Экономические расчеты на примере ОАО «Универсам «Центральный»

Автор: k********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:44, отчет по практике

Описание работы

краткая характеристика предприятия и экономический расчёт основных финансово-экономическич показателей деятельности торговой организации

Работа содержит 1 файл

Письменный отчет.docx

— 535.50 Кб (Скачать)
Дата Содержание  работы Примечание
13.10–  15.10. Тема  № 1: Ознакомление с торговой организацией (торговым объектом).  
 
 
 
 
     Открытое  акционерное общество «Универсам «Центральный»  имеет разрешение на право осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания.

     Свидетельство о государственной регистрации  от 11.11.2000 за № 754 принятое Минским областным  исполнительном комитете.

     Лицензия  продлена на основании решения от 13/05/2010 г. № 650сроком на ять лет и действительна до 13.06.2015 г.(Приложение 1)

     Фирменное название – ОАО «Универсам «Центральный»

     Юридический адрес предприятия:

     222160 Минская область, г. Жодино

     ул. 50 лет Октября

     Директор  предприятии:

     Т. М. Жилко

Торговая  площадь Универсама – 1500 м2(Приложение 2).

     Режим работы: с 9 00 до 21 00, без перерыва на обед

     Основные  направления деятельности предприятия

     - Розничная торговля товарами  народного потребления;

     - Организация сети общественного  питания (кафе);

     - Оказание различных услуг населения  торгового и коммерческого характера;

     - Заключение договоров, соглашений  контрактов и оптовых ярмарках, биржевых торгах, аукционах в  республике и за ее пределами  с юридическими лицами различных  форм собственности и гражданами  на поставку товаров;

     - Организация производства товаров  народного потребления, закупка  и переработка сельскохозяйственной  продукции, рекламно-информационная  и маркетинговая деятельность.

     С учетом требований сегодняшнего дня  производится модернизация материально-технической  базы предприятия: ремонт торговых залов, фасада здания, замена торгового и  холодильного оборудования. Новое оборудование позволяет расширить демонстрационные возможности и облегчает покупателям  доступ к товаром. Мягкое освещение, оригинальный дизайн торговых залов создают легкую атмосферу, помогающие покупателю свободно ориентироваться в большом ассортименте  товаров. Ежедневно предприятие обслуживает более 2-х тысяч покупателей, предлагает широкий ассортимент товаров (более 10 тыс. наименований).

     Особой  любовью жителей и гостей города Жодино пользуется сладкая продукция  кондитерского цеха предприятия. Это  – более 5 тонн кондитерских и хлебобулочных  изделий.

     В кафе можно всегда приятно отдохнуть  и отведать продукцию собственного производства.

     Среднемесячный  выпуск и реализация продукции собственного производства составляет более 50 млн. руб.

     Списочная численность предприятия на 1 января 2010 года составляет 169 человек. (Приложение 12).

     Анализ  и прогноз финансово-хозяйственной  деятельности.

     За 2009 год была достигнута стабильность в обеспечении населения всеми  видами потребительских товаров. Наполнение дополнительными товарами достигнуто благодаря скоординированной работе коммерческой службы предприятия. На постоянном контроле находились вопросы освоение установленных квот. И, как результат, за 2010 год обеспечено получение больше, чем за 2009 год, товарных ресурсов по многим позициям: галантерее, одежде, обуви и т.д. Это способствовало тому, что на протяжении 2010 года стабильно обеспечивался прирост объема розничного товарооборота на уровне, превышающее установленный показателями прогноз социально-экономического развития на 2009 год. За 2009 год физический объем товарооборота увеличился на 22 % против 108 % по прогнозу. Наиболее высокие темпы в течения года достигнуты по реализации продовольственных товаров. Наряду с положительными количественными произошли и качественные изменения в структуре товарооборота.  За 2009 год в объеме товарооборота удельный вес продовольственной группе товаров увеличилась с 43,2 % до 55,3%. Улучшилась структура потребления важнейших продуктов питания.

     Обеспечении прогнозного темпа роста товарооборота позволило в определенной мере стабилизировать финансово положение предприятия. Чиста прибыль после уплаты всех налогов и платежей составила 165 млн. руб.

     Важным  фактором повышения эффективности  работы предприятия является обеспечение  материальных стимулов к труду. Заработная плата работников предприятия за 2009 год составила 454,6 тыс. руб. или 18,9 % к уровню 2008 года. Однако, это низкий уровень заработной платы. Поэтому  предприятие ставит перед собой  задачу – изыскать все возможности  по повышению заработной платы и  доведения ее уровня к концу 2010 года до 600 тыс. руб.

     В предприятии созданы безопасные условия труда для работников. Как свидетельство тому, за 2009 год  не допущено не одного несчастного  случая. Поэтому основными направлениями на 2011 год ставятся сложные задачи, от выполнения зависит которых стабильность и финансовое благополучие предприятия.

     Главными  целями ОАО «Универсам «Центральный» являются:

     - осуществление прибыльной деятельности;

     - развитие материально-технической  базы предприятия; 

     - обеспечение работникам необходимых  условий для эффективной производительности  труда;

     - улучшение материального и социального  положения работников предприятия.

     На 2008 год предприятием разработан план развития, в котором отражены все  меры, направленные на выполнение заданий  по социально-экономическому развитию предприятия в будущем году.

 
18.10. – 20.10. Тема  № 2:Организационная структура торговой организации (объекта), коммерческая служба и ее задачи  
   
     Задачи  торгового отдела:
    • работа по бесперебойному снабжения универсам товарами;
    • тесные договорные отношения с производителями;
    • контроль за качеством;
    • получение доходов;
    • эффективное использование финансов.

     Функции торгового отдела

    • рациональное товароснабжение;
    • проведение мероприятий по изучению покупательского спроса;
    • участие в ярмарках;
    • анализ поступления товаров;
    • мероприятия по снижению потерь;
    • проверка качества, их маркировка, правильность цен;
    • контроль и ответственность за документы;
    • участие в инвентаризации;
    • работа с письмами и жалобами покупателя

     В магазине ОАО «Универсам «Центральный» 2 товароведа непродовольственных товаров и 2 товароведа продовольственных товаров:

     - Силкова Н.В. товаровед непродовольственных товаров 1-ой категории;

     - Андреенко Т.В. товаровед непродовольственных товаров 1-ой категории;

     - Орлова И.Н. товаровед продовольственных  товаров 1–ой категории;

     - Синявская А.Н. товаровед продовольственных  товаров 1-ой категории. 

     Должностные обязанности

     Для осуществления на него функций товаровед  осуществляет следующие обязанности:

     - организует связи с деловыми  партнерами;

     - постоянно изучает спрос на  все группы товаров и тенденции  его развития, осуществляет анализ  спроса потребителей покупателей;

     - исследует факторы, влияющие на  сбыт товаров и имеющие значение  для успешной их реализации, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательской способности населения, прогнозирует спрос на товары и объем продаж;

     - изучает перспективы сбыта новых  товаров с учетом социально-демографических  особенностей различных групп  населения, состояния и динамики  их доходов, традиций и вкусов;

     -  анализирует метод конкурентов  с учетом изменения в налоговой,  ценовой и таможенной политике  государства;

     - ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка;

     - принимает участие в составлении  планов товарооборота и товарного  обеспечения;

     - контролирует соответствие товаров действующим ГОСТам и ТУ;

     - осуществляет постоянные контакты  с поставщиками;

     - контролирует выполнение контрагентами  договорных обязательств, в том  числе поступление товаров в  согласованном ассортименте по  срокам, качеству, количеству;

     - участвует в составлении претензий  контрагентами;

     - принимает участие в подготовке  ответов на претензии покупателей;

