Античастицы. Антивещество

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:24, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории своего существования человек наблюдает вокруг себя постоянно изменяющийся, но по сути один и тот же окружающий мир. В своей повседневной деятельности к человеку не приходит даже мысли о том, что может существовать какой-то другой (не мистический, а вполне реальный) мир. Даже в начале двадцатого века, когда людям начинают приоткрываться тайны устройства микромира, никто не задумывался о такой возможности.

Содержание

Введение 3
‪1.‬Теоретическое предсказание существования античастиц Полем Дираком 4
‪2.‬Экспериментальное подтверждение существования античастиц 6
‪3.‬Антивещество 8
‪4.‬Аннигиляция вещества и антивещества 10
‪5.‬Антивещество во Вселенной 12
‪6.‬БАК: за и против 18
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Античастицы. Антивещество - доклад.docx

— 47.37 Кб (Скачать)

     Коль  скоро существуют античастицы, возникает  вопрос, не могут ли из античастиц образовываться антиядра. Ядра атомов обычного вещества состоят из протонов и нейтронов. Самым простым ядром является ядро изотопа обычного водорода 1H; оно представляет собой отдельный протон. Ядро дейтерия 2H состоит из одного протона и одного нейтрона; оно называется дейтроном. Еще один пример простого ядра — ядро 3He, состоящее из двух протонов и одного нейтрона. Антидейтрон, состоящий из антипротона и антинейтрона, был получен в лаборатории в 1966; ядро анти-3He, состоящее из двух антипротонов и одного антинейтрона, было впервые получено в 1970.

          Согласно современной физике  элементарных частиц, при наличии  соответствующих технических средств  можно было бы получить антиядра  всех обычных ядер. Если эти  антиядра окружены надлежащим  числом позитронов, то они образуют  антиатомы. Антиатомы обладали  бы почти в точности такими  же свойствами, как и обычные  атомы; они образовали бы молекулы, из них могли бы формироваться  твердые тела, жидкости и газы, в том числе и органические  вещества. Например, два антипротона  и одно ядро антикислорода  вместе с восемью позитронами  могли бы образовать молекулу  антиводы, сходную с обычной водой  H2O, каждая молекула которой состоит из двух протонов ядер водорода, одного ядра кислорода и восьми электронов. Современная теория элементарных частиц в состоянии предсказать, что антивода будет замерзать при 0° С, кипеть при 100° С и в остальном вести себя подобно обычной воде. Продолжая такие рассуждения, можно прийти к выводу, что построенный из антивещества антимир был бы чрезвычайно сходен с окружающим нас обычным миром. Этот вывод служит отправной точкой теорий симметричной Вселенной, основанных на предположении, что во Вселенной равное количество обычного вещества и антивещества. Мы живем в той ее части, которая состоит из обычного вещества.

  1. АННИГИЛЯЦИЯ ВЕЩЕСТВА И АНТИВЕЩЕСТВА
 

       Аннигиляция частиц и античастиц - превращение частицы и античастицы при столкновении в другие частицы. Из законов сохранения энергии и импульса следует, что при аннигиляции медленных частиц и античастиц может происходить только их превращение в несколько более лёгких частиц. Так, при аннигиляции электрона и позитрона возникают 2 или 3 g-фотона, при аннигиляции нуклона с антинуклоном возникают в основном p-мезоны. В последнем случае первичные продукты аннигиляции оказываются нестабильными и за аннигиляцией следует цепь последовательных превращений, приводящих в конечном счёте к образованию фотонов и нейтрино. При столкновении медленных электрона и позитрона непосредственно перед аннигиляцией может образовываться связанная атомарная система - позитроний. Скорость аннигиляции определяет время жизни стабильных относительно распада античастиц (позитрона, антипротона) в среде. Аннигиляция высокоэнергичных частиц может приводить к образованию частиц более тяжёлых, чем исходные частица и античастица. В опытах на ускорителях пучков электронов и позитронов, разогнанных до энергий выше 1 ГэВ, изучают процессы аннигиляции электрона и позитрона в адроны (мезоны и барионы). В столкновениях частиц может происходить обратный аннигиляции процесс рождения пар. Так, основным процессом поглощения жёсткого g-излучения в среде является процесс рождения g-фотоном пары электрон-позитрон в кулоновском поле ядра.

          В термодинамическом равновесии при высокой температуре (напр., на ранних стадиях расширения Вселенной) достигается высокая концентрация частиц n античастиц и процессы аннигиляции и рождения пар частиц и античастиц протекают в одинаковом темпе и уравновешивают друг друга. В ходе расширения Вселенной температуpa падала, и реакции аннигиляции начали доминировать над обратными реакциями рождения пар частиц и античастиц. Сначала должна была пройти аннигиляция тяжёлых античастиц (таких, как антибарионы), затем, при меньших температуpax,- более лёгких (напр., позитронов). Оставшиеся после аннигиляции частицы образовали вещество современной Вселенной. 

