Формирование маркетинговых решений в области ценообразования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - формирование маркетинговых решений в области ценообразования предприятия.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
- анализ обоснованности уровня и структуры цен предприятия;
- оценка соответствия ценовой стратегии финансовым целям предприятия;
- сегментный анализ рынка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………4
Анализ обоснованности уровня и структуры цен…………….…………4
Оценка соответствия ценовой стратегии финансовым целям предприятия…………………………………………………………….…..9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ ОАО «ТЮМЕНЬ ЭНЕРГО»……………………………...………14
2.1. Сегментный анализ рынка…………………………………………...……..14
2.2. Анализ конкуренции…………………………………………………..……25
2.3. Оценка влияния государственного регулирования в области ценообразования…………………………………………..……………………..27
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……………………42

Работа содержит 1 файл

Тюмень энерго (1).doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Риск изменения процентных ставок 

Риски изменения процентных ставок оказывают влияние на финансово-хозяйственную  деятельность компании, поскольку в рамках реализации своей инвестиционной и операционной деятельности ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет привлечение заемных ресурсов. Благодаря продолжающимся положительным тенденциям в развитии российской экономики, стабилизации банковской ликвидности и повышению кредитной активности банковского сектора, ОАО «Тюменьэнерго» продолжило работу по оптимизации процентных ставок по действующим кредитным договорам в соответствии с рыночными условиями. Снижение процентных ставок и сокращение кредитного портфеля являются благоприятными 
факторами и снижают влияние риска изменения процентных ставок на финансово-хозяйственную деятельность. Учитывая устойчивое финансовое состояние влияние процентного риска на современном этапе оценивается как несущественное.

Управление данным видом  риска для компании состоит в постоянном мониторинге рынка заемного капитала и целесообразном использовании экономически обоснованных источников заемных средств с точки зрения процентной ставки и сроков. 

В числе предполагаемых действий на случай отрицательного влияния  изменения процентных ставок на его деятельность могут быть выделены: 

- оптимизация портфеля  заимствований с учетом изменившихся  рыночных условий; 

- мониторинг рынка  кредитных ресурсов с целью  выявления более выгодных условий  кредитования; 

- увеличение доли инструментов  с фиксированной ставкой на  уровне, приемлемом для компании;

- возможное расширение  круга банков-партеров. 

Инфляционный риск. 

Изменение индекса потребительских  цен оказывает определенное влияние  на уровень рентабельности компании, и, как следствие, на финансовое состояние и возможность выполнения обязательств по облигационному займу, однако это влияние не является фактором прямой зависимости. 

ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и получает все доходы в рублях, в связи с этим в  условиях инфляции Общество неминуемо сталкивается с обесценением реальной стоимости ожидаемых доходов.

 

Рис.1. Структура выручки 4кв. 2012 г. по видам деятельности

 

 

Рис.2. Динамика доходов (тыс. руб.)

 

В России, начиная с 2009г., наблюдается  снижении темпов инфляции. По состоянию на конец первого полугодия 2010 г. инфляция составила 4,5% (для сравнения по итогам I полугодия 2009г. – 7,6%). Учитывая отрицательную динамику инфляции и прогнозы официальных лиц Российской Федерации по годовому уровню инфляции по 2010г., влияние инфляционных факторов в  перспективе оценивается Эмитентом как незначительное. Однако, стоит отметить, что полностью гарантировать отсутствие влияния инфляционных рисков на финансово-хозяйственную деятельность Эмитента невозможно. 

Менеджментом ОАО «Тюменьэнерго» инфляционные процессы учитываются и прогнозируются при планировании деятельности, при этом принимаются во внимание доступные статистические данные об уровне и темпах инфляции, а также позиция Правительства РФ. Соответственно, риски Общества, связанные с инфляцией являются управляемыми.

