Управление рисками. Финансовое планирование и пронозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:30, доклад

Описание работы

Риск и доход представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории.Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики различных явлений природы и видов деятельности человека.
Для финансового менеджера риск - это вероятность неблагоприятного исхода - возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться слишком рискованным.

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.doc

— 68.00 Кб (Скачать)


УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ЧТО ТАКОЕ РИСК В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?

Риск и доход представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории.Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики различных явлений природы и видов деятельности человека.

Для финансового менеджера риск - это вероятность неблагоприятного исхода - возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться слишком рискованным.

Риска можно избежать, уклонившись от мероприятия, связанного с риском, однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Степень риска -это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального и минимального дохода(убытка) от данного вложения капитала. При этом чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.

ЧТО ТАКОЕ РИСК В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?

На степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии, что в совокупности образует своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент.

В основе риск-менеджмента лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная цель риск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению этих убытков и их последствий.Правильная оценка действительной стоимости риска позволяет объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Основные правила риск-менеджмента:

-Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

-Надо думать о последствиях риска.

-Нельзя рисковать многим ради малого.

-Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.

-При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

-Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.

КАК МОЖНО УПРАВЛЯТЬ РИСКАМИ?

Приемы риск-менеджмента представляют собой приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.

Средствами разрешения рисков являются:

-избежание риска - означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, что однако для инвестора зачастую означает отказ от прибыли;

-удержание риска - это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности; так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен,что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала;

-передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными из них являются:

-Диверсификация -распределение капитала между различными объектами вложения,которые непосредственно не связаны между собой, а также разнообразие форм деятельности самого предприятия, видов производимых им товаров и услуг.Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее дорогостоящим способом снижения финансового риска. Однако инвестиционный риск может быть рассеян с помощью диверсификации, но не может быть сведен к нулю.Дело в том, что риск состоит из двух частей - диверсифицируемого(несистематического), который может быть устранен путем его рассеивания, и недиверсифицируемого (систематического), который не может быть уменьшен диверсификацией, поскольку он обусловлен внешними факторами, не связанными с выбором конкретных объектов инвестирования.

-Приобретение дополнительной информации - более полная информация позволяет сделать более точный прогноз и снизить риск при принятии решений, что делает информацию ценным товаром. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

-Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов,продажи, кредита и т.п.

-Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам,а не покупать страховку в страховой копании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой форму создания страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.

-Страхование - один из самых важных и распространенных приемов снижения степени риска. Его сущность состоит в том, что предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. от готово заплатить за снижение степени риска до нуля.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ?

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Существуют следующие виды планов:

-Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

-Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации.Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования,изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

-Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции, могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджет производства, закупки сырья и материалов,продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

ЧЕМ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ?

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ?

Основные этапы прогнозирования потребностей финансирования:

-Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.

-Составление прогноза переменных затрат.

-Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж.

-Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников. Первый этап осуществляется на основе маркетинговых исследований.Остальными занимаются финансисты.

Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.

По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

-Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

-Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

-Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными.Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы -это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Таким образом,потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМ БИЗНЕС-ПЛАН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ?

Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Его составление преследует две основные цели: он предназначен для внутрифирменного планирования и для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд,бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В этом документе отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана.

В его состав входят следующие разделы:

РЕЗЮМЕ.

Резюме(обзорный раздел) следует писать после завершения работы над всеми остальными разделами, поскольку по сути это предельно сокращенная версия бизнес-плана.Объем резюме - не более 2-3 страниц. Главная его функция - привлечь внимание рецензента.

Резюме должно содержать:

--цель проекта;

--предельно краткое описание компании;

--краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительных аспектах предлагаемой бизнес-идеи;

--объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;

--предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ

Собственно бизнес-план начинается с раздела "Общее описание компании", в котором необходимо отразить:

--основные виды деятельности и характер компании (не вдаваясь при этом в детали,которые будут изложены в последующих разделах); профиль компании (производство,торговля или сфера услуг);

--стадия развития данного бизнеса;

--цели данного бизнеса;

--что и как компания намерена предлагать своим клиентам;

--нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;

--отличия данного предприятия от других компаний.

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

Основной задачей раздела "Продукты и услуги" является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом.

Он должен включать:

--физическое описание продукции или услуг;

--описание возможностей их использования;

--привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг;

--степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;

--список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).

МАРКЕТИНГ-ПЛАН

Раздел,посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела - разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку,чтобы обеспечить сбыт товара.

Информация о работе Управление рисками. Финансовое планирование и пронозирование