Исследование ассортимента и потребительских предпочтений изделий из стекла

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ ассортимента, конкурентоспособности и качества стеклянной посуды на основании изучения данной проблемы по торговому предприятию ООО Чашечка.
Задачи работы. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:
1. Изучение потребительских свойств стеклянной посуды и факторы, влияющие на потребительские свойства;
2. Изучение ассортимента стеклянной посуды, его классификацию и характеристику, а также реализуемой магазином ООО Чашечка на основании проведенного анализа;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…............................................................................6
1.1 Классификация изделий из стекла….…........................................................6
1.2 Потребительские свойства стеклянных товаров………………………….11
1.3 Факторы, формирующие и сохраняющие качество изделий из стекла….17
1.4 Дефекты изделий из стекла…………………………………………………22
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………31
2.1 Характеристика ассортимента стеклянной посуды,реализуемой в магазине ООО «Чашечка»………………………………………………………31
2.2 Анализ ассортимента………………………………………………………..40
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..44
3.1 Анализ результатов эксперимента объектов исследования………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………...53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....54
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТОВ. вед!.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет» 
 
 
 
 
 

Исследование  ассортимента и потребительских  предпочтений изделий из стекла 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров»

ЮУрГУ– 080301. 2009.615.ПЗ КР 
 
 

Руководитель,(______________)

_____________________И.О.Ф.

______________________2009г 
 

                                                                  Автор работы (проекта)

                                                                       Студент группы КОМ-321

_____________________И.О.Ф.

______________________2009г. 
 
 
 
 
 
 

Челябинск, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ОБЗОР…............................................................................6

1.1 Классификация  изделий из стекла….…........................................................6

1.2 Потребительские  свойства стеклянных товаров………………………….11

1.3 Факторы,  формирующие и сохраняющие качество  изделий из стекла….17

1.4 Дефекты  изделий из стекла…………………………………………………22

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………………31

2.1 Характеристика  ассортимента стеклянной посуды,реализуемой в магазине ООО «Чашечка»………………………………………………………31

2.2 Анализ  ассортимента………………………………………………………..40

3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ…………………………………………..44

3.1 Анализ  результатов эксперимента объектов  исследования………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………...53

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....54

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………55 
ВВЕДЕНИЕ 

Стеклоделие в  России возникло в IX - Х вв., т. е. намного  раньше, чем в Америке (XVII в.) и  ранее, чем во многих других странах  Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.).  
Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. Развитие стекольного производства было вызвано большим спросом на стеклянные изделия - оконное стекло, зеркала, посуду, который не могли удовлетворить существовавшие еще в XVII веке в Московской Руси старые стекольные заводы (Духанннский, Измайловский, Черноголовский) и стремлением отказаться от дорогостоящего ввоза заграничного стекла. Известный экономист того времени Иван Тихонович Посошков писал по этому поводу: Да привозят к нам стеклянную посуду, чтоб нам купив разбить и бросить. И нам если заводов пять-шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудою наполнить можем и стеклянную посуду можно нам к ним возить, а не им к нам. Ассортимент изделий посудного цеха Ямбургского завода был очень большой. Так, например, в 1722 году завод выпускал: рюмки пивные с крышками и без крышек, рюмки винные и водочные разных размеров, стаканы пивные, водочные, разные бутылки, лампады, солонки, огуречные чаши, карманные фляши (фляги), чернильницы и т. д.  
Из вышеприведенных исторических данных, можно сделать вывод, что тема стекольного производства была актуальна для нашей страны уже 250 лет назад.  
В наше время сохраняются традиции и секреты старых мастеров, умение работать со стеклом передается на генетическом уровне из поколения в поколение. Время диктует новые тенденции, но основы ремесла остаются незыблемыми.  
Работа выдувальщика волшебное зрелище: дыхание человека преобразует каплю в чудесное изделие. Сегодня предприятия нашей страны производят продукцию из стекла и хрусталя: рюмки, бокалы, фужеры, графины, кувшины, креманки, стаканы, пивную серию, высокохудожественные штофы, салатники, сортовую вазы, вазы для декорированния интерьеров, парфюмерную тару, бутыли медицинского назначения, отвечающие самому взыскательному вкусу, это: ЗАО КЦ Элвис в который входит четыре стекольных завода: Иванищевский, Тасинский, Золотковский и им. Воровского, Производственное предприятие Интер-АРТ XXI г. Тверь, ООО Уралпосуда Гусь-Хрустальный и т.д.  
Наряду с отечественными производителями борются за рынок сбыта и признанные мировые лидеры по изготовлению стеклянной посуды, такие как: Стекольные заводы KAVALIER Чехии, Итальянская фирма Carlo Giannini и т.д.  
Актуальность данной темы курсовой работы очевидна, так как развитие стекольного производства один из составляющих факторов развития экономики нашей страны.  
Целью курсовой работы является анализ ассортимента, конкурентоспособности и качества стеклянной посуды на основании изучения данной проблемы по торговому предприятию ООО Чашечка.  
Задачи работы. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:  
1. Изучение потребительских свойств стеклянной посуды и факторы, влияющие на потребительские свойства;  
2. Изучение ассортимента стеклянной посуды, его классификацию и характеристику, а также реализуемой магазином ООО Чашечка на основании проведенного анализа;  
3. Анализ потребительских свойств стеклянной посуды, реализуемой магазином Галант;  
4. Сделать выводы и внести предложения на основании проведенной работы.  
Анализируемое предприятие ООО Чашечка находится в г. Челябинске по адресу: ул. Кирова, 34.  
Основной вид производственной деятельности ООО Чашечка - розничная торговля, это реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.  
Основная функция ООО Чашечка это реализация товаров потребителям. Период исследования по данному предприятию составляет 3 года.  
В курсовой работе использованы литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, данные нормативной документации, оперативные и статистические данные исследуемого предприятия.