     - принимает меры по ускорению  оборачиваемости товаров, сокращению  товарных потерь, изучает причины  образования сверхнормативных товарных  ресурсов и«неликвидов», разрабатывает меры по их реализации;

     - информирует, при необходимости,  работников склада и администрацию  предприятия о правилах хранения, транспортировки товаров, осуществляет  контроль за соблюдением транспортировки товаров, подготовке товаров к отправке в торговый зал;

     - проводит ежедневный контроль  товарных остатков на складе  предприятия;

     - участвует в проведении инвентаризации  товаров;

     - осуществляет оперативный учет  итогов реализации товаров, составляет  обзоры конъюнктуры, отчетность  по установленным формам, оформляет  документы, связанные с поставкой  и реализации товаров;

     - участвует в формировании цен;

     - обеспечивает рост прибыльности, конкурентноспособность;

         - контролирует своевременность отгрузки  возвратной тары;

         - участвует  в ярмарках, выставках,  составляет заявки, заказы, осуществляет  товарных фондов, изыскивает дополнительные  товарные ресурсы в порядке  децентрализованного закупа;

         - контролирует договорных обязательств  поступления товаров в ассортименте, по срокам, количеству, проверяет  соответствие качества товаров  действующим ГОСТам, техническим  условиям, удостоверениям о качестве, сертификатам соответствия, при  необходимости организует поведение  лабораторных анализов;

         - несет ответственность за качество  реализуемого товара, сроки хранения  и соответствии документам удостоверяющим качество

         - принимает меры к ускорению  оборачиваемости товаров, сокращению  товарных потерь, изучает причины  образования сверхнормативных товарных  ресурсов, принимает меры по их  устранению;

         - организует выставки-продажи, ярмарки  и базары, покупательские конференции,  дегустации товаров;

         - исполняет распоряжение и приказы  администрации предприятия;

         - соблюдает трудовую и производственную  дисциплину, правила и нормы охраны  труда,  требование производственной  санитарии и гигиены, требования  противопожарной безопасности, гражданской  обороны;

         - информирует руководство об имеющихся  недостатках в работе предприятия,  возможных мерах по их ликвидации.

         Права

         Товаровед имеет право:

     - знакомиться с проектами решений  руководителя предприятия, связанных  с его деятельностью;

     - вносить на рассмотрения руководства  предложения по совершенствованию  работы, связанной с обязанностями,  предусмотренными настоящей инструкции;

     - сообщать непосредственному руководителю  о всех выявленных в процессе осуществления своей деятельности недостатках работы организации и вносить предложения по их устранению в пределах своей компетенции;

     - запрашивать и получать от  руководителей и специалистов  подразделений информацию и документы  по вопросам, связанных по осуществлением своих должностных обязанностей;

     - привлекать специалистов соответствующих  структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае – с разрешения руководства;

         - требовать от администрации предприятия  оказания содействия в осуществлении  своих должностных обязанностей  и прав.

         Ответственность

     - за ненадлежащие исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, за неправильность и  неполноту  использования предоставленных  прав, предусмотренных настоящей  должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующимтрудовым  законодательством;

     - за правонарушение, совершенном  в процессе осуществления своей  деятельности, - в пределах, определенных  действующим определенным уголовным  и гражданским законодательством;

     - за нарушение правил и норм  охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, гражданской  обороны;

     - за причинение материального  ущерба, - в пределах, определенных, действующим трудовым и гражданским  законодательством;

     - за ненадлежащие выполнение внутреннего  трудового распорядка, устава предприятия,  коллективного договора. (Приложение 5).

     Взаимосвязь работы руководителя с основными  подразделениями и службами оптового предприятия.

       

     В магазине «Универсам «Центральный»  рабочие места торговых работников коммерческого отдела оснащены всеми необходимыми предметами, канцтоварами, необходимым инвентарем и т.д. 

     Факторы риска современного рабочего места:

     1.для  зрения – свечение, мерцание, дрожание, дискретность экранного изображения,  блики; длительная фиксация взгляда  на экран, интенсивная перефокусировка глаз (документклавиатураэкран и обратно);

     2. для нервной системы – монотонная  и длительная работа, чаще всего  в условиях дефицита времени  и нервно-эмоциональных нагрузок  вследствие высокой «цены» за  допущенные ошибки;

     3.для  позвоночника и мышц спины  – статичность позы (нередко –  неправильной), постоянное перенапряжение  небольшой группы мышц.

     Эти факторы порождают: зрительное утомление, а затем и ухудшение зрения, общее утомление, болезненные, чаще тянущие ощущения в мышцах, боли в позвоночнике.

     Магазин соблюдает следующие требования к рабочим местам:

     - стол, рабочий стул (кресло) и подставка  для ног должны быть регулируемыми;

     - высота рабочей поверхности стола  (для взрослых пользователей)  должна регулироваться в пределах 68-80 см (при отсутствии такой возможности  высота рабочей поверхности стола  должна составлять 72,5 см);

     - стол должен иметь пространство  для ног высотой не менее  60 см, шириной не менее 50 см;

     - подставка для ног: ширина не  менее 30 см, глубина не менее  40 см, регулировка по высоте до 15 см и по углу наклона опорной  поверхности до 20 градусов; поверхность  ее рифленая, с передним бортиком  высотой 1 см.

     - правильное расположение монитора  – перед глазами по центру, на расстоянии 60-70 см от глаз, оптимальное  расстояние -53 см, расстояние от соседнего  монитора – не менее 1,2 м  (сбоку) и 2 м(впереди и сзади).

     Требования  к организации рабочего процесса:

     - отрегулировать вращающееся кресло  по высоте так, чтобы экран  монитора оказался перед Вами  по центру и чуть ниже уровня  глаз; а спинка кресла поддерживала  спину, особенно ее нижнюю часть;

     - ноги должны опираться на специальную  подставку или хоты бы твердо  на пол;

     - руки при работе с клавиатурой  должны лежать прямо перед  Вами, а пальцы – легко передвигаться;

     - клавиатура должна располагаться  на нужной высоте (на уровне  локтей), клавиши ее должны быть  чувствительны к легкому нажатию;

     - отрегулируйте высоту монитора, так чтобы верхний край экрана  находился немного ниже уровня  глаз, если смотреть на центр  монитора, взгляд должен быть  направлен немного вниз;

     - отрегулируйте наклон монитора  так, чтобы свет потолочных  светильников не отражался на  экране, не забывайте использовать  регулировку яркости и контрастности  для удобства просмотра;

     - давайте глазам отдых, периодически  фокусируя взгляд на предмете, находящемся на расстоянии не  менее 6 м, чаще моргайте, регулярно  проверяйте зрение (поставьте в  кабинете красивую вазу, картину  и т.д.);

     - используйте держатели документов  расположенные рядом экраном,  при необходимости документы  подсвечиваться настольной лампой, располагайте то, с чем Вы работаете  чаще всего (экран или справочные  материалы), непосредственно перед  собой, чтобы уменьшить количество  поворотов головы при печати.

     - мышь должна быть расположена  так, чтобы кисть не была  изогнута в запястье; не держите  мышь подолгу на одном месте,  передвигайте ее каждый час  на другой участок, держать  ее легко, расслабленной кистью, используйте коврики с подпором  запястья;

     - режим работы: не белее 6 часов,  обязательные короткие перерывы  и прогулки каждые 30-60 минут, длительные  перерывы (10-15 минут) каждые 2 часа, с  выполнением релаксирующих упражнений (а не компьютерных игр);

     - выполняйте разгрузочные комплексы  ЛФК.

     - Соблюдение санитарных правил  и норм; (Приложение 4).

     Организацией  охраны труда, техники безопасности в ОАО «Универсам «Центральный»  занимается главный инженер. Инженер  по охране труда руководствуется  Положением об охране труда, сборником  законодательных и нормативных  актов, содержащих требования об охране труда, предписаниями органов надзора службы охраны труда вышестоящей организации. На предприятии действует коллективный договор, в котором отражен план мероприятий по охране труда.

