Управление товарооборотом ООО "Промтовары"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе анализировалась деятельность ООО “Промтовары”, которая работает в сфере розничной торговли. Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.

Содержание

1. Экономические основы управления товарооборотом торгового предприятия
1.1 Товарооборот – основной показатель коммерческой деятельности торгового предприятия
1.2 Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка
2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ООО «Промтовары»
3. Механизм управления товарооборотом ООО «Промтовары»
3.1. Анализ общего объема и состава товарооборота
3.2 Анализ факторов, определяющих объем и состав товарооборота
3.3. Планирование товарооборота на предстоящий период

Работа содержит 1 файл

ЭУМПТ_8.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

 

     Торговля  является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

    Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

    На  предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается  экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

     Актуальность  выбранной темы работы  состоит  в том, что от объема и уровня товарооборота  в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Он чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения.  Сам факт его существования приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков. И все же без них не может существовать ни одно торговое предприятие. Необходимость формирования товарных запасов для предприятия, в основном, продиктована тем, что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозами товаров.

     Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

     В динамике розничного товарооборота  находят отражение систематический  рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения с другой. Он оказывает также большое влияние  на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

     Целью данной работы является изучение процесса формирования и учета   товарооборота торгового предприятия. Основными задачами  работы являются:

  • ознакомление с предприятием и его организационно-техническим уровнем;
  • оценка основных показателей финансово – хозяйственной деятельности;
  • оценка   эффективности товарооборота.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность  ООО «Промтовары».

     В работе использовались данные отчетности  ООО «Промтовары»    за 2004 – 2005 года, материалы статистической отчетности.  При написании работы использовалась специальная литература по предмету «Экономика и управление малыми предприятия торговли», а также периодические издания.

 

1. Экономические основы  управления товарооборотом  торгового предприятия

1.1 Товарооборот – основной показатель коммерческой деятельности торгового предприятия

     Одним из основных экономических показателей  хозяйственной деятельности торгового  предприятия, во многом определяющим степень достижения цели предпринимательской активности, является товарооборот — процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара — торговое предприятие, за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

  • товара как объекта продажи;
  • продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

     Товарооборот  торгового предприятия можно  рассматривать, во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект; во-вторых, в социально-экономическом аспекте как показатель товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни.

     В торговом предприятии товарооборот определяется объемом денежной выручки за проданные товары. По его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Различают товарооборот розничный и оптовый.

     Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило, населению, для удовлетворения личных потребностей. На этом процесс обращения товара завершается — товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром. Таким образом, экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом денежных доходов населения на товары.

     Как экономический показатель розничный  товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.

     В соответствии с Государственным  стандартом Российской Федерации под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как за наличный, так и безналичный расчет.

     Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

     Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

     Показатель  розничного товарооборота (как и  оптового) имеет количественную и  качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении, качественная — связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

     Состав  розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:

  • выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
  • товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
  • выручка от реализации медикаментов в аптеках;
  • выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

     Различают такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

     Структура розничного товарооборота подразделяется на макроструктуру, товарно-групповую, товарно-ассортиментную, микроструктуру. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные). Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, овощи-фрукты, одежда, обувь, мебель, и др.). Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская; мебель: для жилья, офисов, дачи и т.п.). Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; и т.п.). На структуру розничного товарооборота влияют следующие факторы:

  • социально-демографические, которые учитывают соотношение городских и сельских жителей, рабочих, служащих, колхозников, мужчин, женщин, детей, взрослого и пожилого населения и др.;
  • экономические, определяющие соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством, специализацию производства, обеспечение квалификации работников, наличие и состояние транспортных коммуникаций;
  • оптимальные размеры, расположение, материально-техническую базу торговой (товаропроводящей) сети;
  • географическое положение региона;
  • климатические условия.

     Факторы, влияющие на розничный товарооборот:

  • сложившийся уровень потребления и реализации товаров, его зависимость от покупных фондов населения.
  • уровень производства отдельных товаров, изменения структуры товарных ресурсов.
  • соотношение товарного и нетоварного потребления.
  • К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:
  • объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
  • объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
  • ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб., %);
  • однодневный объем товарооборота (в руб.);
  • объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
  • объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе на 1 м2 торговой площади;
  • время обращения товаров (в днях оборота);
  • скорость товарооборота (число оборотов).

     К задачам анализа розничного товарооборота  относятся:

  • контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;
  • изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
  • изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;
  • выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;
  • вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

     Для анализа розничного товарооборота  используются: данные о социально-экономических  показателях района деятельности организаций  и предприятий (численность и  структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и др.

     Анализ  производится путём расчёта различных  показателей, которые можно сгруппировать  по следующим признакам: стоимостные  и натуральные, количественные и  качественные, объёмные и удельные.

     Особенно  широко при экономическом анализе  применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем  является объём товарооборота предприятий  и организаций. В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и т.д. стоимостные показатели являются основными при оценки выполнения плана розничного товарооборота.

     Для характеристики розничного товарооборота  отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели, в связи с тем, что в последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт как в суммовых, так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в анализе.

Информация о работе Управление товарооборотом ООО "Промтовары"