  1. АНТИВЕЩЕСТВО  ВО ВСЕЛЕННОЙ
 

     На Земле, в Солнечной системе и в непосредственно окружающем Солнечную систему космическом пространстве отсутствует сколько-нибудь заметное количество антивещества. Наблюдаемые в космических лучах позитроны и антипротоны можно объяснить их рождением при столкновениях частиц высоких энергий без привлечения гипотез о существовании макроскопических областей антивещества. В пользу этого указывает и отсутствие ядер антивещества в космических лучах. Непосредственное астрономическое наблюдение удаленного космического объекта из-за тождественности спектров электромагнитного излучения атомов вещества и антивещества не позволяет установить, состоит этот объект из вещества или антивещества. Астрономические проявления звезд из вещества и звезд из антивещества должны быть одинаковыми. Однако при наличии звезд из антивещества различные механизмы потери массы звездами приводили бы к появлению антивещества в межзвездной среде и его аннигиляции с межзвездным газом. Отсутствие интенсивного гамма-излучения, которое должно было бы наблюдаться при такой аннигиляции, налагает жесткое ограничение на концентрацию антивещества в галактиках (меньше 10-15 от концентрации вещества) и в скоплениях галактик (меньше 10-6 от концентрации вещества), т. е. наблюдательные данные гамма-астрономии указывают на отсутствие заметного количества антивещества в окружающем нас космическом пространстве вплоть до ближайшего скопления галактик.

     Необходимость объяснить отсутствие сильного смешивания вещества и антивещества в космических  масштабах, меньших скоплений галактик, является существенной трудностью космологических моделей, предполагающих равное количество вещества и антивещества во Вселенной. С другой стороны, анализ космологических следствий калибровочных теорий великого объединения взаимодействий, предсказывающих процессы с несохранением барионного числа, показывает, что неравновесные эффекты нарушения CP-инвариантности в таких процессах на очень ранних стадиях эволюции Вселенной (до первой секунды расширения) могли привести к барионной асимметрии Вселенной к преобладанию во Вселенной вещества. Однако возможность существования макроскопических областей антивещества не является пока окончательно исключенной наблюдениями. Такую возможность допускают и некоторые модели великого объединения со спонтанным нарушением CP-инвариантности, которые предсказывают существование макроскопических областей с преобладанием антивещества.

     Проверка  существования звезд из антивещества может быть в принципе осуществлена средствами нейтринной астрономии. Образование нейтронных звезд сопровождается превращением электронов и протонов в нейтроны с испусканием электронных нейтрино. В звездах из антивещества соответствующий процесс является источником электронных антинейтрино. Поэтому регистрация потоков космических антинейтрино с временными и энергетическими характеристиками, ожидаемыми для потоков нейтрино, образующихся при гравитационном коллапсе в нейтронную звезду, служило бы указанием на образование антинейтронных звезд. Более точная информация о том, происходила ли аннигиляция антивещества в ранней Вселенной, может быть получена из анализа ее возможного влияния на химический состав вещества, наблюдаемый в наше время. Экспериментальный базис такого анализа составляли проводимые в ЦЕРНе с 1983 эксперименты советских и итальянских ученых по исследованию взаимодействия антипротонов с легкими ядрами.

     Наблюдения  показывают, что в пределах нашей  Галактики возникает лишь ограниченное количество гамма-излучения. Отсюда ряд  исследователей делают вывод об отсутствии в ней сколько-нибудь заметных количеств антивещества. Но этот вывод не бесспорен. В настоящее время нет способа определить, например, состоит ли данная близкая звезда из вещества или антивещества; звезда из антивещества испускает точно такой же спектр, как и обычная звезда. Далее, вполне возможно, что разреженное вещество, заполняющее пространство вокруг звезды и тождественное веществу самой звезды, отделено от областей, заполненных веществом противоположного типа – очень тонкими высокотемпературными «слоями Лейденфроста». Таким образом, можно говорить о «ячеистой» структуре межзвездного и межгалактического пространства, в которой каждая ячейка содержит либо вещество, либо антивещество. Эту гипотезу подкрепляют современные исследования, показывающие, что магнитосфера и гелиосфера (межпланетное пространство) имеют ячеистую структуру. Ячейки с разной намагниченностью и иногда также с разными температурой и плотностью разделены очень тонкими токовыми оболочками. Отсюда следует парадоксальный вывод, что указанные наблюдения не противоречат существованию антивещества даже в пределах нашей Галактики.

     Если  раньше не было убедительных аргументов в пользу существования антивещества, то теперь успехи рентгеновской и  гамма-астрономии изменили положение. Наблюдались явления, связанные  с огромным и часто в высшей степени беспорядочным выделением энергии. Вероятнее всего, источником такого энерговыделения была аннигиляция.