     На  рассматриваемом предприятии несчастных случаев не было. В случае, если произошел несчастный случай, необходимо создать комиссию, которая рассмотрит причины возникновения несчастного случая, определит виновных и определит ответственность за произошедшее.

     Для каждой должности и профессии  разработаны инструкции по технике  безопасности, которые предусматривают  обязательные действия работника предприятия  до начала, во время и по окончании  работы.

     Каждого работника ОАО «Универсам «Центральный»  ознакамливают с Положением об охране труда и расписывается в журнале регистрации учета выдачи инструкции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
21.10.–  25.10 Тема  №3: Информационное обеспечение коммерческой деятельности  
       Ассортимент Стратегия маркетинга состоит в стремлении добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые могли бы обеспечить предприятию высокую рентабельность продаж на длительную перспективу. ОАО «Универсам «Центральный» в своем развитии руководствуется стратегией маркетинга, ориентирующейся на полнейшее удовлетворение потребностей в своевременном торговом обслуживании населения, оказании услуг и умении приспосабливаться к быстро меняющимся экономическим условиям.

     Стратегия маркетинга предприятия призвана обеспечить решение следующих основных вопросов:

     - удержание ранее завоеванных  позиций, расширение влияния на  новых рынках реализации товаров;

     - обеспечение максимально возможного  уровня удовлетворения потребностей  покупателя;

     - Сокращение издержек обращения,  техническое переоснащение предприятие  более современное оборудованием;

     - расширение рынков закупки товаров  на более выгодных условиях;

     - проникновение на новые рынки  продаж с целью получения дополнительных  доходов и объемов товарооборота;

     - обеспеченность качественными товарами  отечественного производства.

     Изучение  спроса на отдельные группы товаров  проводится комплексно, т.е. одновременно учитывают реализованный, неудовлетворенный и формирующийся спрос, анализируют товарные запасы и требования покупателей к качеству товаров.

непродовольственных товаров;

     Ассортимент ОАО «Универсам «Центральный» насчитывает  более 10000 наименований товара. 65% составляют товары производителей Республики Беларусь (Приложение 3).

     Формирование  ассортимента в ОАО «Универсам «Центральный»  осуществляется с учетом воздействия  следующих факторов:

    • Покупательский спрос.
    • Цена товара.
    • Производство товаров.
    • Условия товароснабжения.
    • Численность и состав обслуживаемого населения.
    • Транспортные условия.
    • Наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности.

     Документом, служащим целям формирования ассортимента товаров являются ассортиментный перечень.

     Разработка  ассортиментного перечня осуществляется в 2 этапа:

  1. Устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине.
  2. Определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы.

     Ассортиментный  перечень – это минимум товаров, который должен быть в магазине. Формирование ассортимента товаров  в ОАО «Универсам «Центральный»  с учетом всех факторов позволяет  обеспечить удовлетворение покупательского  спроса, повышение экономической  эффективности предприятия и  уровня торгового обслуживания населения. Разработанные перечни могут  подвергаться корректировке с учетом серьезных изменений на рынке.

     Создание  оптимального ассортимента в универсаме является одним из важных условий  бесперебойного снабжения товаром, удовлетворяющим спрос конечных потребителей. Важнейшим принципом  формирования ассортимента является обеспечение  его соответствия характеру спроса потребителей данного универсама. Товаровед, занимающийся закупкой товаров, заботится  о достаточной глубине ассортимента. Поэтому следующим этапом формирования ассортимента является определение  количества реализуемых товаров  по каждому наименованию.

     При формировании ассортимента нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов  продажи, предлагаемых услуг и т.п.

     ОАО «Универсам «Центральный» старается  работать напрямую с производителями  товаров или с первыми импортерами  в РБ. С поставщиками-посредниками товаровед в данном универсаме не работает. Чем большее число посредников  использует предприятие, тем меньше непосредственных контактов с потребителями  оно имеет, тем медленнее продвигается товар. В то же время, минимальное число посредников между производителем и потребителем требует больших расходов на хранение запасов товаров, их обработку и т.д.

     Каждая  поставка сопровождается необходимым  пакетом документов (товарно-транспортной накладной, протоколом согласования цен, сертификатом качества, таможенной справкой).

     Метод сбораОАО «Универсам «Центральный» использует следующие методы комплексного изучения информации о спросе на товары:

    • выставки-продажи;
    • выставки-просмотры;
    • покупательские конференции.

     Выставка-продажа  имеет своей целью сбор информации о спросе и его целенаправленное формирование по определенным товарным группам, видам и разновидностям.

     Выставки-продажи  организуют, как правило, по отдельным  группам и приурочивают их по времени  к началу сезона, предпраздничной  торговле, определению потребности в товарах непосредственно перед заказом промышленным предприятием.

     Выставки-продажи  проводятся в течение 10-12 дней и завершаются  совещанием с представителями промышленности или конференцией покупателей.

     Данная  работа осуществляется по заранее разработанной программе, которая включает план рекламных мероприятий, представление ассортимента, а также методику учета реализованного, неудовлетворенного спроса, мнений покупателей и движения товарных запасов.

     Удачная организация выставок-продаж позволяет:

     выявить структуру спроса по широкому внутригрупповому ассортименту товаров и сопоставить  ее со структурой товарного предложения  в данной организации торговли;

    • выявить предпочтения отдельных групп покупателей к конкретным разновидностям товаров;
    • собрать информацию о возможных изменениях во внутригрупповой структуре спроса в связи с появлением новых видов и разновидностей товаров.

     Выставки-просмотры  в отличие от выставок-продаж проводятся, как правило, по малоизвестным товарам, производство которых только налаживается. Они проводятся с целью учета, обобщения мнений покупателей и выявления тенденций в формировании спроса на товары -новинки.

     На  выставках-просмотрах магазин проводит анкетный опрос покупателей по разработанной программе. По результатам проводят покупательскую конференцию.

     Покупательские  конференции могут проводиться и как самостоятельные мероприятия для выявления требований покупателей к ассортименту, качеству товаров и торговому обслуживанию в магазине.

     Для этого необходимо заранее оповестить население о дне, месте, времени  и задачах конференции, а также  подготовить специальные опросные листы (анкеты) и программу их последующей обработки.

     Сбор  информации о внутригрупповой структуре спроса ОАО «Универсам «Центральный» ведут не систематически, так как организовать такой учет по широкому внутригрупповому ассортименту без его автоматизации практически невозможно. Поэтому для получения репрезентативной информации по внутригрупповой структуре реализованного спроса службы изучения спроса

     организаций торговли разрабатывают специальные  программы.

     В этих программах определяется:

     • количественный и качественный состав магазинов, в которых необходимо вести наблюдение (на основе специальных расчетов объемов выборки);

     сроки, порядок и методы наблюдений;

     формы и сроки передачи информации;

     • порядок инструктажа лиц, обеспечивающих сбор информации;

     • организация рекламных мероприятий.

     В силу большой трудоемкости учета  внутригрупповой структуры продажи  и запасов товаров также используют данные экспертных оценок специалистов по качественным признакам. 
 
 
 
 
 
 

 
26.10. – 28.10. Тема  №4: Коммерческая деятельность по оптовым закупкам  
       Под источником товароснабжения понимается звено товародвижения, из которого товары завозятся в магазин. От правильного  выбора этого звена во многом зависит  эффективность всей системы товародвижения.

     Основными источниками поступления товаров  народного потребления могут  быть:

     - фабрики, заводы, комбинаты, промышленные  предприятия;

     - совхозы, колхозы, фермерские  хозяйства;

     - оптовые базы;

     - собственные подсобные хозяйства  и производственные производства  торговли;

     - любые торговые предприятия, имеющие  излишки товаров;

     - коммерческие структуры;

     - внешнеторговые предприятия;

     - частные предприниматели.

