Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Ценовая стратегия на относительно длительный период служит основой принятия решений в отношении цены продажи в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые установки и рассчитанная на длительный срок линия ценового поведения позволяют определить объемы прибыли и рыночную долю в прогнозируемом периоде, обеспечивают известный резерв финансовых ресурсов и времени для эффективного использования маркетингового инструментария для прицельного воздействия на рыночную ситуацию.

Работа содержит 1 файл

проблема определения оптимальной цены).doc

— 223.50 Кб (Скачать)
 

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          

                                          ВВЕДЕНИЕ

 
     Оптимальная цена- цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара, услуги.

      Ценовая  стратегия на относительно длительный период  служит  основой  принятия решений в отношении цены продажи  в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые установки  и рассчитанная на длительный срок  линия  ценового поведения позволяют  определить объемы  прибыли и рыночную  долю  в прогнозируемом  периоде, обеспечивают  известный резерв  финансовых ресурсов  и времени для эффективного использования  маркетингового  инструментария для прицельного воздействия на рыночную ситуацию.

      Обоснованная  и квалифицированно реализуемая  политика определения оптимальной цены не только значительно улучшает  общий менеджмент на предприятии и качество принимаемых управленческих решений, но также сокращают  сферу сопряженной с такими решениями коммерческой и социальной угрозы. Доброкачественно функционирующая система маркетинга, включая  подсистему цен и определения оптимальной цены, противостоит  неоправданному рыночному риску любых предпринимательских структур, которые хотели бы  жить на этом рынке долго.

      Цены  и определение оптимальной цены являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Существует две основные теории  цены.  По мнению сторонников одной теории, цена товара  выражает  его стоимость. Сторонники другой теории считают, что  цена товара  представляет собой сумму  денег, которую покупатель готов  заплатить  за товар определенной полезности. Отсюда  цена -  денежное выражение стоимости товара.

      В отличие от цены, определение оптимальной цены представляет  собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном  две системы ценообразования: 1)централизованное, которое предлагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.1

      Чем же  определяется  размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической  теории, который до сих пор  вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

      Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная  теории цены, яркими  представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно  они заложили  основы  стоимостной теории цены, согласно  которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого  для его производства. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Порядок определения оптимальной цены
Рыночной  экономике свойственно свободное  установление равновесных цен соответственно спросу и предложению на данный товар или услугу. Даже монопольные цены в конечном счете являются результатом взаимодействия рыночных цен.

1.1 Основные функции цены 
Основные функции которые цена призвана выполнять в рыночной экономике:

1.  Обеспечение эффективного распределения факторов производства, то есть такое распределение, когда не существует никакого другого улучшающего положения предприятия.

2.  Выравнивание уровней спроса и предложения, то есть в итоге совокупный избыточный спрос оказывается равен нулю.

3.  Обеспечение стабильности распределения доходов, то есть все доходы в экономике могут быть покрыты предложенными услугами.

        Свободное определение оптимальной цены в развитом рыночном хозяйстве не означает, что предприятия не занимаются вопросами внутреннего определения цен на продукцию. Напротив, чтобы успешно работать, фирмы должны изучать конъюнктуру рынка, уровень спроса и предложения и в соответствии с этим проектировать цены своей продукции.          Определение оптимальной цены – сложный и многоэтапный процесс и является одним из составных элементов проведения политики предприятия на рынке, общей его работы в области маркетинга. Для ее осуществления нужна комплексная, скоординированная работа различных подразделений и служб, этапы которой можно представить в следующем виде (рис. 9).       
 
 
 
 

 

Рис. 9. Этапы  процесса определения оптимальной цены

Для организации  работы, обеспечения порядка в  обосновании и установлении цен  на предприятии целесообразно предусматривать:

а) разработку и принятие руководством фирмы концепции, стратегии или политики цен;

б) обеспечение организации, четкое определение функций, порядка в обосновании цен и ответственности конкретных подразделений и служб предприятия за их реализацию на рынке;

в) четкое определение этапов работы по обоснованию и определению цен.

Обоснование, расчет и установление цен на продукцию  и услуги, реализуемые предприятием, включают следующие порядок и  этапы работы (табл. 6).

