Экономические потребности и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Актуальность. Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу.
Цель работы - анализ и классификация экономических ресурсов и благ.

Содержание

Введение. 3

глава 1. Экономические потребности.

1.1. понятие экономических потребностей и благ.

1.2.Основные уровни удовлетворения потребностей

1.3 Роль потребностей

Глава 2. Классификация потребностей и структура

2.1 Классификация потребностей и структура

2.2 Классификация благ

2.3

Заключение. 37

Список литературы.. 41

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 49.49 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Экономические потребности и  их классификация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. 3 

глава 1. Экономические  потребности. 

1.1. понятие экономических потребностей и благ.  

1.2.Основные уровни удовлетворения потребностей  

1.3 Роль потребностей 

Глава 2. Классификация потребностей и структура 

2.1 Классификация  потребностей и структура 

2.2 Классификация  благ 

2.3 

Заключение. 37 

Список литературы.. 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение 

Актуальность. Хозяйственная  жизнь общества основана на необходимости  удовлетворять потребности людей  в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые  есть в распоряжении общества и его  членов

Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления  природных ресурсов, резким усложнением  процесса взаимодействия природы и  общества, интенсификацией и расширением  сферы проявления специфических  природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и в целом экологических  проблем перешагнули границы  отдельных регионов и приобрели  глобальный масштаб. В этой связи  большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков  и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных  социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и  оптимальном освоении природных  богатств.

Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном  мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных  ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые  сохранились  в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит  от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения  земли, блага и ресурсы будут  ограничиваться, их не будет хватать  для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно  заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование  ресурсов, потому что в будущем  проблема их ограниченности может оказаться  неразрешимой и привести к фатальным  последствиям.

В научной литературе затрагивается данная тема,  потому что она непосредственно влияет на дальнейшее развитие общества. Одни авторы делают упор на то, что ограниченность ресурсов и благ является относительной, а не абсолютной, то есть,  как  долго не исчерпается тот или  иной ресурс, определяется тем, насколько  эффективно он будет использоваться обществом. Другие считают, что ресурсы  есть и абсолютно ограниченные, и  относительно ограниченные. По поводу относительно ограниченных они соглашаются  с мнением первых, а на счет абсолютно  ограниченных они говорят, что существуют такие ресурсы, которые нельзя заменить другими и они рано или поздно исчерпаются. Мнение первых авторов  кажется более убедительным, т.к. современные технологии совершенствуются с огромной скоростью и позволяют  уже сейчас использовать, например, безотходное производство, то есть они помогают сохранять ресурсы.

Поэтому исследование социально-экономических особенностей использования природных экономических  ресурсов мира является в достаточной  степени актуальными и важными. 

Цель работы - анализ и классификация экономических  ресурсов и благ.  

Осуществление поставленной цели предопределило решение  следующих задач: 

- дать понятие  экономических потребностей и  благ  ; 

- классифицировать  потребности и их структуру; 

- выявить роль  потребностей; 

- дать классификацию  благ; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1

     Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

     В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

     Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

     Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

     Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.

     В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

     В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

     Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

     Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

     Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков - три группы: обеспечения, призвания и престижа.

     В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

     При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно. 
 
 
 

     1.2 Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

     Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

     Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

     Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

     Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, - это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».

     Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

     У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели - те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «...Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны"».

     Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

     1) материальные блага для индивидуума и семьи;

     2) власть и слава;

     3) знания и творчество;

     4) духовное совершенствование.

     В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих - к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

Информация о работе Экономические потребности и их классификация