IPO как способ повышения экономической эффективности компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:50, дипломная работа

Описание работы

История первоначальных публичных размещений акций российских компаний началась в 1996 г., когда компания «ВымпелКом» разместила АДР третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Тогда для компании это было вопросом выживания: ей необходимо было избавиться от контроля АФК «Система» и заменить ее пассивными инвесторами, а также привлечь дополнительные средства для реализации стратегии развития. Уникальность этого размещения заключалась в отсутствии у компании отчетности за три года, подготовленной в соответствии с МСФО, предоставление которой было одним из необходимых условий для включения в котировальный список.

«ВымпелКом», теперь является одним из крупнейших операторов сотовой связи.

Содержание

ПОНЯТИЕ IPO И ПОДГОТОВКА КОМПАНИИ К IPO
1.1. Что такое IPO
1.2 Основные этапы подготовки компании к IPO
1.2.1. Момент проведения IPO
1.2.2. Выбор площадки для
1.3. Юридические аспекты
1.3.1.Основные аспекты законодательства США
1.3.2. Изменения европейского законодательства
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ ПРИ IPO

Работа содержит 1 файл

Копия введение дипллом.docx

— 137.93 Кб (Скачать)

    Окончание табл. 5.1

          До  вступления в силу     После вступления в силу
    Дата  составления списка лиц, имеющих  преимущественное право     На  дату принятия решения, являющегося  основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции     На  дату составления списка лиц, имеющих  право на участие в общем собрании акционеров, если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается  общим собранием акционеров.

    На  дату принятия решения, являющегося  основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, если решение  принимается иным уполномоченным органом

    Срок  действия преимущественного права     Не  может быть менее 45 дней с момента  направления (вручения) или опубликования уведомления     Не  может быть менее 45 дней с момента  направления (вручения) или опубликования  уведомления, кроме случаев, когда  определение цены размещения планируется  после окончания срока действия преимущественного права. В таком случае срок не может быть менее 20 дней с момента направления или опубликования уведомления
    Порядок реализации преимущественного права     Лицо, имеющее преимущественное право  приобретения дополнительных акций  и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, вправе полностью или частично осуществить свое преимущественное право путем подачи в общество письменного заявления о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и документа об оплате приобретаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции     Лицо, имеющее преимущественное право  приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, вправе полностью или частично осуществить свое преимущественное право путем подачи в общество письменного заявления о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

    К заявлению должен быть приложен документ об их оплате, кроме случаев, когда  определение цены размещения планируется  после окончания срока действия преимущественного права. Срок оплаты ценных бумаг в данном случае должен содержаться в уведомлении о  возможности осуществления преимущественного  права и не может превышать 5 рабочих  дней с момента раскрытия информации о цене размещения


 

    К числу поправок, стимулирующих проведение IPO в России, относится ограничение  доли акций, которая может быть размещена или обращаться за границей, в том числе посредством размещения депозитарных расписок. Согласно новому положению выбор варианта зарубежного размещения остается за эмитентом, однако доля акций для предложения за рубежом уменьшена с 40 до 35% от общего объема акций данной категории.

    Более того, теперь российские эмитенты могут  разместить за рубежом не более 70% любого дополнительного выпуска акций, а 30% обязаны предложить местному рынку. Осуществить как российскую, так  и «заграничную» часть размещения можно только по открытой подписке, соответственно размещение акций по закрытой подписке в пользу депозитария оказывается невозможным. Структура размещения становится более логичной: депозитарию отводится чисто техническая функция, и он перестает быть квазиакционером. Акционерами же наряду с российскими инвесторами становятся иностранные инвесторы или действующий в их интересах банк-эмитент депозитарных расписок.

    1.3.1.  Основные аспекты  законодательства  США по ценным  бумагам для иностранных  эмитентов 

    Современное законодательство США по ценным бумагам  и рынкам капитала основывается на двух законах:

    1. Закон «О ценных бумагах» 1933 г. (или Закон 1933 г.) — регулирует  деятельность эмитентов, размещение  и продажу ценных бумаг.

    2. Закон «О биржах» 1934 г. (или  Закон 1934 г.) — регулирует деятельность по торговле ценными бумагами и учреждает Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

    Ключевая  идея современного законодательства США  не в том, чтобы контролировать инвестиции или заменить рыночные механизмы надзором со стороны государственных органов, а в том, чтобы установить обязательные стандарты раскрытия информации, необходимой инвесторам для принятия взвешенных решений о купле-продаже ценных бумаг.

