Формирование корпоративного духа и организационной культуры в фирме

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение практического и теоретического материала, выяснение места и роли организационной культуры в менеджменте, а также основных методов формирования и развития корпоративной культуры организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования организационной культуры и корпоративного духа……………………………………………………………...5
1.1.Общее понятие и сущность организационной культуры…………………..5
1.2 Методы формирования и поддержания корпоративной культуры в организации………………………………………………………………………11
2. Опыт формирования и поддержания корпоративной культуры на примере компании Adidas………………………………………………………………...18
2.1 Современное состояние компании Adidas…………………………………18
2.2 Анализ инструментов поддержания корпоративной культуры в компании Adidas……………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Формирование корпоративного духа и организационной культуры в фирме.docx

— 65.02 Кб (Скачать)

     В рыночной культуре лидер это - боец — агрессивный и решительный. Личность, активно преследующая решение  задач и достижение целей, получающая заряд энергии в конкурентных ситуациях. Достижение победы — доминантная  цель, фокус внимания — на внешних  конкурентах и позиции на рынке. Возможен и тип постановщика. Ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов упорным трудом. В основании его влияния лежит настойчивая и разумная аргументация в пользу доведения дела до конца. Активно поощряется продуктивность.

     Корпоративная культура включает в себя:

    • Объединяющие и отделяющие нормы - то, что общее у членов данного коллектива, по ним легко отличать «своих» от «чужих».
    • Ориентирующие и направляющие нормы - то, что определяет функционирование коллектива, отношение к «своим», «чужим», равным, нижестоящим и вышестоящим, ценности, потребности, цели и способы их достижения, комплексы необходимых для существования в данном коллективе знаний, умений, навыков, типичные для данного коллектива способы воздействия на людей и т.д.

     Культура  организации может сознательно  создаваться ее ведущими членами  или она формируется произвольно  с течением времени под влиянием различных внутренних и внешних  факторов. Идея организационной культуры носит достаточно абстрактный характер, однако, как воздух в комнате, она окружает все и влияет на все, что происходит в организации [5].

     Значение  корпоративной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств.

     Во-первых, она придает сотрудникам организационную  идентичность, определяет внутригрупповое  представление о компании, являясь  важным источником стабильности и преемственности  в организации. Это создает у  сотрудников ощущение надежности самой  организации и своего положения  в ней, способствует формированию чувства  социальной защищенности.

     Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя  в них все наиболее важное и  существенное.

     В-третьих, внутриорганизационная культура, более  чем что-либо другое, стимулирует  самосознание и высокую ответственность  работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и  награждая таких людей, организационная  культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).

        Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру.  

1.2 Методы формирования и поддержания корпоративной культуры в организации 

     На  процесс формирования организационной  культуры, ее поддержание и изменение  влияют факторы внешнего и внутреннего  происхождения.

     На  каждой стадии развития организации  управленческая культура ее лидера (ценности и стиль, его личная вера) может  во многом определять культуру компании. Влияние лидера или основателя компании на формирование культуры проявляется  в большой степени, если он является сильной личностью, а организация  только создается.

     Формирование  корпоративной (организационной) культуры связано  с внешним для  организации окружением:

  • деловая среда в целом и в отрасли в частности;
  • образцы национальной культуры.

     Принятие  организацией какой-либо культуры обычно связано со спецификой отрасли, в  которой она работает, со скоростью  технологических изменений, с особенностями  потребителей, рынка и т.п. Известно, что корпорациям отраслей «высокой технологии» свойственно наличие  культуры, которая содержит «инновационные»  ценности и веру «в изменения». Но и  эта особенность может по-разному  проявляться в компаниях одной  и той же отрасли исходя из особенностей национальной культуры, в границах которой функционирует та или  иная компания.

     Формирование  корпоративной культуры, обычно исходит  от руководства организации (формальных лидеров), реже от неформальных. Очень важно, чтобы менеджер, желающий сформировать корпоративную культуру, сформулировал лично для себя основные ценности своей компании или своего подразделения.

     Формирование  корпоративной культуры - долговременный и сложный процесс. Основными шагами такого процесса должны быть:

    • определение основных базовых ценностей;
    • определение миссии организации.

     А уже стандарты поведения членов организации, традиции и символика, формируются исходя из базовых ценностей  организации. Следовательно, формирование корпоративной (организационной) культуры распадается на несколько этапов:

  • определение миссии организации, базовых ценностей;
  • формулирование стандартов поведения членов организации;
  • формирование традиций организации;
  • разработка символики.

     Все эти этапы описывают обязательную текущую деятельность организации  по формированию корпоративной культуры. Но есть эффективные методы, которые  необходимо особо часто использовать для формирования корпоративной  культуры, и, среди них выделяют:

    1. Тренинг – моделирование ролей, обучение и тренировка, набор определенных техник групповой работы.
    2. Team-building (командообразование) – важный метод формирования корпоративной культуры и идеологии компании.

