Экспертная оценка потребительских свойств товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество.
Номенклатура потребительских свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

Содержание

Введение
Номенклатура потребительских свойств товаров
Характеристика потребительских свойств и их показателей
Экспертная оценка потребительских свойств товаров
Потребительская оценка свойств товаров
Разработка номенклатуры потребительских свойств исследуемой группы товаров
Общая товароведная характеристика исследуемой группы товаров
Разработка номенклатуры потребительских свойств исследуемой группы товаров
Построение древа свойств для потребительской и экспертной оценок
Экспертная оценка и направления ее совершенствования
Использование субъективных методов экспертной оценки как средства ее совершенствования
Использование объективных методов экспертной оценки как средства ее совершенствования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 43.40 Кб (Скачать)

Физиологические свойства - способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

Одной из разновидностей этих свойств  являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое  восприятие человеком отдельных  свойств товаров с помощью  органов чувств. Органолептические  ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного  человека, что и предопределяет его  потребности. Например, в состоянии  утомления, стрессов, депрессии у  разных людей возникают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять  нервное напряжение с помощью  алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то - с помощью сладких  изделий (шоколад, конфеты и т.п.). С точки зрения физиологии человека это вполне объяснимо. При сильных  вкусовых и обонятельных ощущениях  происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга  на другие, обеспечивающие восприятие вкуса и запаха. Одни и те же пищевые  продукты у разных людей вызывают неодинаковое восприятие, а главное - чувство удовлетворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворение (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а  кофеманы - от чашки кофе.

Примером показателя физиологических  свойств пищевых продуктов может  служить консистенция и/или степень  дисперсности продуктов детского питания, предназначенных для детей разного  возраста. Для детей до 6 мес. продукты детского питания должны иметь жидкую консистенцию, до 1 года - гомогенизированную и крупнодисперсную.

Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Показателями эстетических свойств  пищевых продуктов могут служить  внешний вид (форма, цвет, состояние  поверхности, целостность), информационная выразительность, совершенство производственного  исполнения.

За последнее десятилетие в  нашей стране дизайн упаковки пищевых  продуктов стал отличаться разнообразием  изображений, их цветовым оформлением, что, безусловно, заметно повысило их эстетические свойства. Яркая, бросающаяся  в глаза упаковка продукта является средством привлечения внимания потребителя к продукту данной торговой марки, что в конечном итоге дает производителю товара определенные (пусть и не столь большие) преимущества по сравнению с товарами конкурентов.

Экологические свойства - способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при их производстве, транспортировании, хранении и потреблении.

Все большее загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств.

Для пищевых продуктов экологические  свойства выражаются в первую очередь  через возвратную тару, многоразовое использование упаковки, а также  ее утилизацию.

Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (СанПиН 2.3.2.1078-01).

Безопасность - важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В  отличие от других потребительских  свойств, ухудшение или утрата которых  приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, или относится к условно пригодной и может быть использована на промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после соответствующего устранения дефектов.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают  следующие ее виды.

Химическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Вещества, влияющие на химическую безопасность товаров, подразделяются на следующие  группы: токсичные элементы (соли тяжелых  металлов); микотоксины; нитраты и  нитриты; пестициды; антибиотики; гормональные препараты; запрещенные пищевые  добавки; запрещенные полимерные материалы  и др.

Токсичные элементы (мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др.) оказывают существенное влияние на безопасность товаров. Эти  элементы учитываются при сертификации всех пищевых продуктов, при подтверждении  соответствия их показателям безопасности.

Радиационная безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов.

В качестве показателей радиационной безопасности пищевых продуктов  устанавливаются допустимые уровни радиоактивных изотопов цезия и  стронция.

Термическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при потреблении товаров. Ее необходимо обеспечивать при подаче и реализации готовых пищевых продуктов в горячем состоянии.

Биологическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров. К биоповреждениям относятся повреждения микробиологические и зоологические.

Микробиологические повреждения (заболевания) вызывают разнообразные микроорганизмы. Различают бактериальные и грибковые  заболевания, являющиеся наиболее распространенными  причинами, по которым пищевые продукты утрачивают биологическую безопасность. При этом в продуктах накапливаются  токсические вещества (микотоксины - при плесневении, трупные и иные яды - при гниении, токсины сальмонеллы, стафилококка, кишечной палочки и  др.), которые вызывают отравления разной степени, иногда и с летальным  исходом.

Насекомые наиболее часто повреждают пищевые продукты. Причем наибольший урон наносят вредители хлебных  запасов - клещи, долгоносик, хрущак, амбарная моль, мукоеды; сельскохозяйственные вредители  плодоовощных товаров - плодожорки, проволочник, щитовка и др. Птицы (голуби, воробьи, вороны и т.д.) чаще повреждают сельскохозяйственное сырье в период его выращивания. В торговлю могут попадать неотсортированные  и непереработанные пищевые продукты, поврежденные птицами.

Пожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.

Этот вид безопасности присущ в  большей степени непродовольственным  товарам, хотя при несоблюдении правил пожарной безопасности гореть могут  почти все потребительские товары, в том числе и продукты питания.

Повышенной способностью к горению  отличаются растительные масла, пищевые  животные жиры. Особо следует выделить зернопродукты, некоторые овощи (лук, чеснок), которые могут самосогреваться  и самовозгораться за счет физиологического тепла, выделяемого при дыхании.

Завершая рассмотрение номенклатуры потребительских свойств товаров, необходимо отметить, что существуют еще такие свойства продукции, как  технологичность, экономичность, а  также показатели стандартизации и  унификации, патентно - правовые. Они представляют интерес лишь для изготовителей.

 

 

 

 

 

 

1.2 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  СВОЙСТВ ТОВАРОВ

Экспертизы товаров проводятся в случаях:

- разногласий между получателем и поставщиком в определении качества товара;

- отсутствия поставщика в месте проверки товара по качеству или неявки его представителя по вызову получателя для участия в приемке товара;

- потери первоначального качества товара при транспортировке, а также бедствиях и авариях;

- разногласий между покупателями и розничными торговыми предприятиями о качестве товаров, как это предусмотрено правилами обмена некачественных промышленных товаров;

- поручения государственного и ведомственного арбитражей, судебно-следственных органов, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел.

Экспертизами определяются:

- род, вид, артикул, сортность, комплектность товаров, торгового инвентаря и оборудования, тары и упаковочного материала для них, а также соответствие их качества и маркировки стандартам, техническим условиям, описаниям, утвержденным образцам;

- наличие, производственной марки и товарного знака на товарах, для которых они являются обязательными;

- причины снижения первоначального качества товара;

- вес нетто товара, тары и упаковочного материала и других нереализуемых компонентов в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями и т.д.

Определяя качество товаров, эксперт  производит проверки:

- сплошные — проверяется весь товар, предъявленный получателем;

- выборочные — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено ГОСТами, тех. условиями, особыми условиями поставки или договором.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям ГОСТов, тех. условий, образцам и договорам.

Количество и метод отбора образцов, способы упаковки и хранения их до производства анализа должны соответствовать  условиям договора или другим обязательным для сторон условиям. Все отобранные образцы (пробы) должны быть опломбированы  или опечатаны, о чем делается отметка в акте экспертизы.

Экспертиза товара — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует  специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли различными видами товаров с последующей  выдачей заключения.

Товарная экспертиза — оценка экспертом  основополагающих характеристик товаров: ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

Экспертная оценка — совокупность операций по выбору комплекса или  единичных характеристик потребительских  товаров или других объектов, определению  действительных значений и подтверждению  экспертами соответствия их установленным  требованиям и/или товарной информации.

При экспертной оценке требования к  характеристикам товаров или  иных объектов могут устанавливаться  не только нормативными документами, но и экспертами.

Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные  единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров и/или упаковочных единиц, объединенных общностью признаков: единовременностью выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.

Цель товарной экспертизы — проведение количественных и качественных оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному  изменению и основываются на суждениях  специалистов-экспертов.

При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать следующие принципы: объективность, независимость, компетентность, системный подход, эффективность, безопасность товара для потребителя и окружающей среды.

Объективность — недопущение или  устранение субъективизма в экспертных оценках. Соблюдение этого принципа достичь весьма сложно, так как  экспертиза проводится человеком (субъектом), а человеку присущи индивидуальные особенности восприятия цвета, вкуса, запаха и других ощущений, что предопределяет определенный субъективизм в экспертных оценках.

Независимость эксперта — важнейший  принцип, на котором основывается его  объективность. Сущность принципа состоит  в том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных сторон, например отправителя и получателя, производителя и потребителя  и др.

Компетентность эксперта определяется документом, подтверждающим его подготовленность в определенной области товароведных знаний и опытом работы с товаром.

 Для проведения товарной  экспертизы необходимо в первую  очередь детальное знание товаров,  их потребительских свойств, а  также физических, физико-химических, химических свойств и их изменений под влиянием различных процессов, таких как хранение, транспортирование и др.

Помимо этого, эксперт должен хорошо разбираться в технологических  вопросах производства товаров, документирования, товародвижения, организации учета  и отчетности, менеджмента и права.

Системный подход заключается в  обобщении, группировке и систематизации данных, необходимых для проведения экспертизы. Такой подход необходим  эксперту для проведения экспертных оценок. Например, при определении  ассортиментной принадлежности товаров.

Информация о работе Экспертная оценка потребительских свойств товаров