Алкмеон Кротонский

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:21, биография

Описание работы

Алкмеон Кротонский (Alkmaion, VI–V вв. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, представитель кротонской медицинской школы. Автор сочинения «О природе». Впервые изложил натурфилософскую концепцию о человеческом теле как микрокосме и системе противоположностей. Предположительно первым среди античных врачей занимался анатомо-физиологическими исследованиями на животных, описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал.

Работа содержит 1 файл

древние врачи.docx

— 26.07 Кб (Скачать)

Алкмеон Кротонский (Alkmaion, VI–V вв. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, представитель кротонской медицинской школы. Автор сочинения «О природе». Впервые изложил натурфилософскую концепцию о человеческом теле как микрокосме и системе противоположностей. Предположительно первым среди античных врачей занимался анатомо-физиологическими исследованиями на животных, описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал.

Под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление  о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души и познания. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что  центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также  установил, что из мозговых полушарий  «идут к глазным впадинам две  узкие дорожки…». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому  строению периферических чувствующих  аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Писал также о развитии зародыша в утробе матери.

Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия

Вопросы о природе  души, её внешней обусловленности  и телесных основаниях ставились  в древнее время не только философами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось их медицинской  практикой, их личным опытом и собственными наблюдениями за работой различных  систем организма, за поведением животных и человека. Алкмеон особо выделяется как крупнейший врач и философ античной эпохи и известен в истории психологии как основатель принципа нервизма: он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.

Практика сечения  трупов в научных целях позволила  Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.

Наделяя животных душой, Алкмеон не был склонен к отождествлению психики животных и человека. От животных человек отличается разумом, а анатомической основой различия между ними является общий объём и строение мозга, а также органов чувств. Хотя разум и отличает человека от животных, свое начало он берет в ощущениях, возникающих в органах чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснительного принципа чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств.

Принцип подобия  распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма определяются соотношением четырёх стихий — воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырёх элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае — к гибели. Равновесие и гармония стихий в теле и здоровье человека зависят от пищи, которую он употребляет, от климатических и географических условий, в которых человек живёт, наконец, от особенностей самого организма.

Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом, принцип нервизма, принцип подобия в объяснении возникновения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних факторах, определяющих общую активность и жизнедеятельность организма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырёх типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.

……………..

ГЕРОФИЛ (ок. 300 до н.э.), древнегреческий анатом и хирург. Первым стал проводить систематические вскрытия трупов человека для изучения анатомии. Родился в Халкидоне (Вифиния). Внук Аристотеля, ученик философа-стоика Хрисиппа и знаменитого врача Праксагора. Большую часть жизни провел в Александрии. Имя Герофила часто упоминают наряду с именем его современника Эрасистрата. Оба считали, что центром нервной системы является головной мозг, и различали "чувствительные" и "двигательные" нервы. Герофил оставил много трудов по всем разделам медицины, включая офтальмологию, кардиологию и акушерство. В прекрасных комментариях к сочинениям Гиппократа им описаны оболочки глаза, строение желудочно-кишечного тракта, кровоснабжение и морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Проводя вскрытия, Герофил впервые изучил синусный сток (torcular Herophili), где сходятся все синусы затылочной части головы. Он описал также грудной проток, хотя и не знал его назначения, и оставил самые точные для своего времени описания мужских и женских половых органов. Наиболее известны работы Герофила по исследованию пульса. Он первым определил его частоту, указал на диагностическое значение этого параметра. Наблюдая за пульсом во время систолы и диастолы (сокращения и расслабления сердца), отмечая его частоту, наполнение, ритмичность и стабильность, он делал медицинские заключения. Определял ритм пульсации крови в артериях, сравнивал разные виды пульса с музыкальными ритмами, присвоил каждому типу пульса специальное название. Одно из этих названий, "скачущий пульс", сохранилось до наших дней. О месте и времени смерти Герофила ничего не известно.

………..

Эразистрат (ок. 300-240 годах до н.э.), уроженец острова Кеоса, ученик отца ботаники Теофраста (или Феофраста, подлинное имя — Тиртам; 372-287 годах до н.э.), и Хризиппа Книдского (336 году до н.э.), восстававшего против применения слабительных и кровопусканий.

Исследования Эразистрата не только дополняли, но и развивали исследования и взгляды Герофила. Эразистрат производил вскрытия и вивисекции, способствовал развитию анатомических, в частности патологоанатомических и физиологических знаний.

