Управление маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы выступил российский рынок чая. Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
Для раскрытия цели необходимо решить ряд задач:
определить сущность и направления маркетинговых исследований;
описать этапы проведения маркетинговых исследований,
а также методов сбора маркетинговой информации.
проанализировать основные этапы анализа рынка.
раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.

Содержание

Введение
1. Характеристика маркетинговых исследований.
1.1 Цели, задачи и объекты маркетинговых исследований
1.2.Основные направления маркетинговых исследований
1.3. Методы маркетинговых исследований
1.4 Основные этапы процесса маркетинговых исследований
2. ОБЗОР И АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ
2.1 Основные производители чая на рынке России
2.2 Черный чай – безусловный лидер на российском рынке. Импорт и структура розничных продаж.
2.3 Структура розничных продаж чая по ценовым сегментам.
2.4 Лидеры на российском рынке
2.5 Основные выводы по итогам обзора
2.6 Маркетинговые исследования рынка чая
2.6.1 Выбор целевых сегментов рынка

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
 
 

КАФЕДРА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА  
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ 

Доц.к.э.н., профессор       Буркина М.М.
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия

 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Управление  маркетингом 

 
 
по  дисциплине: Маркетинг

 
 
 
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР. 8951       Е.О Корниенко
      подпись, дата   инициалы, фамилия

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург 
2011
 
 
 
 

     Оглавление

     Введение

         1. Характеристика маркетинговых исследований.

     1.1 Цели, задачи и  объекты маркетинговых  исследований

     1.2.Основные направления маркетинговых исследований

     1.3. Методы маркетинговых исследований

         1.4 Основные этапы процесса маркетинговых исследований

         2.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

       Мир бизнеса развивается сегодня стремительнее, чем когда-либо. Решающий фактор успеха в бизнес – эффективное применение маркетинговых исследований. Лидерства в конкурентной борьбе можно достичь, лишь обладая глубокой теоретической подготовкой, исключительными коммуникационными способностями, систематической и хорошо организованной информационно-исследовательской работой.

    Маркетинговый анализ предполагает определение и  оценку рынков предприятия и внешней  среды маркетинга с целью выявления  привлекательных возможностей, обнаружения  трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

       Каждый, кто планирует свою карьеру в области управления маркетингом, должен хорошо понимать значение маркетинговых исследований.

       В последнее десятилетие в России наблюдается бурное развитие маркетинговых исследований. Существование организации зависит от того, насколько подробно, своевременно и качественно удается отслеживать маркетинговую информацию о рынках и о товарах, с которыми фирма работает . 

Что дают маркетинговые исследования? Они позволяют фирме увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.

 Маркетинговые исследования помогут любому руководителю найти ответы на большинство вопросов. Например, как выбрать оптимальное средство маркетинговых коммуникаций, как повысить отдачу от проводимых маркетинговых мероприятий и т.д.

По мнению российских маркетологов, проведение даже небольшого исследования поможет  углубить знания рынка и увеличить эффективность маркетинговых мероприятий. Таким образом, тема маркетинговых исследований является актуальной  в сложившихся условиях на российском рынке. 

   Объектом данной работы выступил российский рынок чая. Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.

    Для раскрытия цели необходимо решить ряд  задач:

  • определить сущность и направления маркетинговых исследований;
  • описать этапы проведения маркетинговых исследований,
  • а также методов сбора маркетинговой информации.
  • проанализировать основные этапы анализа рынка.
  • раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.
 

Теоретической базой для написания курсовой работы явилась специальная учебная литература, а также труды отечественных и зарубежных ученых-маркетологов, в том числе материалы периодической печати и средства массовой информации. 
 
 
 
 

         1. Характеристика маркетинговых исследований.

     1.1 Цели, задачи и объекты маркетинговых исследований 

     Маркетинговые исследования представляют собой систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем.

     Основной  акцент в маркетинге делается на определение  и удовлетворение нужд потребителя. Для определения нужд потребителя и реализации маркетинговых стратегий и программ, нацеленных на их удовлетворение, маркетологам необходима информация. Их интересует информация относительно потребителей, конкурентов и других участников рынка.

     Маркетинговые исследования помогают маркетологу увязать маркетинговую стратегию с факторами маркетинговой среды и интересами заинтересованных групп. С их помощью руководство компании получает необходимую ему информацию, что позволяет частично устранить неопределенность в развитии бизнеса. Если же она отсутствует, то нельзя спрогнозировать с достаточной степенью надежности или точности реакцию потребителей на маркетинговые программы компании. Систематические маркетинговые исследования позволяют получать информацию о контролируемых и неконтролируемых факторах среды и интересах различных групп, что повышает эффективность решений, принимаемых директорами по маркетингу.