    Комиссия  имеет право проводить расследования  возможных правонарушений в этой области, передавать материалы в  суд. Тем не менее она не может  одобрять или отклонять те или  иные ценные бумаги, а также предоставлять  гарантии их ценности. Комиссия не может запретить продажу ценных бумаг, однако в ее власти приостановить торговлю ими по подозрению в незаконных манипуляциях на рынке.

    Регистрация в SECпроходит по закону 1933 г.  То есть требуется регистрация любой  транзакции, влекущей за собой размещение или продажу ценных бумаг, за исключением  случаев, когда данный вид ценных бумаг освобожден от регистрации или же транзакция структурирована с использованием способа, подпадающего под освобождение от регистрации. Для регистрации требуется подать заявление в SEC и предоставить полную и правдивую финансовую информацию и отчетность эмитента. Требования к незарегистрированным транзакциям гораздо мягче, однако если иностранный эмитент хочет провести публичное размещение ценных бумаг среди розничных инвесторов, то ему необходимо зарегистрировать транзакцию.

    По  Закону 1934 г. иностранный частный  эмитент должен зарегистрировать класс ценных бумаг в случае прохождения этим классом листинга на основных национальных биржах — NYSE, АМЕХ или NASDAQ. Если активы иностранного частного эмитента составляют более $10 млн. и количество держателей класса ценных бумаг более 500 (из которых не менее 300 — резиденты США), то эмитент обязан зарегистрировать данный класс ценных бумаг.

 
 

    1.3.2. Изменения европейского  законодательства, регулирующего  первоначальные изменения 

    Первого июля 2005 г. вступила в силу Директива Евросоюза «О проспекте компании», которая играет ключевую роль в создании единого европейского рынка финансовых услуг. Директива определяет единые для всех членов Евросоюза условия листинга на биржах, единые требования к раскрытию финансовой информации и составлению проспекта компании.Компании стран, не входящих в Евросоюз, которые планируют публично разместить свои акции и конвертируемые облигации или пройти листинг на регулируемой бирже, должны выбрать страну — член Евросоюза, в которой зарегистрируют проспект для размещения ценных бумаг и будут периодически раскрывать финансовую информацию.

    После того как эмитент зарегистрировал  проспект и получил листинг в  выбранной стране — члене Евросоюза, он может размещать свои ценные бумаги в любой стране и на любой бирже Евросоюза без повторной регистрации. Более того, компания должна будет соблюдать законодательство по ценным бумагам только выбранной страны — члена Евросоюза, а не тех стран, в которых проводится размещение или торговля.

    Выводы:

    Иными словами, можно констатировать, что  российские и зарубежные нормы, регулирующие оборот акций новой эмиссии, неуклонно  сближаются. Очевидно, что работа по совершенствованию отечественной законодательной базы продолжится и конечным итогом этой работы станет такая схема IPO, которая одновременно обеспечит защиту интересов акционеров и сделает акции компании максимально привлекательными для новых инвесторов.

    Очевидно, что существующая в России законодательная  база не успевает за развитием фондового  рынка. Нужна новая схема, которая  обеспечила бы как защиту интересов  акционеров, реализующих преимущественное право, так и возможность эффективного проведения IPO. В настоящее время в России приоритетными являются вопросы сохранения прав владения на акции (отсюда и длительная процедура продажи, чтобы у пострадавшей стороны была возможность оспорить сделку, а у регулятора — признать ее недействительной). В таком случае преимущественное право приобретения акций, размещаемых по открытой подписке, — важная гарантия защиты прав акционера на сохранение своей доли участия в компании-эмитенте.

 
 

    2. Оценка стоимости компании при IPO

    2.1. Стоимость компаний: основные понятия и виды стоимости

    Согласно  финансовой теории оценки, стоимость  любого актива или бизнес-проекта  равна приведенной стоимости  всех ожидаемых денежных потоков, генерируемых данным активом (проектом). В соответствии с этим подходом считается, что каждый актив имеет свою внутреннюю фундаментальную стоимость, которую можно оценить исходя из таких характеристик денежных потоков, как их величина, темпы роста и степень риска. Таким образом, для оценки стоимости актива необходимо:

    • оценить срок жизни актива;

    • вычислить денежные потоки в период срока жизни актива;

    • определить ставку дисконтирования  для вычисления приведенной стоимости этих денежных потоков. Величина ставки дисконтирования должна соответствовать риску денежного потока, генерируемого активом.