     Все товары, поступающие в розничную  торговую сеть, делятся на фондируемые и нефондируемые.

     К фондируемым относятся такие товары, которые распределяются в централизованном порядке планово-регулирующими органами. Каждому торговому предприятию на квартал или год выделяется товарный фонд, т.е. строго определенное количество фондируемых товаров, которые магазин должен получить от поставщиков в заранее заказанном ассортименте.

     Товарные  источники по территориальному  признаку можно подразделить на местные (внутриобластные), внеобластные и внереспубликанские.

     Все поставщики делятся на две группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые  базы).

     Поставщики-посредники по признаку их подчиненности подразделяются на:

     - поставщиков, подчиненных  розничным система (склады и базы местных торгов, торгово-производственных фирм, управление торговли, потребкооперации);

     -поставщиков,  подчиненных Министерству торговли  Республики Беларусь или областным  управлениям торговли (оптовые базы);

     - сбытовые предприятия и организации  промышленности;

     - коммерческие структуры, занимающиеся  оптовыми операциями.

     По  признаку отношения к хозяйственным  системам поставщики и источники  поступления могут быть внутри –  и внесистемные. 

     Заключая  договор поставки, субъекты хозяйствования должны руководствоваться Гражданским  кодексом Республики Беларусь, который регламентирует общий для всех порядок. В соответствии с ним договор может быть заключен по переписке, путем обмена телеграммами, факсами и посредством личных переговоров, на торгах (на тендерной основе).

     Заключение  договоров поставки по переписке. К числу юридических норм, используемых при этом, относятся оферта и акцепт, наличие которых в совокупности определяет факт признания договора заключенным.

     Акцепт - письменное согласие со всеми условиями оферты, что предполагает безоговорочное согласие на заключениедоговора поставки. Лицо, которому адресована оферта, называется акцептантом. При несогласии с условиями оферты акцептант посылает контроферту с указанием своих условий и сроков для ответа. Контрофертой может быть протокол разногласий(Приложение 9).

     Такая система и терминология применяется  в мировой практике и предусмотрена  законодательством и нормативными актами Республики Беларусь.

     Различают свободные оферты и твердые.

     Свободная оферта представляет предложение на одну партию товара, направляемое одновременно нескольким возможным партнерам.

     для заключения договора на свободном рынке  используется достаточно широко.

     Твердая оферта - предложение на поставку определенной партии товара, посланное только одному возможному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец считает себя связанным данным предложением, т.е. не вправе изменить или отменить, или сделать предложение другому покупателю.

     В ней обычно указывается наименование товаров, их количество, объем поставки, ассортимент, качество товаров, условия  и сроки поставки, цены, порядок  расчетов, вопросы тары, упаковки, средств пакетирования, санкции за нарушение условий, юридический адрес и др.

     Заключение  договоров поставки путем обмена телеграммами, факсами. Как отмечалось выше, договорные отношения могут быть установлены путем обмена письмами, телеграммами, факсами и т.п. Такая форма заключения договора имеет свои особенности. Она требует хорошей предварительной подготовки ввиду их оперативности. Целесообразно вначале сообщить по телеграфу суть и краткие условия предлагаемого договора: наименование товара, количество, ассортимент, цену, условия платежа, сроки поставки. Если будет получена телеграмма-подтверждение, договор считается заключенным. Если она не будет получена, по телефону могут быть сообщены уточнения, корректировка условий, что потребует также телеграфного подтверждения (чаще по факсу).

     Заключение  договора по телефону (факсу) является наиболее оперативным и быстрым  способом. Однако он таит в себе много  трудностей и неожиданностей и предполагает высокую квалификацию, обязательность сторон, так как решение следует  принимать немедленно и нести  за него ответственность. В любом  случае должно последовать подтверждение, т.е. информация фиксируется на материальном носителе (телеграмма, факс и др.) и  удостоверяется должностным лицом  в установленном порядке (подпись, печать) или электронной подписью. Только в таком случае договор  считается заключенным.

     Заключение  договоров поставки посредством личных контактов на переговорах. Переговорный процесс по согласованию условий договора может быть проведен путем личных контактов продавца и покупателя. Такая форма обладает неоспоримыми преимуществами перед перепиской и телефонными переговорами и весьма ответственна.

     Все договора, независимо от форм и оснований заключения, должны быть документально оформлены, подписаны должностными лицами и зафиксированы на материальном носителе с реквизитами, позволяющими идентифицировать подписи. В этих документах должно быть отражено согласие сторон по обязательным условиям договора, а также предусмотрена ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

     В соответствии с Положением о поставках товаров в Республике Беларусь к числу обязательных условий относятся:

    • наименование товаров;
    • количество;
    • цена (способ определения цены);
    • цель приобретения (для продажи, промпереработки, собственных нужд).

     При отсутствии хотя бы одного из этих условий  договор считается незаключенным.

     Договор составляется в двух экземплярах, подписывается двумя сторонами: руководителями предприятий (организаций)или лицами, имеющими доверенность на подписание договора, указывается дата его подписания, скрепляется печатью.

     Заключенные таким образом договора поставки вступают в силу.

     Порядок изменения и расторжения договора поставки регламентируется Гражданским  кодексом Республики Беларусь и отражен  в Положении о поставках товаров вРеспублике Беларусь. В соответствии с ними договор может быть изменен или расторгнут по соглашению обеих сторон, за исключением следующих случаев, когда допускается односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично):

    • при неоднократной (два раза и более) поставке товара ненадлежащего качества;
    • при систематической (свыше двух раз) просрочке поставщиком поставки товара;
    • при систематической (свыше двух раз) или значительной задержке покупателем оплаты поставляемого товара по сравнению с предусмотренными в договоре сроками или объявлении покупателя неплатежеспособным.

     Сторона-инициатор  должна предупредить партнера о расторжении  или изменении договора в установленный  в договоре срок.

     Сторона, получившая предложение о расторжении  или изменении договора, должна ответить в 10-дневный срок. Если она согласна, оформляется дополнительное соглашение и подписывается обеими сторонами  или стороны обмениваются письмами, телеграммами.

     Закупочная  деятельность включает комплекс операций:

    • отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;
    • определение потребности в товарах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объема и структуры -закупок);
    • выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товара;
    • установление хозяйственных связей с поставщиками товаров;
    • контроль исполнения договоров поставки товаров.

    Этот  процесс можно разделить на преддоговорные,

собственно  закупочные и заключительные коммерческие операции.

     Формы закупокОАО «Универсам «Центральный» осуществляет следующие операции:

    • преддоговорные операции: изучение рынка, спроса населения, анализ сложившейся системы хозяйственных связей, источников поступления и поставщиков, отбор нужной информации, обоснование потребности в товарах и определение источников финансирования закупок, разработка проектов договоров.

     Внеярмарочная форма продажи используется магазином иногда и при закупке товаров сложного ассортимента, когда предприятие ведет поиск каких-то товаров, находит их и заключает договор, который впоследствии может превратиться в длительный, т. е. хозяйственные связи партнеров могут развиваться.

     Более эффективной и организованной является ярмарочная форма закупок. Она имеет ряд преимуществ: у покупателя появляется возможность ознакомиться с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками, просмотретьдемонстрацию моделей, модификаций, проверить их в действии, получить нужную коммерческую информацию и консультацию. Кроме этого, ускоряются сроки заключения договоров.