Таблица 6

Механизм расчета  исходной цены товара

Этапы анализа Содержание  этапа
Постановка  задачи и цели Выживаемость  фирмы. Максимизация прибыли. Стабилизация доли рынка
Определение спроса Верхняя граница  цены
Расчет  издержек производства Нижняя граница  цены
Анализ  цен и товара конкурентов Цены и товары конкурентов
Выбор метода ценообразования На основе текущих  цен при данной себестоимости.

Средние издержки + прибыль

Безубыточность  с целевой прибылью.

“Ощущаемая  ценность товара”.

На основе закрытых торгов

Установление  варианта окончательной цены Первоначальная  цена предложения
Установление  окончательной цены окончательная продажная цена
Корректировка цены товара Корректировка цены товара в зависимости от стадии его жизненного цикла
  
 

При постановке задачи по обоснованию цены продукции  перед предприятием могут стоять проблемы выбора приоритетов. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики маркетинга (рис. 10):

а) обеспечение  сбыта (выживаемость);

б) максимизация прибыли;

в) удержание  рынка. 

1.2 Цели ценовой политики маркетинга

Рис. 10. Цели ценовой  политики маркетинга

Обеспечение сбыта – главная цель фирм, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами.

Эту цель фирмы  выбирают в случаях, когда:

а) ценовой спрос потребителей эластичен (Эс>1);

б) фирма желает добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара;

в) фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта;

г) низкие цены отпугивают конкурентов;

д) существует большой рынок потребления.

Для достижения поставленной цели используют заниженные цены – цены проникновения; они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта. 

Цель, основанная на максимизации прибыли. 
 
Имеет несколько разновидностей. Такая цель ставится не только компанией, имеющей устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенной в своем будущем фирмой, пытающейся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. Этими разновидностями цели могут быть:

а) установление фирмой стабильности дохода на ряд лет, соответствующего размеру средней прибыли;

б) расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;

в) стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, так как компания не уверена в благополучном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.

Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма дает оценку спроса и издержек применительно  к разным условиям цен и останавливается  на таких ценах, которые обеспечат в будущем максимальную прибыль.

Цель, основанная на удержании рынка, состоит в  сохранении фирмой существующего положения  на рынке или благоприятных условий  для своей деятельности.

С этой целью  фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы, следит за ситуацией на рынке: динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Фирмы не допускают чрезмерного завышения или занижения цен на свою продукцию и стремятся снижать издержки производства и сбыта.

Определение  спроса. 
 
Определение спроса является следующим этапом установления цены. Нельзя устранить или отложить этот важный этап, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар.

Определяя величину спроса на свой товар, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причину его изменения.

Зависимость между  ценой и соответствующим ей уровнем  спроса отражена кривой спроса (рис. 11).

Кривая спроса показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения товара с высокой ценой, если ему будет предложен выбор альтернативных товаров. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о сбыте престижных товаров.

Потребители престижных товаров считают, что рост цен  с Рдо Рвызван улучшением качества, соответствием моде, а также ростом инфляции. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки. Степень чувствительности спроса к изменению цены показывает коэффициент эластичности спроса.

Рис. 11. Зависимость  между ценой и уровнем спроса

Анализ издержек.

Спрос на товар  очерчивает верхний уровень цены, которую фирма может установить. Валовые издержки производства (сумма  постоянных и переменных) определяют минимальную ее величину. Это важно  учитывать, если фирма снижает цены. Тогда появляется реальная угроза понести убытки из-за снижения цен ниже издержек.

Подобную политику фирма может проводить только в короткий период проникновения  на рынок. Не говорят о хорошо продуманной  ценовой политике и частые пересмотры цен, вызванные колебаниями издержек и спроса. Целесообразнее учитывать издержки по нормативам.

Существенное  влияние на цену оказывает анализ цен конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для целей ценообразования и определения своего места среди конкурентов.

1.3 Выбор метода определения оптимальной цены.

Пройдя все  описанные этапы установления цены, фирма может приступить к определению цены на товар.

Очевидно, что  оптимальная цена должна полностью  возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение  определенной нормы прибыли.

