Характеристика мебели

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.

Работа содержит 1 файл

История мебели.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

История мебели. Введение.

Древнейшие из известных  нам образцов мебели были найдены  в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки  ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые  в быту, греки придумали лари - своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

А вот во дворцах  и загородных виллах знати в древнем  Риме мебель была даже слишком роскошной, украшенной резьбой и инкрустациями, позолотой и цветной эмалью. В  стремлении к роскоши римляне  использовали и новые материалы  для мебельного производства - бронзу и цветной мрамор, из которого делали скамьи и столы с мозаичными столешницами. А римские ремесленники для своих домов создавали удобную и недорогую мебель, сплетенную из ивовых прутьев.

Значительно позже  стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии": из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в  период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Шло время, появлялись новые стили в архитектуре  и дизайне интерьеров и каждый из них либо изменял уже существующие элементы мебели, либо создавал нечто  совершенно новое. Барокко "принес" канапе и шезлонг, рококо с его  любовью к зеркалам - трюмо и стол для туалета с трехстворчатым зеркалом - трельяж. Модерн "придумал" кресло без подлокотников и со спинкой в виде половинки раковины. Мебель видоизменялась, то упрощаясь, то усложняясь, в зависимости от тенденций моды. Появились стул без спинки - пуф и без спинки же, но с подушками, диван - софа. Секретеры, серванты, комоды и стеллажи - это уже варианты преображения шкафа.

Помимо архитектурных  стилей, мебель очень "зависела" и  от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии - прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии - удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний  стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Россия тоже внесла свой вклад в формирование мебельных стилей. Особенность нашей страны - суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель была моногофункциональной. Изобретение русского интерьера - лавки - это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью. Когда русский быт сравнялся по комфорту с европейским (а иногда и превосходил его), интерьеры в стиле русского классицизма тоже имели свои особенности: в первую очередь это материал - карельская береза с неповторимым декоративным рисунком древесины. Интерьеры домов дворян, даже интерьеры царской жилой резиденции - коттеджа в Петродворце - не были вычурными, в них отсутствовала излишняя роскошь. Светлое дерево и шелковая обивка мебели, высокие книжные шкафы и широкие письменные столы с матовыми абажурами настольных ламп в кабинетах, стеклянные дверцы буфетов ("горок") в столовой с фарфоровой посудой императорских заводов - все очень благородно и функционально.

В двадцатом веке бурно  развивается химия, а появление  новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв  в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые  тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах.

Сегодняшнее время  все расставило по местам: большое  разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Создание мебели стало искусством.

 

