция в опорах; B – ширина подшипника; r – ширина фаски кольца подшипника, kП – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при перегрузке до 300%, с сильными ударами и вибрацией kП = 1,8); F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F = 1, табл. 4.90[4]); FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов (FA = 1 для радиальных и радиально-упорных подшипников).

           По  табл. 4.92.[4] заданным условиям для отверстия в неразъемном корпусе P7. Обозначение посадки наружнего кольца: ø160 P7/l0.

           По  табл. 4.82 [4] находим отклонения диаметра внутреннего кольца подшипника для класса точности 0: ø75 L0(-0,015).

           По  табл. 4.83[4] находим отклонения диаметра наружнего кольца подшипника 0 класса точности:  ø160 l0(-0,025).

           На  рис. 2.2 приведено графическое изображение полей допусков, где отклонения размеров вала и отверстия корпуса принята по ГОСТ 25346-89 или [3].

           Чертежи сборочного узла и его деталей приведены на рис. 2.3; 2,4. Расточка в корпусе выполнена на всем протяжении размером ø160 и поэтому для защитной крышки назначается посадка ø160 P7/d10, обеспечивающая свободную установку крышки по посадочной поверхности.

           На  рабочих чертежах приняты и обозначены допуски 

           цилиндричности  вала: 4 мкм

           Для ø75 ; Td=0-(-0.019)=0,019 мм; 1/4Td=19/4=4.75 мкм, по табл.2.18[3] ближайшее стандартное значение для размера ø75 составляет 4мкм для 4 степени точности;

           Допуск  цилиндричности корпуса: 12 мкм

           Для ø160 ; Td=-28-(-68)=40мкм; 1/4Td=40/4=10 мкм, по табл.2.18[3] ближайшее стандартное значение для размера ø160 составляет 12мкм для 6 степени точности.

           Допуск  торцового биения вала и корпуса  выбирается по табл. 2.33[3] для 8 степени точности и назначается по табл. 2.28[3] для 8 степени точности: для размера вала 63÷100 мм – 30 мкм; для размера отверстия корпуса 160÷250 мм – 50 мкм.

           Шероховатость посадочной поверхности вала и корпуса  согласно табл. 4.95 [4]- 1.25 мкм, а торцов заплечиков вала – 2.5 мкм.

           Заплечики вала и отверстия 2.5 мкм.

           Конструкция крышки принята конструктивно.

           Радиус  фасок вала и корпуса – по табл. 4.97 [2], фаска корпуса 5х45 – по табл. 22 [5]. 

                                
     
     
     
     
     
     
     
     

                          3.  Допуски и посадки в резьбовых соединениях.

           Резьба  М42х9. Шаг резьбы Р=3 мм. Число заходов – 3. Поля допусков диаметров d, d2 = 7g,6g, поля допусков диаметров D1,D2=8H. Направление резьбы – левое. Длина свинчивания – 40 мм.

           Решение:

           Обозначение резьбы: М42 – 8Н/7g6g. Резьбовое соединение с зазором. По табл.4.27[4] длина свинчивания–группа L.

           Номинальные значения диаметров резьбы:

           По  табл. 4.30[4] d(D)=42мм, P=3 мм.

           По  табл. 4.24[4] 

               

           

           Предельные  диаметры болта (по табл. 4.29[2]):

           d2max = 40.051-0.048=40.0003 мм; (es = -48 мкм для поля допуска диаметра 7g6g)

           d2min = 40.051-0.298 =39.753 мм (ei = -298 мкм для поля допуска диаметра 7g6g);

           dmax  =  42 – 0.048 =41.952 мм (es=48 мкм);

           dmin = 42-0.423 = 41.577 мм (ei = -423 мкм);

           d1max = 38.752-0.048 =41.577 мм(ei = -48 мкм);

           d1min не нормируется.

           Предельные  диаметры гайки (по табл. 4.29[2]):

           D2max = 40,051+0,425 =40,476 мм (ES= 425 мкм);

           D2min = 40,051 мм (EI=0);

           Dmax не нормируется;

           Dmin = 42 мм (EI=0);

           D1max = 38,752+0,8=39,552 мм (ES = 800 мкм);

           D1min = 38,752 мм (EI=0).

           На  рис. 2.5 – схема полей допусков резьбового соединения. 
     
     

           4. Допуски и посадки  в шлицевых соединения.

           Число шлицев      z = 10

           Внутренний  диаметр                                                  d = 82 мм                     

           Внешний диаметр     D = 92 мм

           

           Боковая поверхность шлицев                                    b = 12 мм 

           Поля  допусков                                                               H7, e8, F9, h7

           Способ  центрирования                                                d

           Обозначение шлицевого соединения:

           d – 10 x 82 H7/e8 x 92 H12/a11 x 12 F9/h7– обозначение сборочного соединения;

           d – 10 x 82 H7 x 92 H12 x 12 F9 – обозначение шлицев на втулке;

           d – 10 x 82 e8 x 92 a11 x 12 h7 – обозначение шлицев на валу,

           где d – способ центрирования; z = 10, d = 82 мм, D = 92 мм, b = 12 мм.

           H7/e8 – посадка по центрирующему диаметру d (табл. 4.75[4]);

           H12/a11 – посадка по диаметру D (табл. 4.75[2]);

           F9/h7 – посадка по ширине шлицы b (табл.4.73 [2]).

           Эскизы  сборочного соединения и деталей  представлены на рис. 2.6, графическое изображение полей допусков – на рис. 2.7. 
     