 

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Классификация изделий из стекла

Стеклянную посуду классифицируют по следующим признакам:

  • По назначению стеклянную посуду подразделяют на:

- столовую;

- чайно-кофейную;

- кухонную;

- хозяйственную.

  • По выполняемой функции:

- для приготовления;

- для хранения  и подачи;

- для приема  пищи и напитков.

  • По виду стекломассы:

- из обычного  стекла;

- из хрустального  стекла;

- из жаростойкого  стекла.

  • По способу формования:

- прессованная;

- выдувная;

- прессовыдувная;

- маллированная.

  • По видам (наименованиям).
  • По сложности декорирования:

- украшения,  наносимые в процессе производства;

- украшения,  наносимые на готовые изделия.

  • По форме посуда бывает:

- полая;

- плоская.

  • По размеру:

- мелкая посуда;

- средняя посуда;

- крупная посуда;

- особо крупная  посуда.

Параметры изделий  из стекла. Таблица 1

Размер  изделий Высота, мм Диаметр или длина, мм Полная  вместимость, см
Мелкие До 100 включительно До 100 включительно До 100 включительно
Средние Свыше 100 до 250 включительно Свыше 100 до 150 включительно Свыше 100 до 550 включительно
Крупные Свыше 250 до 350 включительно Свыше 150 до 250 включительно Свыше 500 до 1500 включительно
Особо крупные Свыше 350 Свыше 250 Свыше 1500
  • По комплектности:

- пара;

- набор;

- прибор;

- сервиз;

- гарнитур.

Стеклянная посуда относится к товарам сложного ассортимента. В основу классификации стеклянной посуды положены следующие признаки: назначение, функция, способ формования, сложность декорирования, форма, размер и комплектность. Совершенствование отдельной посуды по вышеуказанным признакам способствует развитию ее ассортимента.

Характеристика ассортимента стеклянной посуды для подачи и приема напитков

Изделия для приема напитков.

I. Стаканы - могут  быть изготовлены выдуванием  и прессованием (приложение 1)

-для холодной  воды - изготавливают толстостенными  с граненной или рельефной  поверхностью из обычного стекла, вместимость 250 мл.;

-для чая - изготовляют тонкостенными овальной  или цилиндрической формы; некоторые  виды рассчитаны на применение  подстаканника, вместимость 200-250 мл.;

-для вина - изготавливают  различной формы (цилиндрической, конической, фигурные) с утолщенным дном или на поддоне (массивное основание), вместимость 100-150 мл.;

-для минеральных  вод, коктейлей - вырабатывают  конической формы и с утолщенным  дном, вместимость их 350-400 мл., высота 160-170 мл. [2].

II. Рюмочные изделия - изделия на ножке разной формы и высоты.

Исключение составляет рюмка для водки

  • бокальчики - вырабатывают выдувные, по форме напоминающие некоторые бокалы, но меньшей емкости:

-для настоек  и ликеров - вместимость 15-25 мл.