      Введение 

Оснащение квартиры, офиса или помещения мебелью, ее расстановка, создание интерьера, где решающая роль отводится мебели, — все это неотделимо от понятия повышение материального и культурного уровня нашего народа, поскольку речь идет о составной части, одном из звеньев жизненной среды, наиболее полно раскрывающем сугубо личную жизнь человека.  
Из огромного количества вещей и предметов, которые окружают человека и которыми он пользуется, мебели отводится ведущее место. Просто трудно представить, как можно обойтись без мебели сегодня современному человеку. Мебель в самой простой и широко распространенной форме, сопровождает человека в течение всех лет его жизни.  
Почти половину своей жизни человек проводит в своем доме и на работе. Мебель существует для нас. Поэтому перед создателями мебели стоят основные задачи: конструировать мебель не только совершенную и рациональную с точки зрения ее функционального назначения, но создавать красивые, удобные по форме образцы. Набор мебели, состоящий пусть даже из разрозненных, самых простых предметов, превращает жилое пространство в квартиру.  
В форме и отделке мебели, ее окраске, структуре материала и т.п. отчетливо прослеживаются специфические национальные черты, влияние эпохи, даже географические или территориальные характерные признаки. Функциональное назначение мебели, отдельных предметов обстановки всегда занимало ведущее место при конструировании мебельных комплектов. История мебели, ее совершенствование, изменение ее формы являются одной из сторон тенденции и в развитии художественных форм.  
У представителей каждой эпохи были свои взгляды на мебель. Иногда мебель рассматривали как необходимое, четко дифференцированное функциональное орудие труда, порой предметы обстановки ценились в первую очередь за вычурную сложную декоративную отделку, где форма была предпочтительнее, нежели функциональное назначение. В истории архитектуры известно немало примеров, когда мебель составляла единое целое в архитектурном ансамбле. Форма и качество мебели отражали специфику и культурный уровень своего времени, классовую структуру общества, материальный уровень владельцев мебели, иными словами, характерные признаки, присущие любой общественной формации — классовую дифференциацию общества и принадлежность владельца мебели к соответствующему классу.  
Мебель, изготовленная даже в производственных условиях и выпускаемая в широких масштабах, является одним из средств создания человеком своего микромира.  
Современная мебель характеризуется рациональностью, соответствием назначению и размерам жилых помещений, взаимозаменяемостью отдельных деталей, материалов с высокими технологическими свойствами.  
Характерной чертой белорусского мебельного рынка последних лет эксперты называют стабильный рост предложений от частных фабрик. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, вневедомственные предприятия производят мебели в два раза больше, чем организации концерна «Беллесбумпром». Так, предприятия концерна ежегодно увеличивают объемы производства на 8-9%, а частные - на 20-30%, успевая при этом проникать за рубеж.  
Сегодня в Беларуси действует 350 зарегистрированных мебельных предприятий, еще порядка 100 производственных точек - так называемые «гаражники», работающие в теневом секторе и не имеющие статуса юридических лиц.  
Если рассматривать долю частных предприятий в производстве отдельных групп товаров, то они изготавливают 62% от общего числа гарнитуров и наборов, 63% - письменных столов, 60,8% - детских кроватей, 56% - кресел-кроватей. Менее популярен у коммерческих организаций выпуск стульев, табуретов, детской мебели.  
Повышение уровня качества мебели от частных фабрик объясняется серьезным скачком в техническом переоснащении их производств и формировании команды профессиональных дизайнеров. Большинство коммерческих предприятий самостоятельно перерабатывают древесину, имеют уникальное импортное оборудование. Используя в основном белорусское сырье и импортные комплектующие, частные организации добиваются качества в работе и, соответственно, интереса со стороны потребителей. Высокий спрос на мебель от различных ООО, ЗАО и СП подтверждает и статистика: 49% от общего объема спроса приходится на товары коммерческих компаний, 45% - на продукцию организаций концерна «Беллесбумпром».  
Среди наиболее активных вневедомственных игроков белорусского мебельного рынка выделяются «Явид», «Дельта», «Евромебель», «Фурман», «Вегас», «Сенат Эм Парк Мебели». Эти предприятия уже имеют сложившуюся деловую репутацию и узнаваемую торговую марк.  
Разумеется, белорусский рынок не обходится и без поставок импортной мебели. Основными импортерами выступают Россия, Италия, Германия и Польша. Зарубежные компании работают на нишу мебели для столовых и жилых комнат, поставляют товары из экзотических материалов (тростника, ротанга) и металла. Однако ввиду довольно высокой стоимости импортная мебель имеет сравнительно узкий круг покупателей. Как отметила главный товаровед Министерства торговли Республики Беларусь Елена Бахтина, удельный вес продаж зарубежной мебели в объеме продаж мебельной продукции составляет лишь 6,4%, а в объеме продаж импортных товаров в целом - всего 0,5% [1].  
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и потребительских свойств мебельных товаров. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, а именно:  
- показать видовой ассортимент мебельных товаров и характеристика применяемых материалов;  
- составление классификации данной группы товаров;  
- изучение потребительских свойств и их показателей;  
- исследование факторов, сохраняющих потребительские свойства мебельных товаров.  
 