     Тренинг – один из способов помогающий генерировать новые идеи, разрабатывать и внедрять успешные технологии, а также «выращивать» высокопрофессиональных сотрудников.

     Именно  тренинги позволяют их участникам получить нужные знания от преподавателя, а также  обменяться собственным опытом. Чаще всего интуитивно люди находят результативные и творческие приемы и технологии, о которых тренер даже и не думал.

     Как и любая новая деятельность, обучение требует определенного настроя, включенности и интеллектуальных усилий. Снимает или значительно уменьшает  естественное сопротивление обучению именно тренинговая работа.

     От  традиционного семинара или лекционного  занятия бизнес-тренинг отличается активностью участников обучения. И  основной акцент уже ставится не на освоении теоретической базы, а на получении практических навыков, необходимых  в повседневной работе. Определенные упражнения моделируют реальные ситуации, и это позволяет слушателям обсудить общие эффективные приемы, и, кроме  того, попробовать их в форме деловой  игры, методических заданий, ролевых  упражнений. Тренинг хорош и как специфическая основа для поиска новых идей и принятия нетрадиционных решений.

     Весьма  популярны среди зарубежных и  отечественных компаний программы  «team-building» (программы по формированию команды). Формирование объединенной, сплоченной общими целями команды, где есть четное разделение функций и ответственности, где учитываются интересы всех участников совместной работы, связано с большими трудностями в современном мире управленцев.

     Когда же группа становится командой? Тогда, когда возникает синергетический эффект, или эффект системности. Это означает, что у команды появляются свойства, которые не получить простым сложением свойств ее участников. Например, используя знания всех своих участников, команда может создать качественно новое знание, чего простым суммированием не получить. От вложения средств в мероприятия под названием «командообразование» компания получает:

    • чувство гордости сотрудников за принадлежность к компании;
    • улучшение и укрепление взаимосвязей в коллективе;
    • эмоциональный подъем в работе персонала;
    • стимулы для активной работы в рамках компании;
    • ощущение сопричастности к общей цели от каждого сотрудника.

     И, конечно же, повышение эффективной  групповой работы коллектива, как  результат всего вышеперечисленного.

     Кроме того, методом формирования корпоративной  культуры организации может служить  принятие кодекса корпоративного поведения, этического кодекса. Они будут служить  ориентиром в деятельности руководства  компании и каждого отдельного ее сотрудника, что, несомненно, будет  оказывать первостепенное значение для формирования эффективной организационной  культуры.

     К методам формирования корпоративной  культуры специалисты в этой области  относят также следующие:

  • Принятие в компании документов (миссия, цели, правила и принципы организации), с помощью которых определяется отношение организации к своим сотрудникам и обществу.
  • Система поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений. Культура в организации может проявляться через систему наград и привилегий.
  • Мифы, легенды, истории и обряды, связанные с возникновением организации, или ее основателями, выдающимися деятелями.
  • Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.
  • Поведенческие нормы, стиль и способ общения руководства с подчиненными.
  • Какие функции, задачи, показатели и т.д. являются предметом постоянного внимания менеджмента. То, на что менеджер обращает внимание и что он комментирует, очень важно для формирования организационной культуры.

     Это далеко не полный перечень факторов, формирующих организационную культуру, однако он дает общее представление о роли менеджмента в ее создании, а также о том, что культура организации — функция целенаправленных управленческих действий высшего руководства.

     Существуют  также и методы поддержания корпоративной  культуры. Следует отметить, что  они не сводятся только к найму  нужных и увольнению ненужных людей. Таковыми методами принято считать  следующие:

  1. Усиление существующей мотивации персонала, борьба с тем, что работать просто надоело;
  2. Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них;
  3. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы;
  4. Критерии определения вознаграждений и статусов; Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий;
  5. Эффективная кадровая политика, включающая весь цикл работы с персоналом: принятие на работу, продвижение и увольнение работников является одним из основных способов поддержания культуры в организации;
  6. Поддержка и ограничение инициатив;
  7. Раскрытие способностей сотрудников, нахождение путей самореализации;
  8. Моделирование ролей, обучение и тренировка (тренинг). Используется для диагностики проблем подразделения или организации в целом;
  9. Создание теплой творческой деловой атмосферы;
  10. Адаптация новых сотрудников к корпоративной культуре организации;
  11. Выбор конкретного стиля (в какой одежде лучше ходить и т.д.).
  12. Организационные символы и обрядность.
  13. Методы изменения корпоративной культуры. Следует отметить, что изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот.

     Корпоративная культура организации не только формируется, поддерживается, но и передается работникам. Пожалуй, самыми эффективными способами  передачи корпоративной культуры являются информация, традиции, символы и  язык.

     Информация  позволяет соизмерять прошлое с  настоящим, обеспечивает объяснение текущей  практической деятельности организации. Она содержит описание событий, связанных  с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления.

Информация о работе Формирование корпоративного духа и организационной культуры в фирме