Функции маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:24, реферат

Описание работы

В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведения маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как производители, так и потребители продукции.

Работа содержит 1 файл

Функции маркетинга на предприятии.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Реферат: Функции  маркетинга на предприятии 

 О существление  концепции маркетинга на предприятии  требует создания такой организационной  структуры, которая позволила  бы реализовать эту концепцию.

 В настоящее  время без системы маркетинговых  служб, обеспечивающих проведения маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как производители, так и потребители продукции. 

 Выбор оптимальной  структуры службы маркетинга целесообразно производить, помимо иных факторов, в зависимости от размера предприятия. 

 Подразделения  службы маркетинга тесно связаны  между собой. Каждое из них  решает свои задачи, направленные  в конечном итоге на определение  спроса, удовлетворение требований покупателей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции. 

 Рассмотрим основные  задачи и функции подразделений  службы маркетинга. 

 Задачи отдела  конъюнктуры рынка, спроса и  рекламы продукции. 

 Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга. 

 Исследование  факторов, определяющих структуру  и динамику потребительского  спроса на продукцию предприятия,  конъюнктуры рынка.

 Изучение спроса  на продукцию предприятия и  разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции. 

 Исследование  потребительских свойств выпускаемой  продукции и предъявляемых к  ней требований со стороны  производителей. 

 Ориентация разработчиков  и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции. 

 Организация рекламы  и стимулирование сбыта продукции. 

 Для выполнения  этих задач осуществляются следующие  функции: анализ и прогнозирование  основных конъюнктурообразующих  факторов потенциальных рынков  сбыта выпускаемой предприятием продукции; анализ коммерческих и экономических факторов, включая финансовое положение потенциальных покупателей, реальный платёжеспособный спрос на выпускаемую продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции; изучение объёмов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции, её преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия; наличие новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции; исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей; влияние тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия; подготовка предложений по привлечению сторонних специализированных организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию, рекламы; изучение спроса на выпускаемую продукцию, оценка потребности в разрабатываемой и производимой продукции, данных статистической отчётности и др. Анализ и систематизация полученных данных и подготовка их для обработки на электронно-вычислительной технике; выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объёма продаж; анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление её потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями; разработка стратегии маркетинга с учётом потребностей в данной продукции, ёмкости рынка, меняющегося платёжеспособного спроса, проникновения на новые рынки сбыта, достижений научно-технического прогресса, конкуренции; расчёт ёмкости рынка для продукции предприятия; координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики; сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия; создание информационно-статистического банка данных, включая данные по портфелю заказов на поставку прдукции, её производству, наличию запасов; использование этих данных для ускорения сбыта продукции; определение географического размещения потенциальных потребителей; определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объёме сбыта на данном рынке; исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок; изучение уровня фирменного ремонта и обслуживания и их влияния на сбыт продукции; организация обратной связи с потребителями, изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции, привлечение для этого коммерческих посредников и независимых консультантов.

 Анализ рекламаций  и их влияния на сбыт продукции.  Разработка по результатам изучения  мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению технического уровня и качества продукции; анализ методов рассмотрения и удовлетворения претензий и рекламаций, поступивших от потребителей, и осуществление контроля за их полным удовлетворением в установленные сроки; планирование посещения потребителей работниками службы маркетинга; осуществление непосредственных контактов с потребителями продукции; анализ мотивов определённого отношения потребителей к предлагаемой им продукции; анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции; участие в испытании новой, серийно выпускаемой и конкурирующей продукции; разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий; определение возможных центральных и региональных рекламных агентов и разработка предложений по привлечению их к рекламе продукции предприятия; организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио и т.п.). Организация и подготовка статей и информации для журналов, газет, радио. Подготовка исходных материалов для сценариев рекламных роликов. При современном развитии компьютерных и телекоммуникационных новейших технологий мощным средством рекламы своей продукции и собственно фирмы является Internet, в частности подготовка Web- страниц; обеспечение наружной, световой, электронной рекламы на транспорте, прямой почтовой рассылки (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами); организация участия предприятия в центральных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах. Подготовка необходимых документов и материалов. Организация выставок, выставок-продаж на предприятии; организация в ходе проведения выставок, выставок-продаж, ярмарок конкурсного показа продукции в действии, демонстрация преимуществ товара в работе, диапазона возможностей их использования; организация других мероприятий по формированию потребительского спроса на выпускаемую предприятием продукцию; разработка предложений по формированию фирменного стиля, организации рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов, афиш, экспресс- информации); обеспечение представителей предприятия, направляющихся на выставки, ярмарки, выставки-продажи, рекламными проспектами и другими рекламными материалами; анализ деятельности рекламы, её влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия. Определение эффективности рекламы. Разработка предложений по совершенствованию организации рекламы; методическое руководство дилерской службы в области сбыта, организация и обучение дилеров им их обеспечение всей необходимой документацией и рекламными материалами по сбыту продукции; изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта в стране и за рубежом; изучение и анализ эффективности форм доставки продукции потребителям для каждого вида изделий, выпускаемых предприятием; анализ организации оптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по протяжённости, стоимости и технической оснащённости каналов реализации продукции предприятия. Оценка эффективности работы сбытовой сети; анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого; участие в разработке совместно с техническими отделами инструкций по эксплуатации, руководств по ремонту и другой документации; проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов; формирование новых потребностей с целью расширения рынка и поиска новых форм применения выпускаемой продукции; разработка предложений по созданию принципиально новой продукции; разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкций и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения её потребительских свойств с учётом мнения пользователей и мировых достижений в этой области. Представление предложений в отделы главного конструктора, главного технолога, другие технологические службы.