  • рюмки - изделия разной формы на высокой или низкой ножке, вместимость 30-100 мл.:

-для сухих  вин - вместимость 80-100 ил.

-для водки  - изделия без ножки, дно утолщенное, диаметр равен высоте тулово, вместимость 50-60 мл. (а также на  ножке);

- для крепленых  вин - вместимость 70-75 мл.

- для коньяка  - имеют суженное кверху тулово, вместимость 30-40 мл.

  • Бокалы могут быть на высокой (шлифованной и нешлифованной) и низкой ножке:

- для слабоалкогольных  напитков и игристых вин - тулово  узкое, диаметр примерно в 2 раза меньше высоты тулова, вместимость 100-150 мл.

- для коньяка  - тулово расширенное, но кверху  слегка заужено, вместимость 100-150 мл.

  • Фужеры - изделия, имеющие расширенный корпус:

- для шампанского  - корпус расширенный, диаметр  равен высоте тулова;

- для безалкогольных  напитков - вместимость 175-200 мл.;

- для минеральных  вод - вместимость 175-200 мл.;

- подарочные - могут  иметь вместимость больше 200 мл.;

- декоративные - вместимость 175-200 мл. и более  [2].

III. Кружки - изделия  имеют неровную рифленую поверхность,  полученную за счет обработки под валик, вместимость 175-500 мл. Предназначены для воды, соков, пива. Выпускают с ручками [3].

IV. Чашки - изделия  в виде полушара с ручкой, на  поддоне или без него, вместимость150-250 мл. (приложение 3)

Изделия для подачи напитков

I. Графины:

- для воды - корпус  изделия резко переходит в  горло, имеет пробку, вместимость  1500-2500 мл.;

- для сухих  вин - изготовляют разнообразных  фасонов, с ручкой 

и без, вместимость 1200- мл.;

- для десертных  вин - изделия с разнообразной  формой корпуса, на поддоне и без него, вместимость 600-800 мл.;

- для водки  - изделия с пробкой на поддоне  и без, вместимость400-500 мл.;

- для ликера, рома, наливок, настоек изготовляют  изделия вместительностью 250-350- мл.

II. Кувшины - изделия  обычно с крышкой, всегда имеют ручки, могут быть на поддоне и без него, на низкой ножке:

- для воды - в  отличии от графинов имеют  слив, ручку, крышку, вместимость  1500 мл.;

- для других  напитков - вместимость 25000-27000 мл. [1]

III. Сосуды для  вина разной формы емкостью 700-750 см3. Эти изделия могут иметь конструктивные и декоративные элементы - ручки, фигурные пробки.

Ассортимент стеклянной посуды для подачи и приема напитков достаточно разнообразен. Изделиями  для приема напитков являются различные  виды стаканов, рюмок, а также фужеры, бокалы, кружки, чашки. Изделия для подачи напитков представлены графинами и кувшинами различного назначения. Из общего количества производства всей стеклянной посуды более половины приходится на стаканы, рюмки, бокалы, фужеры, графины и кувшины.

