Управление качеством проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

Становление рыночных отношений в российской экономике привело к появлению новых самостоятельных направлений в отечественном менеджменте, которые возникли в резуль¬тате критического переосмысления передовой зарубежной управленческой теории и практики, выработки оригинальных управленческих подходов, методов и средств. Наиболее значительное место в структуре Современно¬го российского менеджмента занимает управление проектом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Современная концепция управления качеством проекта………………..3
2. Методы и инструменты контроля качества………….…………………...5
2.1. Контрольный листок……………………………………………………..6
2.2. Гистограмма……………………………………………………………....7
2.3.Диаграмма разброса……………………………………………………….7
2.4.Стратификация…………………………………………………………….9
2.5. Диаграмма Парето……………………………………………………….10
2.6. Диаграмма Исикавы……………………………………………………..12
2.7. Контрольная карта……………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Упр.марк.проектами1.doc

— 343.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Управление маркетинговыми проектами»

На тему:  

«Управление качеством проекта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………..3

     1. Современная концепция управления  качеством проекта………………..3

     2. Методы и инструменты контроля  качества………….…………………...5

     2.1. Контрольный листок……………………………………………………..6

     2.2. Гистограмма……………………………………………………………....7

     2.3.Диаграмма  разброса……………………………………………………….7

     2.4.Стратификация…………………………………………………………….9

     2.5. Диаграмма Парето……………………………………………………….10

     2.6. Диаграмма Исикавы……………………………………………………..12

     2.7. Контрольная карта……………………………………………………….13

     Заключение…………………………………………………………………….14

     Список  использованной литературы…………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Становление рыночных отношений в российской экономике привело к появлению  новых самостоятельных направлений  в отечественном менеджменте, которые  возникли в результате критического переосмысления передовой зарубежной управленческой теории и практики, выработки оригинальных управленческих подходов, методов и средств. Наиболее значительное место в структуре современного российского менеджмента занимает управление проектом.

     В течение последних лет происходит постоянный рост потребностей со стороны самых разных организаций в использовании принципов и систем управления проектом, а также в специалистах в этой области. Если взять любое периодическое издание, посвященное рынку труда и поиску работы, например «Работа для Вас», то можно обнаружить, что в каждом номере присутствует не менее двух десятков вакансий руководителей проектов. Растет количество публикаций на русском языке, посвященных проблематике управления проектом. Расширяется структура образования в области управления проектом. В эту структуру входят крупные высшие учебные заведения, множество коммерческих обучающих организаций. Увеличивается количество научно-исследовательских и консалтинговых организаций, разрабатывающих, внедряющих и использующих современные подходы к управлению проектом. Все это свидетельствует о том, что управление проектом, еще недавно рассматриваемое как экзотическая область знаний и умений, прочно заняло место в современном российском менеджменте. 

     1. Современная концепция  управления качеством  проекта

     В условиях современной экономики вопросы качества являются принципиально важными с точки зрения достижения целей проекта и его успеха. Подсистема управления качеством наряду с такими подсистемами, как управление стоимостью и продолжительностью, по праву должна рассматриваться как ключевая.

     Качество  — это совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные или  предполагаемые потребности. Таким объектом может быть как проект в целом, так и продукция проекта, ресурсы проекта и другие его составляющие.

     Обычно  потребности формулируются с  помощью характеристик на основе установленных критериев. Потребности могут включать, например, эксплуатационные характеристики, функциональную пригодность, надежность (готовность, безотказность, ремонтопригодность), безопасность воздействия на окружающую среду, экономические, эстетические и культурно-исторические требования. Ввиду того, что изменение товарно-функционального пространства сегодня происходит очень быстро, основное значение в настоящее время имеют предполагаемые потребности, или ожидания.

     Качество  как совокупность характеристик  продукции или услуг, относящихся к их способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, многомерно. Основные (общие, типичные) параметры качества продукции и услуги представлены на рис. 1.

Рис.1. Основные параметры качества: а) продукции, б) услуг.  

     Современные продукция и услуги тесно взаимосвязаны, они проникают друг в друга. Отсюда вывод: качество следует рассматривать  одновременно как качество продукции и как качество услуг. Понятно, что оценить количественными характеристиками показатели качества услуги значительно труднее, чем показатели качества продукции.

     Понятие «качество» необходимо отличать от понятия  «градация (сорт, класс)». Под последним понимаются категория или разряд, присвоенные объектам с одним функциональным применением, но с разными требованиями к качеству. Нельзя сравнивать между собой автомобили «Запорожец» и «Мерседес-Бенц», так как они являются представителями различных классов. Но вполне допустимо сравнивать «Запорожец» с «Гольфом» компании «Фольксваген», а «Мерседес-Бенц» — с автомобилями представительского класса.

     Следует понимать, что низкое качество —  это всегда проблема, а низкий сорт — не обязательно.

     В управлении проектом принято различать  четыре ключевых аспекта качества:

     1) качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Достигается благодаря определению и актуализации потребностей и ожиданий потребителя в целях их удовлетворения, а также точному анализу возможностей рынка;

     2) качество разработки и планирования проекта. Достигается благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции;

     3)   качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией. Обеспечивается путем поддержания соответствия реализации проекта его плану и обеспечения разработанных характеристик продукции проекта и самого проекта;

     4)   качество материально-технического обеспечения проекта. Достигается посредством материально-технического обеспечения проекта, на протяжении всего его жизненного цикла.