 Участие совместно  с ними в определении параметров  новых модернизированных товаров и технологий; участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции; выявление возможного экономического эффекта у потребителей и суммы прибыли предприятия от продажи новой и выпускаемой продукции; подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству исходя из результатов изучения рынка и спроса на конкретные виды продукции; разработка предложений по изучению технических условий и эстетического вида упаковки. 

 Задачи отдела  сбыта. 

 Своевременная  подготовка и заключение договоров  на поставку готовой продукции. 

 Обеспечение выполнение  планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами. 

 Контроль за  поставкой продукции структурными  единицами. 

 Обеспечение правильного  учёта приёмки и отчётности  по отгрузке продукции. 

 Функции отдела  сбыта: обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции; подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции; участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в установленные сроки по номенклатуре; составление годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с заключенными договорами; увязка планов запуска в производство и поставки продукции с производственными службами и цехами предприятия с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана поставок и принятие мер по выполнению цехами задолженности по поставке продукции; участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции; участие в изучении спроса на выпускаемую продукцию; участие в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям; проведение мероприятий по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции; организация оптовой торговли продукцией; организация правильного хранения готовой продукции, её рассортировки, комплектации, консервации, упаковки, и отправки потребителям; планирование и организация отгрузки готовой продукции; подготовка данных об общем количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключёнными договорами; регулирование взаимоотношений с потребителями, ведение переписки и приём покупателей по вопросам поставки продукции и расчётов с ними; осуществление учёта и контроля за выполнением планов поставки по номенклатуре в разрезе заключённых договоров; составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций сбыта; участие в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций на отгруженную готовую продукцию; составление заявок на подачу железнодорожного состава, контейнеров и автотранспорта на месяц, квартал, год; правильное применение нормативных актов по поставкам продукции; составление оперативной и статистической отчётности о выполнении поставок по госзаказам, договорных обязательств и своевременное их представление с объяснительной запиской. 

 Задачи отдела  технического обслуживания выпускаемой  продукции. 

 Фирменное обслуживание выпускаемой продукции. 

 Организация опорных  баз по эксплуатации и ремонту  выпускаемой продукции. 

 Организация работ  по досборке, регулировке, обкатке,  предпродажному сервису и поставке  потребителям продукции в собранном  виде. 

 Организация работ по внедрению прогрессивных технологий ремонта и восстановления узлов и деталей. 

 Расчёт потребности  резервного фонда запасных частей, его создание и восполнение. 

 Организация информационного  обеспечения по внедрению и  использованию новой техники. 

 Функции: организация  и руководство работой опорных  баз и опорных пунктов по  гарантийному обслуживанию продукции;  организация на местах технической  помощи в гарантийном обслуживании  и ремонте техники, вышедшей  из строя в гарантийный период. Организация командировок бригад для ремонта техники, оснащение их необходимыми для ремонта материалами; сбор первичных сведений об отказах, нейсправностях и недостатках в эксплуатации выпускаемой продукции. Участие в рассмотрении рекламаций. 