     1. Классификация и характеристика  ассортимента мебельных товаров 

Планировочное решение квартир, служебных и общественных помещений, организация их интерьеров во многом определяются рациональной меблировкой, типом изделий и их конструкцией. Мебель для меблировки указанных помещений классифицируют по функциональному назначению, конструктивно-технологическим признакам, характеру производства и видам применяемых материалов.  
По функциональному назначению мебель подразделяют на три большие группы: бытовую - для жилых помещений; для общественных зданий; детскую. В каждой из перечисленных функциональных групп важное место занимает мягкая мебель, используемая человеком для сидения и лежания.  
Мебель для жилых помещений (бытовая) предназначена для оборудования жилых комнат - столовой, спальни, гостиной. Мебель для общественных зданий предназначена для административных зданий, медицинских учреждений, гостиниц, общежитий. Формы и конструкции ее определяются характером деятельности учреждения, спецификой функциональных процессов. Размеры, формы и конструкции детской мебели определяются возрастными и ростовыми характеристиками детей.  
Изделия мебели классифицируются в свою очередь по зонам обстановки помещений и других мест пребывания человека, для которых они предназначены. Так, мебель для административных зданий может быть для оборудования рабочих мест, зрительных залов, мест президиума.  
В свою очередь мебель бывает цельной, встроенной, универсально-разборной, трансформируемой и секционной. Мебель, соединения которой неразъемные, относится к цельной. Такая мебель неудобна при транспортировании, хранении и расположении в помещении. Встроенная мебель занимает мало места, так как составляет единое целое со стеной или перегородкой помещения. Универсально-сборная мебель состоит из унифицированных элементов, различных по форме, размерам и назначению, что обеспечивает разнообразие вариантов сборки, создает удобство в эксплуатации, а также при хранении и транспортировании. Трансформируемая мебель позволяет изменять ее функциональное назначение перемещением отдельных элементов. Секционная мягкая мебель состоит из отдельных секций, сблокированных в различных сочетаниях, позволяющих образовывать разнообразные по размерам и формам изделия.  
По виду применяемых материалов различают мебель, в конструкции которой преобладают элементы, изготовленные из древесных материалов; мебель, в которой преобладают элементы из полимерных материалов; мебель, в которой преобладают конструкции из металла.  
К конструктивно-технологическим признакам мебели относятся степень простоты конструктивного решения, рациональное использование материалов, прочность конструктивной схемы изделия, правильное решение узловых соединений, технологичность и эксплуатационная надежность.  
По способу производства различают мебель: столярную, гнутую, гнуто-клееную, плетенную и прессованную (из древесины); металлическую - литую, штампованную, гнутую, сварную; пластмассовую - литую, формованную, клееную.  
По характеру производства мебель подразделяют на экспериментальную, серийную и массовую. Экспериментальную мебель изготовляют для рассмотрения на художественно-технических советах, демонстрации на выставках и ярмарках с целью выявления на нее спроса покупателей. Иногда экспериментальные изделия сдают в опытную эксплуатацию для определения удобства пользования ими и их конструктивной прочности. Некоторые экспериментальные изделия подвергают испытаниям по разработанным методикам. Технология изготовления экспериментальных образцов, должна максимально приближаться к технологии серийного и массового производства мебели. Серийную мебель выпускают более или менее крупными партиями (сериями) по результатам изготовления и испытания экспериментальных образцов. При этом предусмотрено повторение серий, в процессе которого конструкцию изделий совершенствуют. Массовую мебель выпускают в большом количестве непрерывно и в течение длительного времени без изменения ее конструкции по окончательно отработанным и проверенным при изготовлении серий чертежам.  
Изготовление массовой мебели дает возможность проведения широкой специализации производства как предметной, так и технологической. При этом сокращается объем транспортных операций, улучшаются условия организации и управления производством, повышается качество продукции.  
По наличию отделки различают мебель с отделкой и без нее. Применяют прозрачную (столярную), непрозрачную (малярную), комбинированную, имитационную и специальную отделку.  
В зависимости от функционального назначения различают три основные группы отделки: защитную, декоративно-художественную и декоративно-защитную.  
Защитная отделка предназначена для предохранения изделий от температурно-влажностных воздействий окружающей среды, связанных с явлениями увлажнения, усушки, набухания, коррозии элементов изделий и для защиты от физико-химических и механических повреждений путем придания изделию или элементам изделия кислотостойкости, маслостойкости, термостойкости, износоустойчивости и др.  
Декоративно-художественная отделка предусматривает декорирование изделий пластическими или декоративными средствами: рельефный декор (резьба, тиснение, гравирование); орнаментальный декор (выжигание, роспись); наборный декор (интарсия, мозаика, инкрустация, маркетри); накладной декор (накладки и вставки из древесины, металла, пластмасс, кости, рога, стекла, фарфора, фаянса, керамики и другие).  
Декоративно-защитная отделка придает изделиям декоративные и защитные свойства. Это наиболее распространенный вид отделки, в процессе которой проявляются и подчеркиваются естественные декоративные свойства материалов, входящих в изделия, или придаются новые свойства, усиливающие восприятие формы изделий. К ним относятся: простое и сложное облицовывание древесных материалов строганым или лущеным шпоном с последующим покрытием прозрачными пленками, проявляющими текстуру древесины; кроющие покрытия древесины и металлов жидкими лакокрасочными материалами; наклеивание или напрессовка листовых и пленочных полимерных материалов, паст, эмульсий, напыление порошков; металлизация (алюминирование, бронзирование, золочение); гальванические, химические и анодизационные покрытия металлов; покрытия элементов мягкой мебели декоративными мебельными тканями или искусственными материалами типа кожи (винилискожа) и др.  
Выбор той или иной группы отделки определяется художественно-конструкторскими задачами с учетом эстетических свойств используемых материалов, функциональных, технико-экономических и эксплуатационных требований к изделию. В одном изделии обычно сочетаются чисто защитные покрытия (внутренние и нелицевые поверхности) с декоративно-защитными (лицевые и рабочие поверхности). 