     Шведский  физик О.Клейн разработал космологическую  теорию, основанную на гипотезе симметрии  между веществом и антивеществом, и пришел к выводу, что процессы аннигиляции играют решающую роль в  процессах эволюции Вселенной и  формирования структуры галактик.

     Становится  все более очевидным, что основная альтернативная ей теория – теория «большого взрыва» – серьезно противоречит данным наблюдений и центральное место при решении космологических проблем в ближайшем будущем, скорее всего, займет «симметричная космология».

     Выдвигается гипотеза о том, что звезды (в том  числе Солнце) состоят приблизительно наполовину из вещества и наполовину из антивещества.

     Так как невозможно отдать предпочтение ни веществу, ни антивеществу, то по пространству Вселенной они распределены одинаково. Во Вселенной основная масса вещества и, по-видимому, антивещества сосредоточена  в звездах. Поэтому логично предположить, что звезды состоят приблизительно наполовину из вещества и наполовину из антивещества. Конечно, если бы вещество и антивещество были равномерно размешаны  по объему звезды, то произошла бы их быстрая аннигиляция (взрыв) и звезды не было бы. Поэтому логично утверждать, что в звезде вещество и антивещество разделены: в центральной части  звезды (ее ядре) находится антивещество (либо вещество), а в наружной ее части (ее оболочке) – вещество (либо антивещество).

     На  поверхности соприкосновения ядра звезды и ее оболочки происходит аннигиляция  вещества и антивещества. Так как  эта аннигиляция является поверхностной, а не объемной, то она не имеет  взрывного характера. В результате этой аннигиляции возникают фотоны (гамма-кванты) и два их потока в  радиальном направлении: один поток  фотонов (поток 1) направлен к центру звезды, а второй поток (поток 2) –  к поверхности звезды. Противоположные  потоки 1 и 2 стремятся разделить  вещество и антивещество и тем  самым затрудняют возможность их аннигиляции. По-видимому, поток 1 удерживает ядро звезды в шарообразной форме (подобно  силам поверхностного натяжения  жидкости) и тем самым затрудняет перемешивание и аннигиляцию  антивещества ядра с веществом оболочки. Также аннигиляция затруднена тем, что при ней должны одновременно выполняться законы сохранения энергии, импульса, момента импульса.

     Источниками энергии, выделяемой в звезде, являются не только термоядерные реакции синтеза  легких атомных ядер (антиатомных  антиядер) в оболочке звезды (в ее ядре), но и аннигиляция ядра звезды и ее оболочки на поверхности их соприкосновения. Этим можно было бы объяснить экспериментально установленный  факт о том, что количество испускаемых  Солнцем нейтрино, возникающих в  результате термоядерных реакций, приблизительно в три раза меньше, чем должно быть по теоретическим расчетам [1, с. 759]. Энергия, излучаемая Солнцем, равна  сумме следующих трех энергий: энергия 1 выделяется в результате термоядерных реакций в веществе оболочки (при  этом испускаются нейтрино), энергия 2 выделяется в результате термоядерных реакций в антивещества ядра Солнца (при этом испускаются антинейтрино), энергия 3 выделяется в результате аннигиляции  ядра и оболочки звезды. Если бы не было аннигиляции, то количество испускаемых  нейтрино было бы приблизительно в  два раза меньше расчетной величины. Но поскольку количество нейтрино не в два, а в три раза меньше, то энергии 1, 2, 3 приблизительно одинаковы  по величине и, следовательно, энергия 3 приблизительно равна третьей части  всей энергии, излучаемой Солнцем (если не считать энергии, уносимой нейтрино и антинейтрино).

     Если  бы не было аннигиляции ядра и оболочки Солнца, то в нем зависимость температуры  от радиуса была бы монотонно убывающей  от центра Солнца, где температура  порядка 14 миллионов градусов, до его  поверхности (фотосферы), где температура  порядка 6 тысяч градусов Цельсия. Но поскольку на поверхности раздела  ядра Солнца и его оболочки имеет  место аннигиляция, то вблизи этой поверхности  в зависимости температуры от радиуса имеется локальный максимум температуры. Поскольку тепловая энергия  переходит от мест с большей к  местам с меньшей температурой, то от этой поверхности теплота переходит  не только в оболочку Солнца, но и  в его ядро. В результате этого  температура ядра Солнца повышается и повышается солнечная активность, т.к., очевидно, температура ядра Солнца не может повышаться сколько угодно долго. Эта активность достигает максимума с периодичностью приблизительно 11 лет. После этого максимума солнечная активность спадает, температура ядра Солнца уменьшается. Если бы в Солнце не было аннигиляции, то его активность была бы не периодической, а систематической (если эта активность была бы вообще).

Информация о работе Античастицы. Антивещество