Возможны три направления установления уровня цены:

а) минимальный уровень цены, определяемый затратами;

б) максимальный уровень, сформированный спросом;

в) оптимально возможный уровень цены.

Существует несколько  основных методик расчета цены, и  в каждой фирма стремится учесть хотя бы одно из направлений установления цены (рис. 12).  

Слишком Возможная цена Слишком
низкая  
цена 
 
Получение  
прибыли  
при этой цене  
невозможно
Себестоимость продукции Цены конкурентов и  
цены товаров-заменителей
Уникальные  
достоинства  
товара
высокая  
цена 
 
Формирование спроса  
при этой цене  
невозможно
         
 
 

Рис. 12. Три направления  установления уровня цены

Наиболее простой  и распространенной считается методика “средние издержки плюс прибыль”, которая  заключается в начислении наценки на себестоимость товара.

Величина наценки, добавляемая фирмой, может быть стандартной  для каждого вида товара и широко дифференцироваться в зависимости  от вида товара, стоимости единицы  изделия, объемов продаж. Однако стандартная  наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренции, а следовательно, определить и оптимальную цену. И все же данная методика очень популярна по следующим причинам:

1)  как бы тщательно продавцы не изучали спрос покупателей и цену конкурентов, но свои издержки они знают лучше;

2)  признано, что это самый справедливый метод по отношению и к продавцу, и к покупателю;

3)  метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как большинство фирм отрасли рассчитывает цену по принципу “средние издержки”, то их цены очень близки друг к другу.

Другой метод  ценообразования, основанный на издержках, ориентируется на получение целевой прибылиВ этом случае цена сразу устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене. Здесь особую важность приобретает ценовая эластичность спроса.

Расчет цены на основе “ощущаемой ценности” товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, широко применяемых в настоящее время в разных странах. В данном методе затратные ориентиры отходят на задний план, уступая место восприятию покупателем товара.

Для того чтобы  усилить в его сознании ценность товара, продавец использует неценовые меры воздействия:

а) предоставляет сервисное обслуживание;

б) особые гарантии покупателям;

в) право пользования товарной маркой фирмы в случае перепродажи товара и т.д.

Цена только подкрепляет ощущаемую ценность товара.

Остановив свой выбор на одной из перечисленных выше методик, фирма может приступить к расчету окончательной цены.

 
 
1.4 Процессы формирования цены и стоимости продукта

         Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов.

         Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В состав себестоимости включаются следующие виды затрат.

Основными затратами  при производстве продукции являются затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на обеспечение качества. Важными оказываются и затраты, связанные с отчислениями на заработную плату, с обслуживанием производственного процесса, с управлением производством, с совершенствованием технологии, повышением качества и надежности продукции, с обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности, с подготовкой и переподготовкой кадров и т.д. К затратам, связанным непосредственно с производством относятся и затраты на воспроизводство основных производственных фондов.

Планируя коммерческую деятельность не стоит забывать и  о затратах, связанных с особенностями  местного законодательства. Это могут  быть налоги, предусмотренные законодательством о труде и коммерческой деятельности, пошлины, сборы на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений, платежи по обязательным (установленным законом) видам страхования, по кредитам банка, отчисления в специальные фонды. К этой же группе относятся и затраты на выплату установленных законом пособий денежные пособия в установленном законом порядке.

Но перед тем  как произойдет установление окончательной  цены, фирма должна рассмотреть ряд  дополнительных соображений.

       Зная график спроса, расчётную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.

При установлении окончательной цены учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие, влияние разных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на принимаемую цену. Роль психологического воздействия определяется тем, что цена служит для многих потребителей главным показателем качества изделия. Цены, создающие имидж, характерны, прежде всего, для продукции, воздействующей на самосознание покупателя. Потребитель может предпочесть более дорогую вещь, если она представляется ему более оригинальной и престижной.