В целом отрицательное влияние  инфляции на финансово-экономическую  деятельность ОАО «Тюменьэнерго» может  быть выражено следующими рисками: 

- риск потерь, связанных с потерями  в реальной стоимости дебиторской  задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа; 

- риск увеличения процентов  к уплате по заемным средствам; 

- риск увеличения себестоимости  товаров, продукции, работ, услуг  из-за индексации тарифов на  покупную электроэнергию, заработной  платы и т.п. 

В качестве мероприятий, направленных на снижение влияния инфляционного  риска на финансово-хозяйственную  деятельность можно выделить: 

- работа по утверждению экономически  обоснованных тарифов в пределах  государственных ограничений; 

- оптимизация затрат посредством разработки и реализации программы управления издержками. 

Также в случае неблагоприятного изменения  общих показателей инфляции предприятие  планирует оптимизировать управление дебиторской задолженностью и затратами, а также уделить особое внимание повышению оборачиваемости оборотных активов.  

В настоящее время  на территории Тюменского региона, кроме  ОАО «Тюменьэнерго» (являющейся крупнейшей распределительной территориальной сетевой компанией организацией и единственной распределительной сетевой компанией на территории 3-х субъектов - Тюменской области, Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, Ямало – Ненецкого автономного округа), работает около 80-ти смежных сетевых организаций, осуществляющих передачу электроэнергии и оказывающих услуги технологического присоединения в пределах границ муниципальных образований или для собственных нужд промышленных предприятий. Их доля на рынке услуг по передаче электроэнергии до конечного потребителя составляет около 15% от общего объема передаваемой в регионе энергии. 

Эти сетевые организации, в большинстве своем, не имеют  прямого доступа к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), оказывают услуги по передаче электрической энергии в основном на уровне низкого и среднего напряжения (0,22 – 10 кВ) и присоединены к электрической сети ОАО «Тюменьэнерго», как имеющей более высокий уровень напряжения. Основной объем электрической энергии, передаваемой по сети ОАО «Тюменьэнерго», приходится на уровень высокого напряжения (110 кВ) – 97%. 

Наличие действующих  в настоящее время смежных  сетевых организаций не создает  значительных рисков для деятельности ОАО «Тюменьэнерго», так как объемы электроэнергии, передаваемые по их сетям, смежные сетевые организации получают из электрической сети ОАО «Тюменьэнерго». Существенных изменений доли рынка, контролируемой ОАО «Тюменьэнерго», не предвидится. При существующем положении конкуренция между сетевыми компаниями в Тюменском регионе практически отсутствует. 

В то же время, ОАО «Тюменьэнерго» осуществляет свою деятельность в рамках развивающегося рынка энергетических услуг и вероятность конкуренции  в дальнейшем существует. Поэтому  расширение сетевого хозяйства ОАО  «Тюменьэнерго» является приоритетным направлением деятельности компании, в том числе и за счет развития и совершенствования процесса технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрической сети ОАО «Тюменьэнерго».

ОАО «Тюменьэнерго» единственная межрегиональная распределительная  сетевая компания в Тюменской  области, ХМАО и ЯНАО. В области  существуют сетевые компании выделившиеся из предприятий ОПП и МУП способные  осуществлять передачу электроэнергии в пределах границ муниципальных образований или для собственных нужд промышленных предприятий. При анализе доли рынка необходимо учитывать, что около 90% электроэнергии, переданной сетевыми предприятиями, получено из сетей ОАО «Тюменьэнерго».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ конкуренции

 

 

ОАО «Тюменьэнерго»  является монополистом.

В случае монополии на рынке представлена всего одна фирма,

продающая конкретный товар  или услугу, что позволяет ей выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса. Монополистическую фирму отличают следующие черты: она единственный продавец; нет близких заменителей данного монопольного товара; существуют барьеры для выхода на данный рынок. Благодаря уникальности своего товара или услуги или условий функционирования, фирма-монополист способна контролировать рынок и проводить свою маркетинговую стратегию.

         Роль силы, сдерживающей монополию, в этом случае выполняет государство, контролируя деятельность монополистов. В Российской Федерации существует антимонопольный комитет и антимонопольное законодательство.