     Основными формами отношений субъектов  хозяйствования при осуществлении  ими своей хозяйственной и  производственной деятельности является поставка и купля-продажа. Причем, последняя в настоящее время, в условиях складывающейся рыночной экономики, получила довольно широкое распространение. Отношения купли-продажи регулируются положениями действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства и договорами купли-продажи, заключенными между сторонами сделки. Оптовый оборот товаров, длительность хозяйственных связей, отношения между профессиональными продавцами и покупателями определены в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК) как поставка товаров. Определенные условия таких коммерческих отношений, прежде всего, являются компетенцией их участников.

     Как один из наиболее распространенных в  деловом обороте договоров, договор  купли-продажи достаточно урегулирован ГК, учтены особенности нескольких видов договоров купли-продажи, в  основном, связанные с объектом и  целями договоров, с составом их участников. Исключительные права на определение  условий договора, регулирование  правоотношений его участников отнесены ГК к правам сторон, что соответствует  требованиям рыночных отношений.

     В сложившихся правовых условиях текущего периода хозяйствующие субъекты, участники договорного процесса, стороны договоров не всегда имеют  возможность найти тот законодательный  или иной нормативный материал, который  в более конкретной форме помог  бы сторонам договора принять правильное решение по регулированию условий  их отношений.

     Многие  положения таких ранее действовавших  актов, как положения о поставках  продукции и товаров, инструкции о порядке приемки продукции  и товаров по количеству и качеству, особые условия поставки многих отдельных  видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного (бытового) потребления и других нельзя применить как нормативы. Но воспользоваться приемлемыми  положениями этих документов в части, не противоречащей действующему законодательству, применить их в условиях конкретного  договора, решением сторон, распространив  действие названных документов или  их части на условия отношений  сторон по договору, могут участники  договорного процесса (зачастую это  и необходимо).

     В условиях нарождающегося рынка не следует  пренебрегать многолетней практикой  применения вышеназванных документов. При заключении договоров целесообразно  опираться на нормативы, содержащиеся в ГК и регулирующие общие моменты  всего комплекса мер по надлежащему  исполнению волеизъявления сторон по заключаемому между ними договору купли-продажи  или поставки продукции (товаров). При  заключении договоров, во избежание  разночтения в последующем, необходимо прямо указывать (делать ссылку), какой  нормативный акт или отдельные  пункты его определены сторонами  договора в качестве регулятора отношений  между ними по тем или иным условиям договора купли-продажи (поставки).

     Договор поставки является видом договора купли-продажи. Основные отличия его от договора купли-продажи заключаются в следующем:в то время, как договор купли-продажи может совершаться, как гражданами, так и организациями, договор поставки заключается лишь между организациями;

     - по договору купли-продажи момент  передачи вещи определяется соглашением  сторон и, в частности, может  совпадать с моментом заключения  договора, в то время, как договор поставки возлагает на поставщика обязанность передать предмет в срок, как правило, не совпадающий с моментом заключения договора.

     Договор на поставку продукции и товаров  может быть заключен сторонами по своему усмотрению. В том случае поставщиками и покупателями могут  выступать государственные, общественные организации, предприятия, объединения, банки, акционерные общества и другие организации, наделенные правами юридических  лиц.

     Договоры  поставки заключаются путем составления  одного документа, подписываемого сторонами, или путем принятия поставщиком  заказа покупателя к исполнению. Договорные отношения могут устанавливаться  также путем обмена письмами, телеграммами, телетайпограммами, телефонограммами, факсами и др.

     Договоры  поставки заключаются на любой период: на год, на 5 лет или иной срок, тогда  как договор купли-продажи имеет, как правило, краткий срок действия.

     В договоре, заключенном любыми из указанных  способов, должны обязательно определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции (товаров), сроки  поставки и цена, другие условия.

     В договор должны быть включены условия, конкретизирующие обязательства сторон: определен порядок исполнения договора, расчетов, условия о таре, маркировке, сопроводительной документации и т.д., а также имущественной ответственности  сторон за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору.

     В общей части договора должны содержаться  данные о том, какими должностными лицами, действующими на основании каких  полномочий (предоставленных Уставом, Положением об организации или предприятии, выданной доверенности) заключается  договор, приводится полное наименование сторон.

     Предмет договора

     В договоре указываются обязательства  продавца (поставщика) поставить, а  покупателя принять и оплатить продукцию (товар), делается ссылка на основание заключения договора: сложившиеся длительные хозяйственные связи, свободное волеизъявление сторон, разовый акт купли-продажи.

     Количество (объем) продукции (товара), наименование, ассортимент, цена, сроки поставки указываются  или непосредственно в договоре, или в спецификации (ведомости), являющейся, как приложение, неотъемлемой частью договора.

     Сроки и порядок поставки (передачи)

     Срок  передачи (поставки) продукции (товара) должен быть предусмотрен четко: год, полугодие, квартал, месяц. Срок может быть определен календарной датой, например, до 15 августа 20_____ года.

     Если  покупатель заинтересован в ритмичной  отгрузке продукции, а продавец (поставщик) против этого не возражает, в договоре должно быть записано, что поставка"внутри квартала производится равными месячными партиями" или "внутри месяца поставка должна производиться в декадные (или иные) сроки".

     Порядок восполнения недопоставки, допущенной в одном периоде поставки, определен  ГК РБ. Согласно ГК поставщик, допустивший  недопоставку товаров в отдельном  периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров  в следующем периоде (периодах) в  пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.

     В договоре стороны вправе определить другой, нужный им порядок восполнения  недопоставки как по срокам, так и по номенклатуре (ассортименту) продукции (товаров). Например, предусмотреть, что недопоставка первого квартала должна быть восполнена в третьем квартале года или недопоставка первой декады восполняется в первой декаде следующего месяца и т.п.

     В договоре, по усмотрению сторон, решается вопрос о праве продавца (поставщика) передать (отгрузить) продукцию (товар) до наступления срока, установленного договором. Если договором такое право не предоставлено, досрочная передача (поставка) не допускается.

     В тех же случаях, когда досрочная  передача (поставка) предусмотрена, целесообразно  указать в договоре, в пределах каких объемов: месячных, квартальных, полугодовых, годовых продукция (товар) может быть передана (отгружена) досрочно.

     Способ  и порядок отгрузки

     В договоре стороны указывают способ отгрузки продукции (товара): по железной дороге, автомобильным, водным или воздушным  транспортом. Может быть предусмотрена выборка (вывоз) продукции (товара) покупателем со склада продавца (поставщика), с предварительным извещением о готовности продукции (товара), т.е. самовывоз.

     Транспортные  расходы относятся на поставщика или покупателя в соответствии с  прейскурантом на продукцию (товар) или иными обязательными правилами, а при их отсутствии в соответствии с договором, ценой по нему.

     В договоре, в случае необходимости  могут быть определены минимальные  нормы отгрузки различной продукции (товаров): ящик, посылка и т.п.

     В договорах на поставку товаров, заключенных  предприятиями с оптовыми и торговыми  организациями следует указывать  содержание отгрузочных разнарядок, порядок и сроки их высылки, а  также порядок и сроки внесения в них изменений.

     Качество, комплектность

     Условие о качестве продукции (товара) является существенным элементом договора, поэтому  в договоре должно быть предусмотрено, какой конкретно документации должен соответствовать предмет поставки по качеству. В договоре обязательно  указываются номера, индексы стандартов, технических условий и иной техдокументации. При отсутствии таковой делается ссылка на эталоны (образцы). В договоре могут быть предусмотрены более  высокие требования к качеству продукции (товаров) по сравнению с действующей  документацией. В таких случаях  эти требования должны быть четко  оговорены. Договором решается вопрос о порядке и сроках высылки  продавцом (поставщиком) покупателю техдокументации. Например, может быть указано, что  по одному экземпляру техдокументации  поставщик высылает (передает) покупателю     в срок до 5 января текущего года, в  противном случае уплачивает штраф, размер которого определяется сторонами.

       В договор могут быть включены  условия о том, что поставщик  за два - три месяца до начала  производства уведомляет покупателя  о начале выпуска новой продукции  (товара) и высылает ему соответствующие  образцы и ориентировочные цены.

     Продукция и товары должны поставляться комплектно в соответствии с требованиями техдокументации.

     В договоре стороны вправе предусмотреть  поставку изделий с дополнительными  к комплекту частями или без  отдельных ненужных покупателю частей, входящих в комплект. Цены в этих случаях соответственно изменяются.

     Цена

     При исполнении договоров применяются  цены, установленные централизованно, а в случаях, предусмотренных  законодательством - договорные цены и  цены, утверждаемые продавцом (поставщиком) самостоятельно.

     В договоре указываются цена продукции (товара), размер договорных цен, скидки, надбавки к ценам.

     В договоре на поставку продукции могут  быть предусмотрены доплаты (надбавки) к установленным ценам за выполнение дополнительных требований по изменению  потребительских свойств и комплектации продукции, срочному исполнению заказов, изготовлению продукции в количествах  менее минимальных норм заказов, с более длительным гарантийным  сроком службы.

     Сумма договора

     Исходя  из цен и количества продукции (товара), в договоре указывается его сумма.

     Форма и порядок расчетов

     Расчеты за продукцию (товар) производятся в  порядке и форме, определяемой сторонами  в договоре.

     Тара  и упаковка. Порядок  приемки.

     Требования  к таре и упаковке, как правило, содержатся в техдокументации на продукцию и товары. В тех случаях, когда они отсутствуют, стороны  предусматривают в договоре - в  какой конкретно таре (ящик, обрешетка  и т.д.) и упаковке должны отгружаться  продукция и товары, исходя из того, что тара и упаковка должны обеспечивать их сохранность при транспортировке.

     Дополнительные  условия по усмотрению сторон включаются в договор в тех случаях, когда  это допускается. Например, об обязательном вызове представителя иногороднего Поставщика и сроках его явки для  составления акта приемки продукции (товара) по количеству, о праве выборочной проверки и перепроверки забракованной  продукции.

     Имущественная ответственность  сторон

     За  нарушение обязанностей по договорам  купли-продажи (поставки) с виновнойстороны взыскивается неустойка, штраф, пеня в размерах, предусмотренных договором, а также понесенные в связи с этим убытки.

     Помимо  взаимной материальной ответственности, предусмотренной условиями договора, стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством  РБ.

     Стороны (хозяйствующие субъекты) при подготовке и обсуждении условий договора купли-продажи (поставки) должны максимально конкретизировать и расшифровать существо обязательств сторон по договору, особенно, по вопросам, касающимся имущественных интересов партнеров. Это такие вопросы, как (кроме названных выше): переход права собственности, базовые условия договора купли-продажи (поставки), конкретные условия и размер (а также пределы) ответственности сторон договора, страхование, порядок разрешения споров, изменения и дополнения условий договора, действие договора во времени, прекращение действия договора.

     Договор или его отдельные положения, противоречащие действующему законодательству, недействительны.

     В договоре приводятся почтовые адреса, расчетные и отгрузочные реквизиты  сторон, контактные средства связи, исполнители  от сторон (желательно).

     Договор подписывается лицами его заключившими, при этом указывается место (город  и т.п.) и дата подписания. Договор  скрепляется печатями сторон. Каждая из сторон вправе получить минимум  один экземпляр надлежащим образом  оформленного договора. Полномочия подписывающих  договор лиц прилагаться должны к договору (рекомендация) (Приложение 7).

     Рассмотрим  договор о поставки товаров за 16 августа 2010 г. Договор заключен между  ОАО «Универсамом «Центральным»  и ОАО «Красный Мозырянин». Покупатель в лице Жилко Т.М., поставщик в лице заместителя директора по коммерческим вопросам Полещук Ф.И. на основании доверенности № 109 от 21.06.2010г. (Приложение 10).

     Предмет договора: поставщик обязуется поставлять, а покупатель принимать для розничной торговли товар в протоколе согласование цен (спецификации). Заказ передается поставщику лично (письменно или устно), время доставки согласовывается с покупателем

     Обязанности сторон: поставщик обязан своевременно поставлять товар, а покупатель получать и оплачивать. Обе стороны обязаны следовать данному договору.

     Качество  и сертификация товара: внешний вид и качество должно соответствовать документам, подтверждающим их качество соответствовать ГОСТам и ТУ.

     Тара  и упаковка товара товар должен быть упакован в соответствии с требованиями гос. Стандарта, об изменении поставщик обязан известить, прием тары по количеству и качеству покупателем производится во время приема товара.

     Условия и порядок поставки. Приемка товаров:товар должен находиться на Евро поддонах, поставка осуществляется силами поставщика. При несоответствии количества и качества товара с ТТН и условиями данного договора покупатель может отказаться от товара.

     Цена  товара. Порядок расчетов:цена товара в бел.руб. с учетом налога и НДС указывается в протоколе согласовании цен, в случае увеличении цены поставщик обязан уведомит не менее чем за 2 б/д. Оплата производится путем безналичных расчетов в течение 45 календарных дней.

     Ответственность сторон:в случаях нарушения поставщика и покупателя могут наложены штрафы, полученные убытки покупателем из-за поставщика полностью возмещаются поставщиком.

     Форс-мажор (действие обстоятельств  неопределенной силы): вправе снять ответственность друг перед другом, о таких обстоятельствах стороны обязаны уведомить с приложенными документами, подтверждающими обстоятельства.

     Разрешение  споров:рассматриваются в соответствии с законодательством Р.Б.

     Срок  действия договора. Заключительные положения:

     Договор вступает в силу с момента подписания, договор может продлеваться не более 2-х раз, может расторжение в  одностороннем порядке. Документ может расторгнут по согласованию сторон.

     Указан  юридический адрес и печати поставщика и покупателя

     Договор поставки составлен грамотно и условия  договора удобны для обеих сторон 
 
 

 
29.10. – 3.11.      Тема  №5: Коммерческая работа по обеспечению конкурентоспособности розничного торгового объекта.  
       Основные  направления деятельности предприятия:

     - Розничная торговля товарами  народного потребления;

     - Организация сети общественного  питания (кафе);

     - Оказание различных услуг населения  торгового и коммерческого характера;

     - Заключение договоров, соглашений  контрактов и оптовых ярмарках, биржевых торгах, аукционах в  республике и за ее пределами  с юридическими лицами различных  форм собственности и гражданами  на поставку товаров;

     - Организация производства товаров  народного потребления, закупка  и переработка сельскохозяйственной  продукции, рекламно-информационная  и маркетинговая деятельность.

     Основным  конкурентом торгового предприятия  ОАО «Универсам «Центральный» является Торговое предприятие «Жодинский торговый центр», который расположенный по адресу: г. Жодино пр.-т. Ленина, 20.  

     Преимущества  «Жодинского торгового центра»  по отношению к «Универсаму «  Центральному» заключатся в том, что он имеет большую торговую и складскую площадь, более широкий  и глубокий ассортимент непродовольственных  товаров. Он предоставляет дополнительные услуги: доставка габаритных товаров, товары в кредит.

     Цены  на товары в магазинах не имеют  существенную разницу. «Универсам «Центральный» и «Жодинский торговый центр» одинаково хорошо эстетически оформлены, имеют равносильную рекламу. 

     Преимущество  «Универсама «Центрального» то, что  он имеет очень хороший продовольственный  отдел продовольственных товаров, поэтомупокупатели, приходя за продуктами, заходят и в отделы непродовольственных  товаров.

     спросИнформация о спросе представляет собой совокупность сведений и данных, характеризующих динамику процессов формирования, развития и удовлетворения спроса населения во временном и территориальном разрезах, готовую к использованию в коммерции.