     Данные  четыре аспекта качества являются достаточными для управления традиционными, т.е. терминальными, проектами. В случаях  расширения жизненного цикла проекта (происходит в развивающихся и открытых проектах) необходимо включать дополнительные аспекты качества, такие как:

  • качество эксплуатации продукции проекта. Включает в себя качество непосредственного использования продукции проекта в соответствии с определенными требованиями и инструкциями изготовителя по эксплуатации, качество послепродажного обслуживания и взаимодействия с потребителем. Предполагает, что производители современных ценных и наукоемких продуктов помогают потребителю эффективно эксплуатировать продукт, осуществляют гарантийное обслуживание, обучение, ремонт и изменение продукта;
  • качество развития продукции проекта. Определяется быстротой и гибкостью реагирования производителя на изменение потребностей и ожиданий заказчиков, а также качеством управления процессами изменения конфигурации продукции проекта. Во многом этот аспект качества равнозначен качеству, обусловленному соответствием рыночным потребностям и ожиданиям, но исходя из того, что в данном случае речь идет об изменении и развитии уже существующей продукции, его следует рассматривать значительно шире. Качество развития продукции проекта включает практически все четыре основных аспекта качества, но в контексте совершенствования и развития продукта проекта;
  • качество утилизации и переработки продукта после использования. Этот аспект качества во многом связан с проблемой окружающей среды и экономическими вопросами использования «остаточного» продукта. С системной точки зрения конечным результатом процессов производства и эксплуатации являются отходы и «остаточные» продукты. Качество их утилизации и переработки означает получение максимального экономического эффекта и минимального негативного экологического воздействия на окружающую природную и социальную среду.
 

     2. Методы и инструменты контроля качества

     Основной  инструментарий контроля качества проекта  состоит из семи базовых (элементарных) методов контроля качества (см. рис. 2). Независимо от применяемых методов контроль, прежде всего, предполагает отделение хороших результатов (изделий) от плохих.

     Разумеется, качество изделий не повышается за счет выбраковки. В ряде проектов даже обнаруженный брак исправить вообще невозможно. Поэтому современное понимание контроля качества предполагает не только выявление несоответствий и дефектов, но их предупреждение, функция контроля, как было сказано, направлена не на уже полученные, а на будущие результаты. Только при таком подходе контроль, в том числе и контроль качества, действительно полезен и эффективен. Именно в этом ключе мы будем рассматривать инструменты контроля качества, поскольку они служат не просто для учета полученных результатов, а для анализа, оценки, прогнозирования и регулирования.

     В 1979 году Союз японских ученых и инженеров  собрал воедино семь достаточно простых  в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они не утрачивают связь со статистикой и позволяют профессионалам пользоваться их результатами, а при необходимости — совершенствовать их. Естественно, помимо этих семи методов контроля качества можно, а во многих случаях и нужно применять более сложные статистические методы контроля качества. Однако специалисты в области качества считают, что погоня за сложностью не всегда уместна, и 95% всех проблем в области контроля качества могут быть решены с помощью семи базовых методов.

     К семи инструментам контроля качества относят:

     1)    контрольный листок;

     2)    гистограмму;

     3)   диаграмму разброса;

     4)    стратификацию (расслаивание) данных;

     5)    диаграмму Парето;

     6)    диаграмму Исикавы (причинно-следственная диаграмма, или диаграмма «рыбий скелет» (fish-bone));

     7)    контрольную карту.

     Полнота и последовательность использования  семи инструментов контроля может быть различной: в одних случаях можно обойтись двумя-тремя методами, в других — необходимо применение более сложных методов. Но знать и уметь использовать семь основных методов контроля качества должен любой современный руководитель проекта или член команды проекта.

Рис.2.Семь инструментов контроля качества.

     

Возможность допустить  ошибки при сборе и регистрации данных очень велика. Чем больше людей обрабатывают данные, тем больше вероятность появления ошибок в процессе записи. Исключению возможности таких ошибок способствует контрольный листок.  

2.1. Контрольный листок

     Контрольный листок — инструмент для сбора данных и их первичной обработки (упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.) На рисунке 2 контрольный листок (лист) помещен в центре группы инструментов контроля качества. Это расположение неслучайно, оно показывает его место (роль) среди всех других инструментов. Какие бы проблемы в области качества ни возникали в рамках проекта, их решение всегда начинается со сбора исходных данных, на базе которых затем применяют другие необходимые методы и инструменты.

     Контрольный листок представляет собой бумажный бланк, в который заранее внесены контролируемые параметры и можно заносить данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания. В таблице 1 показаны неупорядоченные данные о контроле пробивного напряжения в вольтах в диэлектрических слоях создаваемой автоматизированной производственной линии с числовым управлением.

     Затем эти данные преобразуются в вид контрольного листка (табл. 2).

            Таблица 1. Неупорядоченные данные о пробивном напряжении

Таблица 2. Контрольный  листок.

     Этого преобразования можно избежать, занося данные сразу в контрольный листок. Таким образом, контрольный листок является хорошим средством регистрации данных.

     Количество  разновидностей контрольных листков исчисляется сотнями; в принципе для каждой конкретной цели может быть разработан свой листок. Но принцип их оформления един.  

2.2. Гистограмма

     Гистограмма распределения обычно строится для  интервального изменения значения параметра. Для этого на интервалах, отложенных на оси абсцисс, строят прямоугольники (столбики), высоты которых пропорциональны частотам интервалов. Прямоугольники строятся на основе значений, полученных в ходе объединения контролируемых значений показателей качества. (рис.3)

Информация о работе Управление качеством проекта