  • Для обеспечения конкурентоспособности услуг ОАО «Тюменьэнерго» применяет:  
    Современные методы управления на базе требований международного стандарта ISO 9001:2008, с основными приоритетами: 

-Удовлетворенность потребителей. 

- Взаимовыгодные отношения с работниками.  
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.  
-  Взаимовыгодные отношения с государственными организациями.  
-   Постоянные улучшения, направленные на повышение производительности, эффективности, качества и надежности.  

Информация об основных существующих и предполагаемых конкурентах эмитента по основным видам деятельности:

Ситуация в сегменте сетевых организаций отрасли  электроэнергетики определяется следующими характеристиками. 

В настоящее время  существует три уровня сетевых компаний, которые сформировались по технологическому и административно-территориальному признакам:  
1 уровень. Федеральная сетевая компания, в собственности которой находятся магистральные электрические сети 220 кВ и выше. Данная компания осуществляет свою деятельность на территории всей Российской Федерации, имея филиалы, охватывающие все регионы РФ.  
2 уровень. Региональные распределительные сетевые компании, сформировавшиеся после реформирования АО-энерго. Данные организации имеют в собственности сети напряжением 110-0,4 кВ и оказывают услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению на территории субъекта (-ов) Российской Федерации, в котором (-ых) они расположены.  
3 уровень. Местные сетевые организации, которые имеют в своей собственности преимущественно сети 0,22-35 кВ. Данные организации образовались в большинстве случаев на базе оптовых предприятий-перепродавцов, созданных как муниципальные предприятия и обслуживавших потребителей одного муниципального образования и собственных электросетевых хозяйств крупных промышленных предприятий. В настоящее время, в результате процессов реформирования произошло объединение части данных предприятий, в результате при этом, часть работающих в настоящее время местных сетевых организаций обслуживают потребителей нескольких муниципальных образований, а некоторые и потребителей, находящихся на территории всего субъекта Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

2.3. Оценка влияния  государственного регулирования  в области ценообразования

 

 

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

Государственное регулирование  цен – объективная необходимость  в современных условиях, поскольку:

  • непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,
  • выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,
  • от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,
  • с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла.

Государственное регулирование  цен в определенной степени осуществлялось при рабовладельческом строе. Государство, в частности, регулировало цены на хлеб, рыбу, некоторые другие продукты. В период первоначального накопления капитала развитие рынка обусловило рост роли государства в управлении экономикой.

Государство вводило  высокие пошлины для защиты внутреннего  рынка от иностранных товаров  и предотвращения оттока денег за границу, проводило политику активного  торгового баланса и завоевания внешних рынков, регулировало в законодательном  порядке нормы ссудного процента и налогообложения и т.п., что влияло на уровень цен. Государственное регулирование цен осуществлялось также через механизм бюджетного, налогового и финансового регулирования. Практика доказала необходимость вмешательства государства в процесс ценообразования не только в условиях деформированной экономики, но и в странах с развитой экономикой. В этих странах государство регулирует цены на более чем 40% созданной продукции.

Механизм государственного регулирования цен состоит из:

  • определения задач и целей,
  • изучения спроса на товар,
  • оценки средних издержек производства,
  • анализа поведения различных противодействующих сторон,
  • выбора метода ценообразования,
  • окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).

Можно  выделить  следующие  формы  прямого  вмешательства  государства  в процесс ценообразования.

   1. Общее  замораживание  цен  (оно   применяется  при  чрезвычайно   сильном инфляционном развитии  экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

   2. Установление  фиксированных цен и тарифов.  Фиксированные цены с  твердо  установленной величиной  формируются   по  решению  соответствующих   органов власти и управления  и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от  форм  собственности)  и гражданам, зарегистрированным в качестве  индивидуальных  предпринимателей, нормативной   прибыли.   Субъекты   ценообразования   в   случае   введения фиксированных  цен  обязаны  реализовать  свою  продукцию  по   ценам,   не превышающим фиксированной цены.

Информация о работе Формирование маркетинговых решений в области ценообразования предприятия