Впервые слово «мозг» как название было введено в литературу Эразистратом. Им было довольно полно описано макроскопическое строение головного мозга, указано на наличие мозговых извилин и отверстий между боковыми и третьими желудочками, которые впоследствии получили название монроевых. Эразистрат описал мембрану, отделяющую мозжечок от мозга. Им впервые описываются доли мозжечка (термин «мозжечок» он также употребляет впервые). Он описал разветвления нервов: различал нервы двигательные и чувствительные.

Эразистрат первым высказал мысль, что душа (пневма) располагается в желудочках мозга, самым главным из которых является четвертый. Кровь, проходящая через хориоидальные сплетения, приходит в соприкосновение с душой и перерабатывается в сознание. Это была первая в истории человечества психофизиологическая концепция объяснения механизма сознания, которая получила широкое распространение и существовала на протяжении Средних веков.

В вопросе об органе «животной души» оба александрийца  считали, что она локализуется в  определенных частях мозга. Герофил главное значение придавал мозговым желудочкам, и это мнение удерживалось несколько столетий. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатство извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными.

Эразистрату принадлежит авторство таких неологизмов, как, например, паренхима, плетора, булимия (буквально «бычий голод»), анастомоз (точнее synanastomosis; приставку syn- позднее отбросил Гален), сохранившихся до сих пор, хотя и существенно изменивших со временем свое значение. Эразистрату современная медицина обязана также такими терминами, как чувствительные и двигательные нервы, артерия и т.п.

В теоретических  взглядах Эразистрат отходил от господствовавшего в его время гуморализма — учения о преобладающей роли соков — и отстаивал роль твердых частиц в организме (солидаризм). В лечении болезни главное место отводилось диете, полагая, что всякая болезнь является следствием застоя, переполнения того или иного органа непереваренной пищей. В хирургии ему приписывают изобретение катетера. Изучая сосудистую и нервную систему, Эразистрат описал сердечные и венозные клапаны, сокращения сердечной мышцы; перестальтику кишок и др.

Успехи врачей-александрийцев были обусловлены сопоставлением анатомических  данных о строении нервной системы  с экспериментальным изучением  зависимости функций от раздражений  и разрезов различных частей мозга. Филопон (VI в. н.э.) сообщает об опытах, в которых путем раздражения оболочек мозга вызывались двигательные параличи и потеря чувствительности.

………………

ГАЛЕН, Galēnus, Γαληνός, Claudius, врач, история жизни и образования которого известна нам из многочисленных намеков в его сочинениях. Он родился в 131 г. от Р. Х. в Пергаме. Отец его Никон, геометр и архитектор, был человек зажиточный и знающий и дал своему сыну весьма тщательное воспитание. На 15-м и 16-м году своей жизни Г. пользовался преподаванием замечательных философов различных школ, которые пребывали в его родном городе; преимущественно он слушал перипатетиков, которые направили его рано к усердному изучению сочинений Аристотеля и Теофраста. Медицине его учили Сатир, Фициан, Стратоник, Элиан Мекций и Эсхрион. После смерти отца он отправился на 21 году от роду в Смирну, чтобы слушать анатома Пелопа и платоника Альбина, затем в Коринф к Немесиану и в Александрию, где он занимался анатомическими исследованиями под руководством Гераклиана. В 158 г. он возвратился в Пергам и получил врачебный уход за гладиаторами, что для него сделалось лучшею школою хирургии. В 164 г., на 34 году жизни, он приехал в Рим, где достиг большой славы счастливыми лечениями, публичными лекциями и литературной деятельностью. Не желая более переносить преследования завистливых своих товарищей врачей, он оставил Рим после трехлетнего пребывания, совершил научное путешествие по разным странам и поселился в своем родном городе.

Уже год спустя императоры Марк Аврелий и Луций Вер вызвали его в Италию; он застал их, но вместе с тем и чуму в Аквилее. Императоры отправились в Рим, куда он последовал за ними и сделался лейб-медиком юного Коммода. Здесь он написал несколько из своих замечательнейших сочинений, из которых часть сгорела при пожаре храма Мира. Еще при императоре Пертинаксе и Септимие Севере он жил в Риме и умер в самом начале III в. Высокое уважение, которое оказывали ему современники, еще превышается почетом, оказанным ему потомками.