     Цели  проведения маркетинговых  исследований можно разбить на четыре группы: поисковые, описательные, экспериментальные и оправдательные.

     - Поисковые исследования направлены на поиск новых рынков, новых клиентов, новых потребителей.

- Описательные исследования проводятся для того, чтобы лучше представлять себе нужды и потребности клиентов, выявить их, лучше понять действия рынка и его участников, определить существующие и перспективные каналы сбыта.

     - Экспериментальные исследования – это пилотажные, а также пробные исследования новых товаров, новых рынков, новых концепций.

     - Оправдательные исследования предназначены для получения подтверждений о своих суждениях или мотивациях. 

   В целом важно отметить, что маркетинговые  исследования позволяют:

  • уменьшить неопределенность внешней среды и минимизировать риск в процессе планирования;
  • отслеживать процесс реализации планов;
  • добывать, перерабатывать информацию, доводить её до потребителя и обратно к производителю.

   Анализируя  многообразие задач маркетинговых  исследований, можно выделить наиболее важное. 

       Основные задачи маркетинговых исследований:

  • Добыча необходимой информации.
  • Организация связи через информацию потребителя и производителя (информационно-связующие).
  • Уменьшение неопределенности и минимизация риска в процессе планирования.
  • Обеспечение устойчивого конкурентного положения фирмы, товара.
  • Отслеживание процесса реализации планов.
  • В конечном счете, задача любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей.
 
   
№ п/п Виды исследований Объекты исследований
1 Макросреда цель – экономические тенденции Тенденции и процессы. Анализ изменения экономических, политических, экологических, демографических и  других факторов. Структура рынка, география, емкость, барьеры, риски и др.
2 Потребители (цель – сегментация потребителей, выбор целевых сегментов) Доходы, социальное положение, образование, пол, возрастной состав и др. Индивидуальные потребители, семьи, организации, фирмы
3 Структура рынка (цель – получение сведений о партнёрах  и конкурентах) Структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция спроса.

Конкуренты, сильные и слабые стороны их доля рынка, их финансовые, материальные и  иные возможности, структура управления и персоналом.

Фирмы-покупатели.

Фирмы-посредники.

Финансовые, рекламные, страховые, транспортно-экспедиционные, юридические, консультативные и другие фирмы

4 Товарные рынки (цель – повысить конкурентоспособность  своего товара) Технико-экономические  показатели и качество товара.

Спрос –  предложение и конкурентоспособность.

Потребительские качества (цена, дизайн, сервис и т.д.)

Товары-аналоги, товары-конкуренты и заменители, товарный ассортимент,  соответствие нормам, сертификатам, патентам, реакция на новые товары, этапы жизненного цикла  товара

5 Цены (цель – определение  цены, дающей максимальные прибыли) и  удовлетворение потребностей Затраты на производство и сбыт.

Эластичность  спроса.

Влияние ценовой  конкуренции;

отношение цена / прибыль

6 Стимулирование  сбыта и реклама (цель – выработка  политики «паблик рилейшнз») Как и когда лучше  стимулировать сбыт, как лучше и эффективнее организовать рекламу.

Отношение общественности к товару.

Эффективность конкурсов, скидок, премий и других льгот

7 Внутренняя среда  предприятия Состояние предприятия, его экономика, продажи, коммуникации.

Внутренние  и внешние факторы среды


                     Таблица1 Цели и объекты практических маркетинговых исследовани

     1.2.Основные направления маркетинговых исследований

       Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными. Маркетинговые исследования можно проводить по следующим направлениям:

     1. Исследование рынка:

  • определение рыночного потенциала и возможностей его развития;
  • определение характеристик рынка и их изменений;
  • анализ распределения долей рынка между фирмами;
  • изучение экспортных рынков.

     2. Исследование потребительских  свойств товаров:

  • исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала;
  • испытание и тестирование новых товаров;
  • анализ товаров конкурентов;
  • исследование упаковки;
  • изучение товарной номенклатуры;
  • изучение воздействия на окружающую среду.

     3. Экономический анализ  коммерческой деятельности:

  • краткосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры;
  • долгосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры;
  • изучение тенденций внутриотраслевой деловой активности.

     4. Исследование сбыта:

  • анализ сбыта;
  • анализ каналов распределения;
  • анализ издержек распределения;
  • анализ размещения предприятий и складов;
  • пробный маркетинг;
  • определение квот и территорий сбыта.

     5. Исследование рекламы,  стимулирование сбыта:

  • исследование эффективности рекламных объявлений;
  • изучение средств рекламы;
  • исследование рекламных текстов;
  • исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и др.);
  • исследование методов стимулирования труда торговых работников;
  • исследование потребительских мотиваций;
  • изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта;
  • изучение общественных ценностей и проблем социальной политики;
  • изучение проблем информирования потребителей.

Информация о работе Управление маркетингом