Формирование товарного ассортимента

Автор: Jylchik Jylchik777, 11 Июня 2010 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Формирование товарного ассортимента – одно из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В этом вопросе маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит прибыль компании.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента
Сущность и основные понятия товарного ассортимента предприятия
Ассортиментная политика как процесс формирования ассортимента товаров
Формирование и управление ассортиментом
1.3.1 Планирование товарного ассортимента как средство конкурентной борьбы
1.3.2 Решение о ширине товарного ассортимента
1.3.3 Ассортиментная концепция
2. Анализ формирования товарного ассортимента на ОАО ХК «Мебель Черноземья»
2.1 Общая характеристика предприятия
Товарный ассортимент ХК «Мебель Черноземья»
Факторы, влияющие на формирование ассортимента ОАО ХК «Мебель Черноземья»
3. Рекомендации по повышению эффективности формирования товарного ассортимента на ОАО ХК «Мебель Черноземья»
3.1 Система управления ассортиментом на принципе маркетинга
3.2 Стимулирование сбыта
3.3 Программные продукты, используемые на ОАО ХК «Мебель Черноземья»
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курс по маркетингу.doc

— 432.50 Кб (Скачать)

Замечания руководителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  
 

    Замечания руководителя

    Введение 

    1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента 

    1. Сущность и основные понятия товарного ассортимента предприятия
    2. Ассортиментная политика как процесс формирования ассортимента товаров
    3. Формирование и управление ассортиментом

              1.3.1   Планирование товарного ассортимента как средство     конкурентной борьбы

                 1.3.2   Решение о ширине товарного ассортимента 

                 1.3.3   Ассортиментная концепция

2. Анализ формирования товарного ассортимента  на ОАО ХК «Мебель Черноземья»

    2.1   Общая характеристика предприятия  

  1. Товарный ассортимент ХК «Мебель Черноземья»
    1.    Факторы, влияющие на формирование ассортимента ОАО ХК «Мебель Черноземья»

3. Рекомендации по повышению эффективности формирования товарного ассортимента  на ОАО ХК «Мебель Черноземья»

    3.1     Система управления ассортиментом на принципе маркетинга

    3.2     Стимулирование сбыта

3.3 Программные продукты, используемые на ОАО ХК «Мебель Черноземья»

    Заключение

    Список  литературы

    Приложения  
 
 

Введение  

На сегодняшний  день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них  занимается каким – либо видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п.

      Потребитель предъявляет всё новые, более  изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

      Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

    Формирование  товарного ассортимента – одно из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В этом вопросе маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит прибыль компании.

    В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как  система управления производственно – сбытовой деятельностью предприятия, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Именно здесь нужна товарная политика, так как она является фундаментом всей маркетинговой деятельности. Все остальные функции: установление цен на товар, выбор канала распределения и товародвижения, выбор стратегии коммуникации и стимулирования, реклама и пропаганда при своей реализации опираются непосредственно на структуру ассортимента и управление им.

    Формирование  товарного ассортимента имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление товарной политикой и условиями формирования ассортимента позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.

      Управление ассортиментом продукции  связано с инновацией. Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для новаторства, продвижению научно – технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.

    Основной  целью рассмотрения темы данной курсовой работы является: изучение теоретических основ и практического опыта формирования товарного ассортимента на предприятии, а также разработка рекомендаций по усовершенствованию ОАО ХК «Мебель Черноземья».

    Задачи, стоящие в данной курсовой работе:

    • Изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятия;
    • Изучить на практике деятельность ОАО ХК «Мебель Черноземья»;
    • Дать рекомендации к деятельности рассматриваемого предприятия. 

    Объектом  исследования является ОАО ХК «Мебель  Черноземья».

    Предметом исследования – товарная политика и формирование товарного ассортимента ОАО ХК «Мебель Черноземья». 
 
 

  1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента

      1.1 Сущность и основные понятия товарного ассортимента предприятия

      Итак, товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

    Для начала следует рассмотреть основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся:

  • Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.
  • Насыщенность (полнота). Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.
  • Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
  • Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.
  • Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.
  • Устойчивость. Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.
  • Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

    По  местонахождению  различают:

    1. промышленный ассортимент товаров – это номенклатура продукции, производимая на конкретном предприятии или, в целом, в промышленности;
    2. торговый ассортимент товаров – это номенклатура продукции, которая находится в сфере обращения на предприятии розничной или оптовой торговли.[1]
 
    
    1. Ассортиментная  политика как процесс формирования ассортимента товаров

      Формирование ассортимента — это деятельность по составлению набора товара, позволяющего удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определённых руководством организации. [2]

    При формировании ассортимента проводится целый комплекс мероприятий:

  • определяются текущие и перспективные потребности покупателей, анализируются их поведение и способы использования продукции;
  • проводится тщательная оценка аналогичной продукции конкурентов;
  • проводится критический анализ выпускаемых предприятием изделий;
  • принимаются решения о включении и исключении из ассортимента конкретной продукции, о диверсификации производства;
  • изучается возможность и принимается решение о создании новой продукции, усовершенствовании выпускаемой продукции;
  • проводятся испытания и тестирование продукции на рынке;
  • разрабатываются специальные рекомендации для производственных подразделений предприятия относительно качества, упаковки, сервиса, цены и т.д.;
  • оценивается и пересматривается весь ассортимент.

     
        При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса.

    Ассортиментная  политика (АСП) – это процесс формирования ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при котором за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов рынка, а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками. [17]

      Ассортиментная политика выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: [2]

    • разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей);
    • уровень и частота обновления ассортимента;
    • сокращение и расширение АСП;
    • совершенствование и гармонизация;
    • уровень и соотношения цен на товары данного вида.

      Цель   ассортиментной политики — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

    АСП может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимизации структуры ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

     Чтобы лучше понять проблемы, встающие в процессе выработки АСП, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента продукции компании.

              I. Общие факторы, определяющие АСП:

    1. Спрос, отсутствие спроса всегда вызывает тревогу у руководства и может явиться причиной расширения товарного ассортимента для компенсации определенных потерь;

    2. Рентабельность.

              II. Специфические факторы, определяющие АСП:

    а) для промышленного 

    1. Сырьё и материально - техническая база производства

    2. Достижения НТП, который постоянно набирает темпы, и представляет собой основную движущую силу, под действием которой происходит изменение структуры товарного ассортимента компании.

    б) для торгового 

    1. Производственные возможности изготовителей

    2. Специализация (класс и тип) торговой организации

Информация о работе Формирование товарного ассортимента