     Нередко продавцы воздействуют на психологию покупателя, сопоставляя высокую цену на свою продукцию с еще более высокими ценами какой-либо широко известной продукции. Цены такой продукции-аналога иногда называют справочными. Многие продавцы полагают, что психологически лучше воспринимается несколько заниженная, некруглая или дробная цена. Например, на ценнике можно увидеть не 700, и 699. Покупатель воспринимает такую цену как более близкую к 600, нежели к 700. Однако если предприниматель стремится к имиджу дорогого высококачественного товара (дорогая парфюмерия, то ему следует отказаться от подобных некруглых цен).

Полученные в  результате проекты цен целесообразно  перепроверить с позиций достижения исходных целей ценовой политики. Следует оценить, какую реакцию рынки вызовет цена? Как воспримет эту цену торговля? Какой будет конечная розничная цена с учетом торговой надбавки? Как отреагируют на данную цену конкуренты? Не вступает ли эта цена в противоречие с действующим законодательством? Если полученные ответы удовлетворяют предпринимателя, то товар предлагается рынку, а в ценовой политике начинается период ценовых модификаций, дифференциаций, скидок и других приспособлений к постоянному изменению текущих условий рыночной конъюнктуры.

Фирма-продавец обязана принимать во внимание не только экономические, но и психологические  факторы цены. Потребители смотрят  на цену, прежде всего как на показатель качества. Зачастую фирмам удается  увеличивать сбыт своей продукции повышением цены на свои товары и рынок примет эти товары как престижные. Метод установления цены с учетом престижности товара оказывается особенно эффективным например к духам или дорогим автомобилям. Существует еще один закон, которого придерживаются почти все продавцы: цена обязательно должна выражаться нечетным числом.

           Предполагаемую цену далее следует проверить на соответствие установкам установившейся политики цен. Многие фирмы, выработали свои подходы относительно желательного ценового образа, предоставления скидок с цены и принятия соответствующих мер в ответ на ценовую деятельность конкурентов. Кроме того, очень важно в полной мере оценить влияние цены на других участников рыночной деятельности, их потенциальную реакцию на предполагаемую цену. Важно проверить, как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры? Охотно ли будет торговый персонал фирмы продавать товар по данной цене или продавцы будут жаловаться, что она завышена? Узнав об установленной фирмой цене, не поднимут ли свои цены поставщики? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать торговле по этой цене? В последнем случае необходимо знать и в полной мере учитывать законы, касающиеся установления цен, и быть уверенным в “обороноспособности” своей политики ценообразования.

         Таким образом, себестоимость определяет минимально возможную цену товара, максимальная цена определяется наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.

          На окончательной стоимости товара при правильном маркетинге должны отражаться и возможные потери от брака и недостачи при отсутствии виновных лиц, и затраты на гарантийный ремонт, обслуживание, и потери от простоев по внутрипроизводственным причинам. 

1.5 Этапы разработки нового товара или услуги

Новый продукт  — продукция, услуга или идея, которые воспринимаются некоторыми потенциальными потребителями как новые. Выделяют несколько уровней новизны продукта: от полностью нового продукта до продукта с новой маркой или упаковкой.

Особенно важным является выпуск продуктов-новинок  для рынков с сильной конкуренцией, на которых добиться конкурентного  преимущества иным путем весьма трудно.

Организация может получить новый продукт двумя способами: путем покупки компании, патента, лицензии, ноу-хау1 или путем собственной разработки нового продукта.

Разработка  нового продукта — создание оригинальных продуктов, улучшение продуктов и их модернизация, разработка новых марок продуктов путем проведения организацией своих собственных НИОКР. Процесс разработки нового продукта состоит из восьми этапов: генерация идей, отбор идей, разработка концепции продукта и ее проверка, разработка маркетинговой стратегии, анализ бизнеса, разработка непосредственно продукта, пробный маркетинг и коммерциализации (коммерческое производство). Такое разбиение облегчает управление процессом разработки нового продукта, дает возможность переходить к работам на следующем этапе исходя из результатов проверки выполнения заданий предыдущего этапа.

Генерация идей — систематический поиск идей о новых продуктах. Поиск новых идей осуществляется главным образом на основе внутренних источников организации (в отделе новой техники, в службе НИОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т.п.), изучения мнений потребителей, конкурентов, поставщиков и дистрибьюторов, консультационных организаций, работы выставок и различных печатных изданий, путем использования специальных методов генерации идей.