 Рассмотрение  претензий по поводу качества выпускаемой продукции и их удовлетворение; разработка предложении по совершенствованию гарантийного обслуживания и гарантийного ремонта совместно с другими подразделениями, а также мероприятий по повышению качества и надежности выпускаемой продукции; организация работ по обслуживанию техники в гарантийный период эксплуатации и оперативной поставке спеццентрам, опорным базам необходимого резервного фонда запасных частей; организация и участие в проведении испытании отремонтированной техники; организация работ по диагностированию отказов выпускаемой техники и проведению на предприятии технической экспертизы деталей и узлов, доставляемых с места эксплуатации, с привлечением технических служб предприятия, а также предприятий, поставляющих комплектующие изделия; анализ и подготовка отчетных данных о причинах отказов техники; контроль расхода и учет наличия запасных частей в резервном фонде и на опорных пунктах согласно установленным нормативам; разработка предложении по технически обоснованному планированию и выпуску запасных частей, участие в разработке и согласовании номенклатуры запасных частей, изготовляемых предприятием; предъявление претензий потребителям в случае нарушения ими правил эксплуатации и обслуживания купленной продукции; участие в анализе эффективности мероприятий, реализованных предприятиями-изготовителями и конструкторскими организациями по повышению качества и надежности продукции; обучение покупателей правилам эксплуатации выпускаемой продукции, обобщение опыта по ее эксплуатации, транспортировке и хранению; оперативный учет и выявление дефицита запасных частей для гарантийного обслуживания. Обеспечение своевременной отправки запасных частей в опорные пункты. 

 Задачи бюро  прогнозирования и планирования  маркетинга. 

 Разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспобного спроса, перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой к постановке на производство, и цен. 

 Разработка стратегии  маркетинга. 

 Выработка рекомендаций  по формированию производственных  мощностей и плана производства. 

 Функции: изучение  потребностей покупателей; своевременное  определение того, насколько учтены  в продукции требования потребителей  к ее надежности и качеству, уровню цен, условиям поставки, организации послепродажного технического обслуживания, другие требования; изучение данных о запасах, а также о поступлении и портфеле заказов на продукцию и разработка на основе этого прогноза производственных мощностей; выявление основных тенденций развития производства (технического уровня, технологии, длительности цикла изготовления, структуры издержек производства и др.) и анализ спроса на основе изучения внутреннего потребления, экспорта и импорта; определение масштабов и условий применения машин и оборудования в отраслях-потребителях; изучение сведений о ценах на различные виды продукции. Прогнозирование изменений различных слагаемых издержек производства (расходов на материалы, комплектующие изделия, энергию, рабочую силу), соотношение между спросом и предложением и на этой основе прогнозирование цен на данную продукцию; изучение иностранных организаций и фирм; подбор и систематизация в специальных фирменных досье материалов, освещающих деятельность фирм- конкурентов, партнеров и фирм-посредников по профилю предприятия; составление на предстоящий период балансов спроса и предложения; разработка на основе анализа системы факторов формирования конъюнктуры рынка прогнозов по конъюнктуре и емкости рынка, платежеспособному спросу, производству, экспорту и импорту продукции; систематическое наблюдение за рынком и корректировка прогнозов в соответствии с происходящими изменениями; разработка и представление руководству предприятия предложений по созданию принципиально новой продукции, предназначенной для удовлетворения требований новых сегментов рынка, и др.; определение совместно с отделом главного конструктора технических характеристик и экономических показателей новой продукции; определение совместно с отделом главного конструктора, главного технолога, планово-экономическим и отделом организации труда и заработной платы прогнозируемой трудоемкости, себестоимости и цены новых изделий, а также возможного экономического эффекта у потребителя и предполагаемой прибыли предприятия от продажи; участие в проведении испытаний новой продукции. Определение конкурентоспособности новой продукции, выработка рекомендаций по повышению технического уровня и качества; разработка стратегии маркетинга на основе анализа платежеспособного спроса, ёмкости и конъюнктуры рынка, прогноза технического уровня, качества продукции и её конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках; разработка и представление предложений по формированию мощностей по производству каждого изделия и рекомендаций отделу сбыта по проведению договорной компании; участие и разработка планов производства, технологической подготовки производства, технического перевооружения, других планов; анализ эффективности фирменного обслуживания, организации сбыта, рекламы и разработка предложений по их совершенствованию; анализ объёмов производства и реализации продукции, организации сбыта, рекламы и фирменного обслуживания на аналогичных предприятиях в стране и за рубежом и разработка предложений по использованию передового опыта; участие в определении целей, методов и эффективности рекламы; анализ проведения договорной компании и организации сбыта продукции и разработка предложений по их совершенствованию. 

Информация о работе Функции маркетинга на предприятии