     1.1 Характеристика видового  ассортимента мебельных  товаров

В ассортимент мебельных товаров входят шкафы, тумбы, столы, стулья, кресла, кровати, табуреты, банкетки и др.  
Диваны и диваны-кровати бывают самых различных конструктивных решений. Сиденья и спинки могут быть одноэлементными, т. е. спинка и сиденье цельные, или секционными из отдельных подушек, или сиденье одноэлементное, а спинка из отдельных подушек. Эти изделия могут быть с локотниками и без локотников, с ящиком для постельных принадлежностей под сиденьем или без ящика.  
Кресла-кровати имеют сиденья и спинки секционные. Они бывают с локотниками и без локотников, с ящиком под сиденьем и без ящика.  
Диваны, диваны-кровати и кресла-кровати состоят из следующих элементов: основания - рамок или коробок; ножек, скамеек, коробок-цоколей; заполнения рамок или коробок - эластичного из пружин, или резиновых лент, или жесткого; ящиков, боковин-локотников, сидений и спинок одноэлементных или секционных (подушки) из пластичных пружинных блоков или беспружинных блоков; крепежных элементов и механизмов трансформации.  
Диваны прочно вошли в нашу жизнь в качестве неотъемлемого атрибута офиса или квартиры. Жены называют их «четвероногими» друзьями своих мужей, а бизнесмены хранят их как талисманы в случае проведения удачных переговоров с партнерами по бизнесу. Диван кроме эстетической функции несет на себе множество практических – где, как не на диванчике посмотреть фильм, почитать книгу или просто отдохнуть после рабочего дня. В бизнесе диван это неотъемлемая часть любых переговоров, он помогает расположить собеседника к себе, настроить его на конструктивное и позитивное решение проблем, достигнуть более высокого уровня доверительности. Диваны очень часто можно видеть в различных гостиницах и зонах отдыха, главная их задача – дарить посетителям уют и комфорт. Разработчики предлагают различные варианты исполнения диванов, но существует несколько стилей: деловой, официально-деловой, практичный, семейный. Каждый из них подразделяется еще на несколько, в зависимости от целевого предназначения. Диваны в деловом стиле можно встретить с офисах организаций, они просторные и шикарные, обтянутые дорогой кожей, для того чтобы показать партнерам по бизнесу, что дела в компании идут отлично и с ней можно иметь дело. Официально – деловой стиль встречается довольно редко, это уровень президентов, а подобную мебель можно встретить в Кремле и музеях. На диванах данного стиля не сидят, они стоят для красоты, всем своим видом подчеркивая величие хозяев. Практичный стиль предстает перед нами во всех общественных заведениях, диваны необходимы, чтобы посетители гостиниц, ресторанов и прочих публичных заведений могли спокойно покурить или просто посидеть, отдохнуть. Их неотъемлемый атрибут – устойчивая к внешним воздействие обивка – дерматин или ЭКО-кожа. Размеры могут быть от больших угловых, до маленьких, чуть больше кресла. Семейный стиль объединяет все, что подлежит постановке у вас в квартире, доме и на даче. Семейные диваны – не только эстетика, но и место хранения постельного белья, подушек и одеял. 

Информация о работе Характеристика мебели