Это уважение основано на такой научной деятельности, каковая  в подобных размерах не находится  ни у кого из древних писателей. 125 сочинений общего содержания потеряны; из числа медицинских сочинений  сохранилось 100 несомненно подлинных  и 18 подлежащих сомнению; от 19-ти остались более или менее значительные отрывки, а 24 сочинения — подложны. Сочинения Г. относятся ко всем отраслям медицины; замечательнее всего его  результаты по анатомии и физиологии, если принять в соображение трудность  этих наук. 9 книг περὶ ἀνατομικω̃ν ἐγχειρήσεων содержат описание мускулов, органов пищеварения и дыхания, мозга и позвоночного хребта. Сюда относятся сочинения περὶ ὀστω̃ν, περὶ φλεβω̃ν καὶ ἀρτηρίων, περὶ νεύρων ἀνατομη̃ς, περιί μήτρας ἀνατομη̃ς, περὶ μυω̃ν κινήσεως, περὶ τω̃ν τη̃ς ἀνατομη̃ς αἰτιω̃ν, περὶ σπέρματος, περὶ ὀσφρήσεως ὀργάνου и т.п. С физиологией знакомят нас преимущественно 17 книг его главного сочинения περὶ χρείας τω̃ν ἐν ἀνθρώπου σώματι μορίων, в котором старается доказать, что каждая часть тела устроена по плану высшего промысла и совершенно соответствует своему назначению. Это сочинение проникнуто теплым религиозным чувством. И в патологии он доказал свое остроумие; главное его сочинение περὶ τω̃ν πεπονθότων τόπων содержит 6 книг: περὶ διαφορα̃ς νοσημάτων, περὶ τω̃ν ἐν ται̃ς νοσήμασιν αἰτιω̃ν, περὶ συμπτωμάτων διαφορα̃ς, περὶ ἐν ται̃ς νόσοις καιρω̃ν, περὶ διαφορα̃ς πυρετω̃ν, περὶ δυσπνοίας, περὶ πλήθους, περὶ τρόμου καὶ παλμού καὶ σπασμου̃ καὶ ῾ρίγους, περὶ μαρασμου̃; сюда относятся и комментарии к Афоризмам Гиппократа и находящиеся в связи с ним афоризмы, направленные против Лика и Юлиана. Относительно семиотики он в разных сочинениях изложил учение о пульсе, о критических днях и о кризисе и в особенности указал на влияние и значение сновидений, причем, конечно, не мог избежать предрассудков своего времени. Учение о лекарствах он изложил в 9-ти книгах περὶ κράσεως καὶ δυνάμεως τω̃ν ἁπλω̃ν φαρμάκων, в 10-ти книгах περὶ δυνάμεως φαρμάκων τω̃ν κατὰ τόπους, в 7-ми книгах περὶ συνθέσεως φαρμάκων κατὰ γένη; сюда же относятся два сочинения περὶ ἀντιδότων и περὶ τη̃ς θηριακη̃ς. В терапии он держался принципов Гиппократа; он также старался противодействовать болезненному состоянию, вызывая противоположное состояние, и устранять жар — холодом, сухость — влагой и т.п. Его сочинение τέχνη ἰατρική долгое время служило главным учебником и, может быть, из всех его сочинений было наиболее известным; в сочинении θεραπευτικη̃ς μεθόδου βιβλία (14 т.) он защищает способ лечения Гиппократа; сюда следует отнести и сочинение о кровопускании, советы для одержимых падучей болезнью, учение о здоровье в 6-ти книгах, 3 книги о силе питательных веществ, о хороших и худых соках питательных веществ, о ячменном напитке, о пиявках и т.п. На диететику он обращает большое внимание. Хирургией он занимался и практически и теоретически, хотя он, особенно в Риме, предоставлял занятие ею специалистам по этой части.

Полное издание C. G. Külin (20 т., 1821—1833). Многие из его сочинений существуют в арабском, латинском, даже еврейском переводах в доказательство высокого авторитета, которым он пользовался даже на Востоке и который остался непоколеблен до XVI в. Много еще скрывается в рукописном виде. Огромная плодовитость автора делает понятным, почему слог в этих сочинениях часто небрежен и отнюдь не классический. Он страдает недостатками своего времени, лишней распространенностью и многословием, диалектическими хитростями и бесплодной педантичностью, но, несмотря на это, Г. является одним их самых выдающихся умов древнего мира, которым товарищи его по науке пренебрегают совершенно напрасно.

Информация о работе Алкмеон Кротонский