     
     
     
     

           

           

           5. Допуски и посадки  в шпоночных соединениях 

           Для вала d = 60 мм подобрать призматическую шпонку, длиной l = 140  мм исполнения 3. Привести обозначение шпонки. Показать на общем виде сборочного соединения посадки шпонки с пазами вала и втулки. Соединение нормальное. На чертежах вала и втулки показать размеры пазов и их отклонения.

           Решение.

           По  табл. 4.64[2] определим размеры шпонки для диаметра вала 60 мм: b=18 мм, h=11 мм, пазов на валу t1=7 мм, во втулке t2=4,4 мм.

           Обозначение: шпонка 18х11х140 ГОСТ 23360-78.

           По  табл. 4.65[2] находим поля допусков для паза вала 18 N9 и паза втулки 18Js8 для нормального соединения; для ширины шпонки – 18 h9.

           По  табл. 4.66[2] определяем поля допусков для высоты шпонки 11 h11; длина шпонки 140 h14; длины паза вала 140 H14; глубины паза на валу 7+0,2 и втулке4,4+0,2 (при высоте шпонки h св. 6 до 18 мм).

           Допуск  симметричности шпоночного паза относительно оси при соединении с одной  шпонкой составляет 2Tш (где Tш – допуск на ширину шпоночного паза). Для паза втулки 18 Js8 (±0,016) Тш=0,032 мм, 2Тш=0,064 мм. Округлив до ближайшего стандартного по табл.2.40[1] получим допуск симметричности 0,06 мм для 9 степени точности.

           Для паза вала 18 N9 (-0,052) Tш = 0,052 мм, 2Tш = 0,104 мм. Округлив до ближайшего стандартного по табл. 2.40[1] получим допуск симметричности 0,1 мм для 10 степени точности.

           Допуск  параллельности плоскости симметрии  паза относительно оси шпоночного паза по длине паза равен 0,5 Тш , что составляет для паза вала 0,03 мм(округленное значение  

           по  табл. 2.28[1] до ближайшего стандартного значения, соответствующего 9 степени точности),  для паза втулки 0,016 мм, что соответствует 8 степени точности.

           Шпоночное соединение и рабочие чертежи  деталей показаны на рис. 2.8, графические изображения полей допусков шпонки и пазов – на рис. 2.9. 
     
     

             
     
     
     

           6. Расчет допусков в размерных цепях

           В соответствии с приведенными данными  определить допуски составляющих звеньев размерной цепи методами полной взаимозаменяемости и вероятности.

             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           Номинальные значения составляющих звеньев размерной цепи:

             A2=40мм, A3=50мм , A4=30мм, A5=20мм, A6=10мм, A7=100мм, A8=20мм. Допуск размера замыкающего звена ТА0 = 0,25 мм. В качестве А0 принять звено A1. Определить допуски составляющих звеньев размерной цепи и величину замыкающего звена.

           Решение методом полной взаимозаменяемости:

           Величина  замыкающего звена определяется по формуле 6.6[2]:

           

           Где Ai- значение увеличивающего i-го звена; Am – значение уменьшающего m-го звена; i-порядковый номер увеличивающего звена; m-порядковый номер уменьшающего звена.

           По  формуле (6.2[2]) определим среднее число единиц допуска

           

           Где i – значение единицы поля допуска. Принимаются i1 = 1.6, i2 = 1.6, i3=1.3, i4 = 1.3, i5=1, i6=2.2, i7=1.3 (табл. 3.3[4]).

           Ближайшее стандартное по ГОСТ 25346-82 число единиц допуска аст=25 (табл. 1.1[1]), Что соответствует девятому квалитету точности.

           Примем  в качестве резервного звено А7. По формуле (6.3[2]) определим стандартные допуска всех звеньев, кроме резервного. 
     
     
     
     
     
     

           По  формуле (6.4[2]) определим допуск резервного звена :

           

           

           По  формуле (6.5[2]) определим допуск резервного звена:

           14/2.2=6.2.

           Ближайшее стандартное по ГОСТ 25346-82 число единиц допуска аст.рез. = 5.12, что соответствует 4 квалитету точности. Тогда стандартный допуск резервного звена (звена А7) определяется

           ТА7 = 5.12мкм.

           Проверим  условие (6.1[2]): 
     
     

           Следовательно, допуска составляющих звеньев определены верно.

           В соответствии с установленным правилом для увеличивающих звеньев принимаем  предельные отклонения как у основных отверстий (со знаком «+»), а для уменьшающих  – как у основных валов (со знаком «-»):

             A2=40-0,064 мм, А3=50-0,08 мм, A4=30+0,039 мм , A5=20+0,026мм, A6=10+0,001мм, A7=100+0,011мм, A8=20+0,026мм. 
     
     

             Список используемой литературы. 

           
    1. Арефьев Н.Н., Кирилов  А.Ф. Метрология, стандартизация и сертификация. Часть 1/Методические указания к выполнению курсовой работы студентами очного и  заочного обучения механических специальностей. Н.Новгород, ВГАВТ, 1997. – 65 с.
    2. Арефьев Н.Н. Метрология, стандартизация и сертификация. Часть 2/Методические указания к выполнению курсовой работы студентами очного и заочного обучения механических специальностей. Н.Новгород, ВГАВТ, 1998. – 44 с.
    3. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч./В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.В.Романов и др., 6 изд.-Л.: Машиностроение, 1982.-ч.1, 543с.
    4. Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч./В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.В.Романов и др., 6 изд.-Л.: Машиностроение, 1983.-ч.2, 448с.
    5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.1. – М.: Машиностроение, 1979. –  728 с.
    6. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.2. – М.: Машиностроение, 1979. – 559 с.
    7. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.3. – М.: Машиностроение, 1979. – 557 с.

           

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация