История стандартизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске.

Работа содержит 1 файл

История стандартизации в России.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

История стандартизации в России

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления  Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Упрочение торговых связей с соседними народами и рыночные отношения внутри страны требовали  упорядочить русские меры и весы. Однако государственная служба мер  и весов была учреждена лишь в 1845 году, после принятия в 1842 году Положения  о мерах и весах, согласно которому на всей территории страны вводилась  единая система российских мер и  весов. Были изготовлены первые образцы  русских национальных мер - сажени и  фунта.Тогда же было создано первое метрологическое учреждение России - Депо образцовых мер и весов, преобразованное в 1893 году в Главную палату мер и весов. (см. Д.И.Менделеев). Ее деятельность имела два направления: метрологическое - обеспечение единства мер, создание надежных методов измерений и их эталонов и поверочное - обеспечение единообразия и верности применяемых в стране мер и измерительных приборов.

В начале XX века значительно  расширилось применение измерительных  средств, появилась сложная контрольно-измерительная  аппаратура. Главная палата мер и  весов впервые определила строгий  порядок передачи верных значений единиц от эталонов до мер и измерительных  приборов, находящихся в обращении. Сотрудничество с метрологическими учреждениями других стран способствовало тому, что в 1918 году был принят Декрет Совета Народных Комиссаров "О введении международной системы мер и  весов" и осуществлен переход  на междунароную систему мер - в качестве основных единиц измерения были приняты метр и килограмм.

Введение метрической  системы мер и весов и следует  считать началом развития стандартизации в нашей стране.

В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации -при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов — общесоюзный стандарт (ОСТ). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления.

В 1940 году ЦК ВКПб и Совнарком СССР постановлением от 09 июля отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. в соответствии с  постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые  в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных  стандартов «Государственная система  стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза  ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Существенной вехой в  развитии стандартизации явилось постановление  Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об  организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении  главной задачей стандартизации была названа разработка системы  нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.

В постановлении Совета Министров  СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании  организаций работы по стандартизации»  определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой

приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. Основными положениями постановления являются: установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

Образование в 1992 году независимых  государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых  форм сотрудничества этих стран в  области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость  проведения в этой области согласованной  технической политики, подписали 13 марта 1992 года Соглашение о проведении согласованной политики в области  стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением  был создан Межгосударственный совет  по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.

Выдающимся событием в  истории стандартизации явилось  принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной  защиты интересов потребителей посредством  разработки и применения нормативных  документов по стандартизации. С введением  этого Закона был осуществлен  переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством  СССР, к стандартам, содержащим как  обязательные, так и рекомендуемые  требования. Эта тенденция получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался  переход к полностью добровольным стандартам.

Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением  от 13.03.1992; активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой  к вступлению в ВТО; первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Период 2002—2003 гг. ознаменовался  принятием 27.12.2002 Федерального закона "О техническом регулировании" и вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических  барьеров в торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы стандартизации

Метод стандартизации —  это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются  цели стандартизации.

В теории стандартизации разработано  пять методов:

пассивный;

симплификация;

унификация;

типизация;

агрегатирование.

Пассивный метод — стандартизация осуществляется на основе достигнутого качества. Не учитываются требования потребителей. Используется продукция, выпуск которой освоен.

Симплификация (метод ограничений) — сокращение количества марок или разновидностей продукции до некоторого технически и экономически обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без внесения каких-либо технических изменений.

 Возможности рационального  комбинирования марок продукции  при симплификации ограничен.

Унификация представляет собой рациональное сокращение числа  марок, типов и видов продукции  одинакового функционального назначения для того, чтобы виды продукции  были взаимозаменяемыми в потреблении.

 Унификация позволяет  создать комплексы из ограниченного  числа разновидностей, чтобы путем  комбинирования двух или более  разновидностей можно было создавать  большую номенклатуру изделий.

 Параметры технологии  при унификации изменяются таким  образом, чтобы можно было организовать  централизованное производство.

Типизация — это разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые  содержат общие характеристики.

 Типизация позволяет  сократить затраты времени на  проектирование и разработку  технологического процесса и  решать задачи целой отрасли  промышленности, обеспечивая единство  технических требований и показателей  различного оборудования, поставляемого  предприятиями смежных отраслей  или других государств.

Агрегатирование — компоновка разнообразной номенклатуры машин, агрегатов, технических средств и др. путем применения ограниченного числа стандартизированных, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.

 В технологических  процессах агрегатирование может быть осуществлено путем расчленения технологии на отдельные укрупненные узлы, что облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость отдельных элементов.

 

 

 

 

Документы применяемые в области стандартизации

К документам в области  стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы  и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном  порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Закон «О техническом регулировании» изменил не только юридический статус стандартов, но и документальную базу стандартизации. Ранее согласно Закону РФ "О стандартизации" к нормативным  документам по стандартизации относились:

государственные стандарты  Российской Федерации;

международные (региональные) стандарты;

правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей;

стандарты предприятий;

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Как видим, из существующего  ныне перечня исключены стандарты  отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, место государственных  стандартов заняли национальные, а  стандартов предприятий - стандарты  организаций. Что немаловажно, в  данный перечень также добавлены  своды правил.

Каждый из перечисленных  в настоящей статье документов в  области стандартизации имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия  и порядок разработки и применения. Прежде всего, следует отметить, что  ни правила по стандартизации, ни рекомендации, не должны дублировать положения  национальных стандартов Российской Федерации. Правила (нормы) по стандартизации и  общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации по своему характеру являются документами  обязательными для применения, что  напрямую вытекает из их определения.

1. Национальные стандарты.  В соответствии с Постановлением  Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 "О  национальных стандартах" со дня  вступления в силу Закона «О  техническом регулировании» государственные  и межгосударственные стандарты,  принятые Госстандартом России  до 01.07.2003, признаны национальными  стандартами. Установленные указанными  национальными стандартами требования  к продукции и связанным с  ней процессам до вступления  в силу соответствующих технических  регламентов подлежат обязательному  исполнению только в части,  соответствующей целям, указанным  в п.1 ст.46 Закона «О техническом  регулировании».

Среди национальных стандартов, утвержденных и введенных в действие после принятия настоящего Закона, следует особо отметить такие, как:

ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения.

ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.

ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.6-2006. Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.

2. Правила (нормы) стандартизации. Согласно ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации обозначают нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

Правила стандартизации разрабатывают  при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений  соответствующего по назначению основополагающего  организационно-методического или  общетехнического национального стандарта  Российской Федерации, а также в  случае нецелесообразности разработки организационно-методического национального  стандарта Российской Федерации, когда  область применения подобного документа  ограничена только организациями и  структурными подразделениями Ростехрегулирования.

Информация о работе История стандартизации в России