1.2 Потребительские свойства стеклянных товаров  
Потребительские свойства стеклянных изделий обусловливают возможность их использования по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность. Они зависят от совершенства авторского образца, свойств стекла и качества изготовления изделий. 
Основными потребительскими свойствами стеклянных бытовых изделий являются функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности. 
Функциональныесвойства стеклоизделий предусматривают возможность выполнения ими двух основных функций: "принимать" и сохранять пищу и напитки в неизменном количестве и качестве и "отдавать" их полностью или частично по мере необходимости. Эти свойства зависят от природы стекла, формы, размеров и назначения изделий, особенностей пищи и напитков. Все эти факторы обусловливают вариантность формы и размеров изделий. 
Способность "принимать" и сохранять пищу и напитки определяется следующими групповыми показателями: химической стойкостью к пище и напиткам, стойкостью к атмосферным воздействиям, стойкостью к тепловым воздействиям, стойкостью к механическим воздействиям. Способность "отдавать" пищу и напитки: функциональностью объемно-пространственного решения и универсальностью. 
Эргономическиесвойства предопределяют прежде всего удобство (комфортность) пользования и гигиеничность стеклоизделий. Комфортность бытовой посуды определяется удобством держания, переноса, выполнения функций хранения, мойки, а также удобством транспортирования и хранения. Гигиенические свойства обусловлены прежде всего природой и свойствами стекла и характеризуются такими групповыми показателями как безвредность и загрязняемость. 
Эстетическиесвойства стеклянных бытовых товаров определяются целостностью композиции, рациональностью формы и информативностью. 
Целостность композиции характеризует расположение, сложение и соединение частей в единое целое в определенном порядке. Она обусловлена пространственно-декоративным строением, тектоникой, пропорциями формы стеклоизделий. 
Рациональность формы характеризует соответствие формы изделия функциональному назначению и условиям окружающей среды, соответствие тонального и цветового решения отдельных элементов требованиям эргономики, стилевого решения - интерьеру, технологии изготовления - свойствам материала. 
Информативность стеклоизделий определяется знаковостью, оригинальностью и соответствием их стилю и моде, господствующим в данное время. 
Свойство надежностистеклянных изделий определяется их долговечностью и сохраняемостью. Наибольшее значение имеет долговечность, которая характеризуется физическим и моральным износом. 
Показателями ряда потребительских свойств изделий являются показатели физико-химических свойств стекла. 
Важнейшими из них являются следующие. 
Плотность стеклаизменяется от 2,2 г/см 
3у кварцевого стекла до 3,0г/см 
3и более у высокосвинцового хрусталя. Зависит она в основном от наличия в составе стекла оксидов тяжелых металлов (свинца, бария, цинка) и влияет на массу изделий, оптические и термические свойства. С увеличением плотности возрастает показатель преломления света, блеск и игра света в гранях, однако термостойкость, прочность и твердость снижаются. 
Механические свойства стекла характеризуются отсутствием пластических деформаций, высокой прочностью при сжатии (500—800 МПа) и низкой при растяжении, изгибе (25—100 МПа) и особенно при ударе (15—20 МПа). Прочность зависит от химического состава: увеличивается от наличия в составе стекла SiO2, Аl2Оз, В2 
Оз, МgО и уменьшается от присутствия щелочных оксидов, РЬО. Однако решающее влияние оказывает внутренняя структура стекла, состояние поверхности, наличие на ней дефектов. Прочность повышают путем закалки, ионного обмена в расплавах солей, нанесения на поверхность оксидно-металлических покрытий и другими приемами. 
Термические свойства стекла характеризуются весьма низкой теплопроводностью, значительной теплоемкостью и термическим расширением. Термическая устойчивость изделий увеличивается с повышением механической прочности стекла, теплопроводности и с уменьшением термического расширения и теплоемкости. Мерой термостойкости служит перепад температур, который выдерживает изделие без разрушения. Термостойкость кварцевого стекла — 1000°С, посуды из сортового стекла — 95°, посуды из ситаллов — 300—600°С. 
Все методы, повышающие механическую прочность, одновременно улучшают и термостойкость. 
Оптические свойства стекларазнообразны. Стекла могут быть прозрачными (коэффициент пропускания 0,85 и более) и в разной степени заглушенными, бесцветными и окрашенными, с поверхностью блестящей и матовой. Оптические характеристики стекол — показатели преломления и средней дисперсии, коэффициенты отражения и пропускания; показатели цвета во многом определяют эстетические достоинства посуды. Особенно важна способность стекла воспринимать окраски, которые повышают эмоциональную выразительность изделий. 
Химическая устойчивость стекла определяет назначение и надежность изделий. Она весьма высока особенно по отношению к воде, органическим и минеральным кислотам (кроме плавиковой). Щелочи и карбонаты щелочей действуют более агрессивно. Плавиковая кислота растворяет стекло и поэтому используется для нанесения на стекло узоров, матирования и химической полировки изделий. 
По водостойкости стекло делят на пять гидролитических классов: первый класс — неизменяемые водой стекла, пятый — неудовлетворительные.  
По ГОСТ 4.75—82 «Посуда сортовая из стекла. Номенклатура показателей» к потребительским свойствам и их показателям относят следующие: 
-показатели назначения — химический состав и плотность стекла, форму и основные размеры изделий, их устойчивость на плоской поверхности; 
-показатели надежности — прочность при ударе, твердость, термостойкость, водостойкость, прочность крепления деталей, показатели качества отжига; 
-показатели эргономических свойств — содержание вредных веществ; 
-показатели эстетических свойств— точность воспроизведения авторского образца, показатели композиционной целостности, информационной выразительности, совершенства производственного изготовления изделий, а также показатели преломления, средней дисперсии, пропускания света, угол гранения; 
-показатели экономические — массу изделий (расход сырья), себестоимость. 

Информация о работе Исследование ассортимента и потребительских предпочтений изделий из стекла