Анализ рынка табачных изделий Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.
Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.
Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.
Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «рынок»;
Описать основные формы и модели рынков
Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.

Содержание

Введение 3
Раздел I 4
Классификация рынков 4
1.1 Рынок. Основные формы рынков 4
1.2 Модели рынков 8
1.3 Монополистическая конкуренция 10
Раздел II 13
Анализ рынка табачных изделий Украины 13
2.1 Характеристика продукта 13
2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины 18
2.3 Расчет индекса индекса Херфиндаля — Хиршмана и определение типа рынка табачных изделий Украины 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая аналіз ринку табачних виробів.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

В самом общем виде рынок – это система экономических  отношений, которые складываются в  процессе производства, обращения и  распределения товаров, а так  же движение денежных средств. Рынок  развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной  инфраструктуре, обслуживающей его  потребности. Кроме того, рыночную экономику  обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.

Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.

Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.

Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.

Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:

  1. Дать определение понятию «рынок»;
  2. Описать основные формы и модели рынков
  3. Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.

 

Раздел I

Классификация рынков

1.1 Рынок. Основные формы рынков

 

Рынок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции[4; c. 23].

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам[8; c. 42].

Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком  понимании рынок можно рассматривать  как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый)[19; c. 57, 23; c. 6].

Вышеназванные определения  рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов[12; c.215, 13; c. 268 – 270].

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров[5; c. 38 – 47].

Рынок — это место, где продают и покупают.

Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное  понимание рынка. В настоящее  время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров:

 

Т-Д

 

Т — товар; Д — деньги; Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.

Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок очень  давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение нескольких тысяч лет[10; c. 111, 11; c. 143 – 146].

Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации. Он выполняет следующие важные функции:

1)Обеспечение взаимосвязи производства  и потребления. Рынок нацеливает  производителя на выпуск именно  той продукции, которая нужна  потребителю. Судьба производителя  зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Если производитель будет изготавливать то, что не пользуется спросом, то он неизбежно разорится;

2)Стимулирование эффективности  производства. Конкуренция, без которой  немыслим рынок, означает, что  существует много производителей данной продукции. Каждый из них хочет получить максимум прибыли. Но как это сделать? Надо постараться снизить затраты, и тогда при том же уровне рыночной цены можно получить больше прибыли;

3)Снижение затрат. Этого можно  добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство. Значит, можно выделить еще одну функцию рынка — стимулирование научно-технического прогресса;

4)Дифференциация производителей. Рынок ориентируется на сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общества;

5)Забота производителя о качестве  выпускаемой продукции. Недоброкачественная  продукция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении. Лейтмотивом одной из популярных западных книг на тему «Как стать богатым?» является следующий рецепт: «Найди новую потребность и удовлетвори ее!» И этот рецепт совершенно реален, Действительно, многие люди стали богатыми, придумав и произведя какой-либо новый товар или услугу[1; c. 17, 3; c. 54, 8; c. 143].

Нормальный рынок — царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.[2; c. 41].

Рыночная структура  может выступать в различных  формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.

По территориальному признаку:

  1. местный
  2. региональный
  3. национальный
  4. мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

  1. рынок потребителей
  2. производителей
  3. промежуточных продавцов
  4. государственных учреждений

По объектам обмена:

  1. рынки средств производства
  2. рынок товаров и услуг
  3. финансовый
  4. рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

  1. замкнутый
  2. насыщенный
  3. смешанный

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

  1. равновесный (спрос = предложение)
  2. дефицитный(спрос > предложение)
  3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

  1. свободный
  2. регулируемый[7; c. 214 – 237, 15; c. 152]

Понятно, что рынок  — это не только место; где собираются продавцы и покупатели.

Рынок — это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.

1.2 Модели рынков

 

Рынок, как полисистемное образование подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы[9; 22; c. 63].

По организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:

  • рынок совершенной конкуренции;
  • рынок монополистической конкуренции;
  • олигополистический рынок;
  • чисто монополистический рынок.

По пространственному  признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок».

По функциональному признаку или  по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основные группы:

  • рынок товаров и услуг;
  • рынок факторов производства;
  • финансовый рынок;
  • информационный рынок.

Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости - регулируемый и нерегулируемый; по уровню насыщения -  равновесный, избыточный, дефицитный; по соответствию законодательным нормам - легальный, «черный» рынок[14; c. 172, 17; c. 276, 27; c. 210 – 223].

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка  по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и  потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники  могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль[16; c. 478, 21; c. 389, 30; c. 439 – 450].

Нужно отметить, что такая  классификация основана на поведении  и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и  покупатели. Так вот с точки  зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей[21; c. 400, 26; c. 471 – 489].

Чаще всего рынок  в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности - рынок  свободной конкуренции (совершенной  конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции[20; c. 251, 25; c. 538].

1.3 Монополистическая конкуренция

 

В данной курсовой работе мы детально рассмотрим именно этот вид  конкуренции, так как на рынке табачных изделий Украины, а так же многих других стран сегмент рынка, занимаемый табачными изделиями, представляют именно монополистические компании и холдинги.

Монополистическая конкуренция[monopolistic competition] — ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между ситуациями свободного рынка и монополии. По теории монополистической конкуренции, разработанной  Е. Чемберлином, Дж. Робинсон и другими западными экономистами, монополистически конкурентная отрасль — это отрасль, включающая множество фирм, производящих сходные, но не идентичные виды продукции[6; c. 453].

Рынок монополистической конкуренции  продавцов аналогичен совершенному конкурентному рынку в том смысле, что в нем также много фирм и проникновение новых фирм не ограничено. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара.

Большинство реально  функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной  конкуренции. Отдельные производители  или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.

На рынке монополистической  конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех же потребностей, рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами, продуктами[18; c. 47, 31; c. 372].

Информация о работе Анализ рынка табачных изделий Украины