    В некоторых случаях актив может  иметь положительную стоимость, но на начальном этапе генерировать отрицательные денежные потоки (убытки). Для того чтобы актив имел положительную стоимость, ожидаемые денежные потоки должны быть положительными на каком-либо этапе жизни актива в будущем. Однако активы, которые генерируют денежные потоки на более раннем этапе своей жизни, имеют более высокую стоимость, чем активы, генерирующие денежные потоки на более поздних этапах. Последние, тем не менее, могу иметь более высокие темпы роста и размер на поздних этапах — и это отражается на их стоимости.

    При расчете стоимости компаний считается, что публичная компания в отличие  от отдельного актива или проекта  имеет потенциально бесконечный  срок жизни. Поэтому стоимость публичных компаний равна приведенной стоимости бесконечного денежного потока.

    Также следует разделять полную стоимость  бизнеса компании и акционерную стоимость. Стоимость всего бизнеса вычисляется путем дисконтирования ожидаемых денежных потоков для всей фирмы после оплаты всех операционных издержек и налогов, но до выплаты всех долговых обязательств. Эти денежные потоки дисконтируются с помощью средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Это — так называемые остаточные денежные потоки, которые остаются после того, как фирма расплатится по всем затратам, налогам и выплатит все долговые обязательства (как процентные выплаты, так и выплаты тела кредита). Оставшиеся после выплаты долгов денежные потоки дисконтируются со стоимостью акционерного капитала.

    В большинстве случаев полная стоимость  бизнеса больше, чем акционерная  стоимость компании, но бывают ситуации, когда акционерная стоимость  компании выше, чем полная стоимость  бизнеса.

    Для определения акционерной стоимости  используется следующая формула:

    Акционерная стоимость (Equity) = = Стоимость  бизнеса (EnterpriseValue) - Чистый долг + + Наличные денежные средства +/- Миноритарная доля.

    Стоимости бизнеса вычисляется как приведенная  стоимость всех будущих денежных потоков, генерируемых данным бизнесом. При заключении сделки переговоры часто концентрируются на стоимости бизнеса. При этом употребляются термины «стоимость бизнеса» и «стоимость бизнеса без долга».

    Стоимость чистого долга равна стоимости  всех денежных потоков, которые принадлежат кредиторам компании. Величина чистого долга вычисляется или по балансовой (кредиты в банках), или по рыночной стоимости долговых обязательств. Также в стоимость чистого долга включается стоимость привилегированных акций компании.

    Стоимость наличности равна стоимости наличных денежных средств (или их эквивалентов) плюс стоимость высоколиквидных  ценных бумаг, находящихся на балансе  компании.

    В результате акционерная стоимость  компании равна стоимости денежных потоков, которые принадлежат только акционерам компании (владельцам акций и привязанных к акциям финансовых инструментов).

    У публичных компаний она равна  стоимости всех выпущенных обыкновенных акций, а также варрантов, опционов и конвертируемого в акции долга.

    Пример  реального расчета цены акций  исходя из оценки акционерной стоимости компании показан в таблице.

    Расчеты цены акций при проведения IPO на Лондонской Бирже (AIM), нефтяная компания с активами на Камчатке, СЕРInternationalPetroleum, 2006 (цена акций приводится для двух возможных сценариев инвестиционных расходов)

          Сценарий 1     Сценарий 2
    Оценка  акционерной стоимости до проведенияIPO (pre-moneyvaluation)     40 700 000     54 400 000
    Дисконт для непубличных компаний (pre-IPOdiscount)     20%     20%
    Денежные  поступления от исполнения варрантов, $ млн     14 786 348     14 786 348
    Наличные  денежные средства     2 000 000     2 000 000
    Денежные  средства от Корейской национальной нефтяной корпорации     10 000 000     10 000 000
    Стоимость бизнеса (Enterprise value, EV)     59 346 348     70 306 348
     
    Количество  акций     50 903 629     50 903 629
    EV на акцию в долларах     1,17     1,38
    EV на акцию в фунтах стерлингов     0,67     0,79
     
    Новые средства, привлеченные в ходеIPO     £15 000 000     £15 000 000
    Количество  новых акций,

    которые необходимо продать наIPO

    22 515 627     19 006 684
    Количество  акций после проведенияIPO     73 419 256     69 909 313
    Рыночная  капитализация в $ послеIPO     85 596 348     96 556 348
    Рыночная  капитализация в £ послеIPO     48 912 199     55 175 056

Информация о работе IPO как способ повышения экономической эффективности компании