     Основными источниками информации о спросе населения  являются:

    • статистическая отчетность;
    • данные статистики домашних хозяйств;
    • научно обоснованные нормы и нормативы потребления;
    • данные оперативного и бухгалтерского учета;
    • материалы маркетинговых исследований;
    • материалы специальных наблюдений, обследований и опросов.

     Из  действующей государственной статистической отчетности при изучении спроса следует использовать следующие формы: №1-торг, месячная «Отчет о товарообороте и запасах товаров»; № 3-торг (краткая), месячная «Отчет о продаже и запасах товаров»; № 3-торг полугодовая, годовая «Отчет по розничной торговле».

     Условием  правильного использования розничными торговыми организациями информации из вышеотмеченных источников является формирование, систематическое пополнение, обработка и анализ динамических рядов.Программа стимулирования продаж

     Цели  и задачи стимулирования

    • Выбор форм и средств стимулирования;
    • Определение места, времени, участников, сроков,ответственных за реализацию программы;
    • Предварительное апробирование и реализация мероприятийпо стимулированию продаж;
    • Контроль за ходом реализации программы;
    • Оценка результатов стимулирования продаж;
 

     Все многообразие известных средств стимулирования продаж, как указывалось ранее, условно объединяют в два направления: средства ценового и неценового стимулирования.

     рекламаМагазином ОАО «Универсам «Центральный» используются следующие средства стимулирования продаж таб. 1.

    Неценовые
      Ценовые
      Средства стимулирования продаж
 устные консультации и реклама продавца

 рациональное размещение и эффективная выкладка товаров

 эффектная, функциональная и информативная упаковка

 реклама на месте продаж

 активные формы торговли и методы продаж

 услуги и сервисное сопровождение продаж

 гарантия возврата товаров и др.

Прямое снижение цен:

 по инициативе торговой сети

 по инициативе производителя

 специальные цены или мелкооптовая продажа

 совмещенная продажа

 зачет подержанного товара при покупке нового

 дополнительное количество товара бесплатно

Распространение купонов  на право покупки со скидкой (купонаж) Снижение цен с отсрочкой получения скидки

 
 

     Примерный переченьуслуг оказываемый в магазине

     Предпродажные услуги:

    • Демонстрация новых товаров в действии;
    • Консультация специалиста по выбору и отбору товара (товаров) и др.

Оказываемые в процессе продажи:

  • Прием предварительных заказов;
  • Продажа отдельных товаров в кредит;
  • Расчет за товары с применением кредитных карточек;
  • Организация дегустации отдельных товаров;
  • Консультации специалистов магазина;
  • Увеличение времени работы магазина;

Осуществление в процессе послепродажного обслуживания

  • Доставка товара к автомашине покупателя;
  • Доставка купленных товаров на дом;
  • Вызов покупателю такси для доставки купленных товаров;
  • Сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя;
  • Замена товаров в течении гарантийного срока;
  • Раскрой купленных тканей;
  • Осуществление ремонта товаров;
  • И многие другие услуги

     Торговая  реклама – распространяемая в  любой форме, с помощью любых  средств информации о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная  для неопределенного круга лиц  и способствующая реализации товаров. Она представляет собой совокупность различных средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже  товарах, их свойствах и качестве, размещении товарных предприятий, форма  торгового обслуживания.

     Задачи  торговой рекламы  являются:

    • стимулирования спроса и формирования потребностей населения;
    • освоение и расширение рынка сбыта товаров;
    • ускорение товарооборачиваемости, достижение сбалансированности спроса и предложения;
    • формирования культуры потребления и развитие эстетических вкусов населения.

     Посредством торговой рекламы покупатели приобретают  сведения об основных правилах обращения  с товарами, способах их применения и хранения.

     Работники магазина ОАО «Универсам «Центральный»  стремятся сделать свой магазин  непохожим на множество других, ему  подобных, заинтересовать покупателей  в выборе именно его для совершения покупок. Основными способами для  этого могут служить различные  рекламные средства.

     Виды  рекламы, используемые торговым предприятием ОАО «Универсам «Центральный»:

     Рекламные печатные издания

     К рекламным печатным изданиям относят  плакаты, каталоги, проспекты, листовки, памятки, реклама на упаковке, фирменные  календари.

     Плакаты – традиционный элемент любой  рекламной кампании. С помощью  плакатов информируют о новых  товарах, их свойствах. Плакаты размещают  в витринах, на стенах магазина, вблизи мест продажи рекламируемого товара.

     Каталоги  содержат информацию об одной или  нескольких, как правило, родственных, группах товаров или товарах  конкретной фирмы-производителя. Наряду с изображением в каталогах публикуют подробную характеристику товаров, цены на них, информацию о предприятии-изготовителе, условиях продажи.

     Проспекты выпускают в виде хорошо иллюстрированных брошюр (небольших книжек). В них  изложены сведения об используемом для  производства товаров сырье, их потребительских  свойствах, месте и условиях продажи.

     Буклеты – это отпечатанный с двух сторон и имеющий один или несколько  сгибов лист.

     Листовки  и памятки – небольшие по размеру  рекламные издания. Листовки содержат сведения о конкретном товаре, предоставляемых  услугах, условий льготных продажах и т. п. Памятки выпускаются промышленными  предприятиями. Из их содержания покупатели узнают:

    • не только о свойствах товаров, но и об особенностях ухода за ними, способах
    • применения, технических характеристик товаров.

     Листовки  и памятки помещают в торговом зале вблизи от рекламируемого товара или вкладывают в упаковку купленного товара.

     Большое значение имеет реклама на упаковке товаров.

     Реклама на фирменных календарях. Их применяют  как для рекламы товаров, так  и в качестве эффективного носителя информации о фирме производителе, ее адрес, телефон и т.п. Поэтому работники магазина бережно и аккуратно относятся к упаковке товара и не заклеивают необходимую информацию для покупателей ценниками.

     Наружная  реклама

     Наружная  реклама рассчитана на проходящих или  проезжающих мимо людей. Основная задача наружной рекламы – напомнить  об уже известном товаре, предложить посетить магазин.

     Магазин «Универсам «Центральный» имеет  красивую и оригинальную вывеску, витрины  оформлены красочно и соответственно товарной группе.

     Универсам получает постоянную рекламную поддержку  со стороны поставщиков:

     1. Установка фирменного оборудования  для выкладки товаров. Реализация  увеличивается примерно на 30% за  счет того, что оборудование привлекает  внимание покупателей, и они  лучше ориентируются в ассортименте  без помощи консультанта.

     2. Размещение в местах выкладки  рекламно-каталожных изданий (буклетов, проспектов). Это предоставляет возможность  потребителям получать дополнительную  информацию о товаре.

     3.  Предоставление фирмами продавцовконсультантов в часы пик, что позволяет увеличить продажу товаров, поставляемых данными фирмами.

     4. Проведение рекламных акций с  использованием различных призов  за определенную покупку товаров,  участием покупателей в лотерее.

     5. Проведение дегустации в местах  продажи. Дегустация увеличивает  реализацию товаров в несколько  раз.

     Таким образом, существуют определенные преимущества при работе с постоянными поставщиками:

     ♦ обеспечение более низких закупочных цен, что позволяет магазину выделиться среди конкурентов;

     ♦ соблюдение всех условий договора поставки;

     ♦ постоянный контроль за качеством товаров, т.е. недопущение поставки фальсифицированной или недоброкачественной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
4.11. - 9.11.      Тема  №6: Финансово-экономические  показатели деятельности торговой организации  
       Динамика  в действующих ценах за Iквартал составило 116,1 %, II – 115,6% , III– 114,4% , IV– 114%; Динамика в сопоставимых ценах за Iквартал составило 101%, II– 100,5 %, III– 99,5%, IV– 98,7. Наблюдается, что в IIIи IVкварталах динамика розничного товарооборота в сопоставимых ценах меньше чем 100%.

