Фальсифицированные лекарственные средства на рынке Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

В последние несколько лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными. Фальсификация товаров, поступающих на внутренний рынок, сопровождает тенезацию экономических связей и не только представляет опасность для экономических перспектив развития регионов и страны в целом, но и сопровождается угрозой жизни и здоровью потребителей поддельной продукции.

Работа содержит 1 файл

Решетова.docx

— 24.07 Кб (Скачать)
 

ГОУВПО  «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  экономики отраслей, бизнеса и администрирования 

Кафедра Экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 

    ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЕ  ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

    НА  РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила: студентка 4 курса

    «Таможенное дело»

    Решетова  В. Н. 
 
 
 
 

Челябинск

2012 

    В последние несколько лет в  России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с  производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными. Фальсификация  товаров, поступающих на внутренний рынок, сопровождает тенезацию экономических  связей и не только представляет опасность  для экономических перспектив развития регионов и страны в целом, но и  сопровождается угрозой жизни и  здоровью потребителей поддельной продукции.

    Основным  фактором для масштабных фальсификаций  в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного  теневого сектора, который по объемам  производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы  между легальной и теневой  экономикой размыты, а зачастую их практически  не существует.

    Сложившаяся ситуация на международном рынке  свидетельствует о глобальности проблемы контрафакта и пиратства, которую нельзя решить в отдельно взятой стране. Борьба с контрафактом и пиратством должна быть ужесточена на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением  законов по охране интеллектуальной собственности.

    В средствах массовой информации, в  юридической литературе, в принимаемых  по данной проблеме нормативных документах понятия «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция употребляются одновременно и зачастую воспринимаются как синонимы. С юридической точки зрения это  два самостоятельных понятия.

    Контрафакция (лат. contrafactio, франц. contrefaction - подделка) - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных  на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных  фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение  покупателя (приобретателя), ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование  чужого патента при изготовлении и продаже товаров. Термин "контрафакция" имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

    Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или  потребителя путем подделки объекта  купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком  понимании, может рассматриваться  как действия, направленные на ухудшение  тех или иных потребительских  свойств товара или уменьшение его  количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя. Понятия «контрафакт» и «фальсификация»  имеют различия с правовой точки  зрения: под первым понимается нарушение  интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства. Из этого следует, что контрафактная  продукция одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.

    В настоящее время параллельный импорт сдерживается следующими мерами.

    1. По ряду товаров правообладатели  устанавливают для России «щадящие»,  т.е. относительно низкие цены. Учитывая, с одной стороны, относительно  невысокие доходы россиян по  сравнению с европейским уровнем  и, с другой стороны, привлекательность  российского рынка и желание  его освоить как стратегическую  цель правообладателей, на многие  товары для России устанавливаются  цены ниже, чем в Европе. Относительно  низкими ценами россиян «приучают»  к брендовым товарам. Но эти  цены доступны только для официальных  дилеров, работающих на российский  рынок. Серый же импортер, делающий  закупки за рубежом, оказывается  в невыгодных условиях. Например, борьба с курением в Европе  подтолкнула табачные компании  к активизации освоения российского  рынка, что выразилось в льготных  ценах на сигареты в России  по сравнению с западным рынком. Этот ценовой перепад защищает  от серого импорта российский  табачный рынок лучше любых  правоохранительных действий. Но если цены на российском табачном рынке начнут расти, потоки серого импорта направятся в Россию.

    2. Правообладатели пытаются синхронизировать  график скидок, а также наладить  строгий учет продаж на внутреннем  рынке, когда любая неожиданная  крупная закупка привлекает внимание.

    3. Использование чисто технических  средств борьбы с серым импортом. В бой идут специфические для  России формы упаковок, флаконов  и пр. Например, два известных  бренда стали делать упаковку  для электрических батареек, импортируемых  в Россию, отличную от тех, что  используется во всем мире.

    4. Сами официальные дистрибьюторы  выходят на серых импортеров, проводя фактически самостоятельные  расследования. Далее возможны  варианты:

  • передача дел в правоохранительные органы;
  • собственные попытки прекратить деятельность серых импортеров при помощи криминальных структур;
  • предложения взаимовыгодного сотрудничества на легальной основе.

    5. Государство усиливает борьбу  с серым импортом. Лидером этой  борьбы является Федеральная  таможенная служба (ФТС). Задержав  партию серого импорта, таможня  информирует правообладателя, и  тот может стать инициатором  возбуждения административного  или даже уголовного дела против  серого импортера. Правда, до недавнего  времени это было возможно  лишь по отношению к товарным  знакам, внесенным в реестр объектов  интеллектуальной собственности  ФТС. 

 

    

    Проблема  здравоохранения как одно из важнейших  направлений национальной политики государства уже давно является одной из ключевых в обсуждении стратегических планов страны на ближайшие десятилетия. 