     Показатели  розничного товарооборота за отчетный период выше прошлого года на 3025,6 млн. руб.; Численность работников по сравнению с прошлым года стало больше на 12 человек. Расходы на оплату труда стали больше на 210 млн. руб. Уровень расходов на оплату труда возрос на 15,7 %; Производительность труда повысилась наувеличилась на 1,3 %; Средняя заработная плата выросла на 8,3 %.

     Из  экономических показателей следует , что предприятие успешно работает, выполняет планы, уменьшает расходы и увеличивает доходы при организации деятельности торговли.

     Пути  повышения производительности труда:

     - Модернизация оборудования;

     - Создание более удобных условий  для труда;

     - Повышение квалификации торговых  работников;

     - Сдельно – премиальная оплата  труда.  

     Пути  уменьшения расходов:

     -  Сдельно – премиальная оплата  труда;

     - Сбережение электроэнергии, тепло  - энергии, воды;

     - Бережное отношение и своевременный  ремонт оборудования;

     - Проведение внутримагазинной  рекламы;

     - Рациональный расход канцелярских  и упаковочных материалов;

     - Рациональное  использование узла  связи;

     - Правильное хранение товаров;

     - Бережное отношение к товару  во время транспортировки и  пути его реализации.

     Термин  и понятие производительности используются повсеместно. Тема повышения производительности доминирует на многих профессиональных совещаниях.

     В общем виде производительность - это  отношение между произведенной  продукцией и затратами на производство этой продукции.

     Определяют  производительность труда на уровне страны, района, отрасли, организации. Поэтому возникает необходимость выработки специфических и обобщающих показателей производительности.

     Производительность  труда является частным показателем производительности в общем виде, соизмеряющим результаты деятельности с затратами живого труда. Это определение производительности труда в полной мере относится и к торговле.

     В основе организации оплаты труда  ОАО «Универсам «Центральный» лежит  республиканская тарифная система, которая представляет собой совокупность нормативных материалов, на основе которых государство обеспечивает дифференциацию и регулирование  уровня заработной платы различных  групп и категорий работников, в зависимости от квалификации, условий, тяжести, интенсивности выполняемых  работ, а также ответственности  за их проведение и результативности.

     На  предприятии применяется повременно-премиальная  система труда, при которой кроме  должностного оклада работникам выплачивается  поощрительное вознаграждение в  виде премий. Премия выплачивается  за выполнение плана товарооборота, обеспечения роста товарооборота  в сопоставимых ценах и рентабельной работы в размере 30 % от должностного оклада работника.

     Для каждой должности существует тарифный коэффициент, который показывает во сколько раз тарифная ставка последующего разряда выше ставки первого. При  определении заработка исходят  из величины тарифной ставки.

     Для определения месячной тарифной ставки (должностного оклада) необходимо тарифный коэффициент соответствующего разряда  умножить на размер тарифной ставки первого  разряда.

     К документам, регулирующим оплату труда на анализируемом предприятии является Положение о премировании, коллективный договор (регулировать трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работником), штатное расписание, приказы и распоряжения и т.д.

     Назначение  на должность директора ОАО «Универсам «Центральный» осуществляется Правлением общества путём заключения контракта. Контракт - это особый вид трудового  договора, в котором срок действия, права, обязанности и ответственность  сторон, условия и организации труда, порядок и условия расторжения контракта, помимопредоставленным законодательством о труде, устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения.

     В связи с тем что затраты  труда могут быть выражены количеством  отработанных человеко-часов, человеко-дней, средним списочным числом работников хозяйствующего субъекта, различают  показатели средней часовой, средней  дневной выработки и средней  выработки на одного списочного работника.

     Измерение производительности труда в отдельных  организациях, в особенности торговых, является еще не решенной до конца  проблемой. Традиционно показатель производительности в торговле определяется как отношение розничного товарооборота  к среднесписочной численности  работников по формуле 

     ПТТ = РТО / ЧС 

     где ПТТ - производительность труда торговых работников, рассчитанная на основе товарооборота, р.; РТО — розничный товарооборот, р.; Чс - среднесписочная численность торговых работников, чел.

     Анализ  по труду и заработной плате является составной частью анализа хозяйственной деятельности организации торговли.

     Анализ  показателей по труду предполагает:

    • оценку трудовых ресурсов;

     изучение  показателей производительности труда;

    • проведение анализа фонда заработной платы организации.

     Относительная экономия (снижение) средств может  произойти за счет:

    • увеличения розничного товарооборота, так как при этом сумма заработной платы работников, оплачиваемых по повременно-премиальной системе, растет более медленным темпом;
    • сокращения численности работников;
    • повышения производительности труда и др. Относительный  перерасход  (увеличение) средств.

     происходит  по следующим причинам:

    • изменения соотношений минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета в лучшую сторону;
    • сокращения объемов реализации товаров;
    • изменения структуры товарооборота;
    • увеличения численности работников;
    • снижения производительности труда;
    • необоснованного изменения расценок оплаты труда;
    • увеличения звенности товародвижения;
    • необоснованного установления различных доплат, надбавок, премиальных выплат.

     Относительный перерасход (увеличение) средств на оплату труда влечет за собой в  условиях рынка снижение рентабельности организации, замедление темпов ее развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
10.11. – 12.11.      Тема 7: Выводы и предложения  
       В торговом предприятие ОАО «Универсам «Центральный» проводится довольно много эффективных и разнообразных  рекламных кампаний.

     Предложение: Применение других видов рекламы: реклама в прессе, световая реклама, реклама на транспорте.

     Товароснабжения торгового предприятия ОАО «Универсам «Центральный» организованно рационально, с учетом всех факторов и принципов, влияющих на организацию товароснабжения

     Предложение:  Организовать контроль за временем поставки товаров в магазин, так как очень часто товар поступает в самый конец рабочего дня.

     Магазин ОАО «Универсам «Центральный» относится  к магазину с высоким уровнем  культуры обслуживания.

     ОАО «Универсам  «Центральный» является очень сильный конкурент для других предприятий.

     Предложение: Расширение ассортимента непродовольственных товаров.

     Предприятие ОАО «Универсам «Центральный» тщательно  изучает товарные источники, которые  положительно влияют на расширение ассортимента и качество товара. Широта и глубина  ассортимента магазина соответствует  принятой ассортиментной политике.

     Предложение:  Рекомендую формировать сопоставимый ассортимент исходя из соотношений между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности групп потребителей, источников товароснабжения и диапазона цен. Он позволяет организации создать прочный имидж и обеспечивать стабильные отношения с поставщиками.

     Товароведы  магазина ОАО «Универсам «Центральный»  руководствуются должностными инструкциями.

     Работники магазина руководствуются Гражданским  кодексом РБ. Гражданский кодекс разработан с целью обеспечения цивилизованных рыночных правоотношений, и в нём предусмотрены многие ситуации, которые могут возникнуть между субъектами гражданских правоотношений и пути их урегулирования.

     Для того чтобы избежать неприятностей  при осуществлении хозяйственной  деятельности, договора поставки продукции  необходимо готовить, чётко используя  положения Гражданского кодекса  и знания рыночной ситуации. Без этого подписание неграмотно составленных договоров поставки приводит к негативным последствиям.

       Предприятие ОАО «Универсам «Центральный» имеет имидж высокоорганизованного и стабильного предприятия. 

     Предложение:1.Добавить некоторые услуги:

                             - товары в кредит;

                             - доставка товаров.

                                2.Расширить ассортимент товаров;

     
 

Информация о работе Экономические расчеты на примере ОАО «Универсам «Центральный»