    Одной из основных задач национальной безопасности в сфере здравоохранения является обеспечение качества лекарств на уровне, необходимом, чтобы исключить риск для здоровья россиян. Очевидным  решением является создание четких механизмов контроля качества готовых лекарственных  средств, как зарубежного, так и  российского производства, и выявление  контрафактной и некачественной продукции - естественно, до этапа попадания  этой продукции в аптеки.

    С 2011 года стартовала новая федеральная  целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года . Подъем фармацевтической промышленности объявлен государственным приоритетом. Ведь в начале 90-х годов прошлого века отрасль фактически угробили. Тогда были осуществлены мощные гуманитарные поставки лекарств, с которыми мы не смогли конкурировать. Промышленность лишилась оборотных средств. 

    В настоящее время восстановление отечественной фармпромышленности является вопросом национальной безопасности: государство обязано создать  механизмы обеспечения российского  населения современными лекарственными препаратами стабильного качества и по стабильной цене, производимыми  на территории Российской Федерации. 

    При этом крайне важно создать эффективные  способы защиты от низкокачественной, фальсифицированной продукции. Достаточно воспользоваться опытом европейских  парламентариев, принявших закон  о борьбе с производством и  продажей поддельных лекарств. Данный закон предусматривает создание системы, при которой путь лекарства  будет четко прослеживаться от мест выпуска активной фармацевтической субстанции (АФС), из которой производится лекарственный препарат, до продажи  непосредственно готового лекарственного препарата в сбытовой сети.

    Сложный и многоступенчатый процесс производства фармсубстанций, включающий многоуровневый контроль качества на всех этапах, осуществляют далеко не все компании: зачастую у  посредников просто отсутствует  техническая возможность для  проведения подобных анализов. 

    Новый закон "Об обращении лекарственных  средств" не облегчил участь отечественных  производителей фармсубстанций, которые  находятся в неравных конкурентных условиях с зарубежными поставщиками: иностранные трейдеры ввозят субстанции из-за рубежа по льготной ставке НДС 10% и не платят пошлины. Российские же производители фармсубстанций вынуждены  при ввозе химического сырья  платить НДС 18% и таможенную пошлину  в размере 5% - причем оба налога должны быть оплачены перед процедурой таможенной очистки. 

    Ситуация  обостряется тем, что после разрушения советской химической промышленности в России попросту отсутствуют производители  качественного химического сырья  для инновационных фармсубстанций. Это автоматически делает активные фармсубстанции отечественного производства заведомо менее конкурентоспособными по отношению к АФС, ввезенным  из-за рубежа. 

    А что же иностранные поставщики? Как  отмечают в Ассоциации производителей фармацевтической продукции и изделий  медицинского назначения, зачастую трейдер  завозит АФС сомнительного происхождения, не отвечая перед заводами-производителями  за качество этих субстанций. Как правило, трейдеры не располагают своей контрольно-аналитической  базой и соответственно за качество ввозимой продукции отвечать не могут. В результате производитель вынужден заниматься реэкспортом, что может  остановить технологический процесс  производства лекарств. Остановка производства и поиск новых субстанций приводят к недопоставкам лекарственных  препаратов на фармрынок, включая лекарства  из списка жизненно важных лекарственных  препаратов. 

    В нашей стране планируется создать  собственную фармацевтическую базу для производства отечественных  ЛС последнего поколения: в стратегии  указана планка 50% импортозамещения к 2020 году. Но получить стабильное производство готовых лекарственных препаратов невозможно, если не обеспечить ему фундамент в виде как отечественных производителей фармсубстанций, так и зарубежных производителей АФС, построивших свои заводы в России и осуществляющих последние инновационные стадии синтеза на этих заводах.

    Очень важно создать механизм привлечения  иностранных производителей АФС  в Российскую Федерацию (в частности  производителей высококачественных инновационных  АФС). При этом актуально не открывать  гигантские заводы, осуществляющие полный цикл производства многотоннажных субстанций: что сегодня даже в Китае такие  заводы закрываются из-за угрозы экологической  безопасности. Необходимо открывать  предприятия, осуществляющие последние  стадии синтеза и выпускающие  субстанции, соответствующие мировым  стандартам качества (как, например, это  делают в Европе и США). При привлечении  иностранных производителей разумно  предоставлять им различные налоговые  льготы, а также с определенного  периода (например, с 2015 года) ввести заградительные пошлины на ввозимые в РФ АФС, если аналогичная продукция в России уже производится.

    Проблема  обеспечения качества лекарственных  средств - это прежде всего функция  государства, необходимо организовать контроль не только производства, как  такового, но и входной контроль сырья, аудит импортеров и зарубежных производителей АФС. - Ведь от решения  вопроса обеспечения безопасности лекарственных средств зависит  не только эффективность лечения  и безопасность применения лекарственных  средств, но и качество жизни пациентов  в целом.


Информация о работе Фальсифицированные лекарственные средства на рынке Российской Федерации