Отбор идей — анализ всех выдвинутых идей о новом продукте с целью отсеивания неперспективных из их числа на наиболее ранней стадии разработки. В результате отбираются идеи о возможном продукте, который организация может предложить рынку.

Вопросами отбора идей обычно занимаются научно-технические советы, специально организованные советы по идеям (новым продуктам), которые проверяют каждую идею на соответствие ряду критериев (удовлетворяемые продуктом потребности, его качество, цена, конкурентоспособность, величина маркетинговой поддержки и др.).

Разработка концепции  продукта и ее проверка — идея о новом продукте трансформируется в концепцию продукта, которая испытывается на группе целевых потребителей с целью определения степени ее привлекательности. Концепция может быть представлена потребителям словесно или в виде иллюстраций, макетов новых продуктов.

          Разработка маркетинговой стратегии — определение маркетинговой стратегии первоначального выхода на рынок с новым продуктом. Здесь рассматриваются следующие вопросы. Прежде всего описываются размер, структура и характер целевого рынка, осуществляется позиционирование нового продукта. Далее даются оценки объему продаж, рыночной доле, цене, прибыли, осуществляется выбор каналов сбыта. Безусловно, что в большинстве случаев такие прогнозные оценки носят весьма ориентировочный характер. Однако использование даже ориентировочных оценок лучше, нежели их полное отсутствие.

         Для получения информации о новом продукте проводят опросы (потребителей, сотрудников торговых организаций, отдельных экспертов). Информация прогнозного характера о возможной рыночной судьбе нового продукта также может быть получена на основе анализа объема продаж (скажем, путем изучения кривых жизненного цикла) подобных продуктов, из анализа ситуации в области конкурентной борьбы.

Анализ бизнеса — оценка для нового продукта предполагаемых величин объема продаж, издержек и прибыли на предмет их соответствия целям организации. Другими словами, речь идет об оценке привлекательности для компании данного нового продукта.

Разработка непосредственно  продукта — трансформация концепции нового продукта в материальный продукт; цель — убедиться в том, что идея продукта может быть доведена до стадии работающего образца.

Разработка продукта — более широкое понятие по сравнению с НИОКР; представляет трансформацию концепции нового продукта в материальный продукт, имеющий законченный товарный вид, т.е. включает также маркетинговую разработку продукта.

     Одной из заключительных стадий создания нового продукта является испытание его на рынке или пробный маркетинг.

     Пробный маркетинг — это проверка продукта и маркетинговой программы в реальных рыночных условиях. Цель пробного маркетинга — еще до начала полномасштабной реализации продукта оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис и т.д.) и узнать, как на все это будут реагировать потребители и посредники. При проведении пробного маркетинга прежде всего оценивается восприятие нового продукта, количество пробных и повторных покупок и их частота. Результаты пробного маркетинга могут быть использованы при прогнозировании объема продаж и прибыли. При пробном маркетинге потребительских товаров используют следующие методы: стандартное тестирование рынка; контролируемое тестирование рынка; имитационное тестирование рынка.

        Стандартное тестирование рынка — тестирование рынка, при котором новый продукт помещают в условия, подобные условиям реализации при полномасштабном выпуске продукта. Находят определенные места сбыта продукта, где сбытовики организации проводят полную программу маркетинга, анализируют деятельность магазинов, осуществляют исследование мнения потребителей, дистрибьюторов и др. с целью определения степени соответствия продукта запросам потребителей. Целью стандартного тестирования является использование полученных результатов для прогнозирования объема продаж в национальных масштабах и выявления проблем, связанных с производством и маркетингом данного продукта.

         Контролируемое тестирование рынка — это создание специальных панелей магазинов, которые согласны за определенную плату испытать различные методы продажи продукта. Организация, которая осуществляет контролируемое тестирование рынка, в соответствии со своими планами определяет число и географическое месторасположение магазинов, контролирует расположение продукта в торговом зале, цены, выбранные методы продвижения продукта. Для осуществления данного вида тестирования часто прибегают к услугам специализированных консультационных организаций.

Анализ полученных результатов дает возможность определить их влияние на спрос.

       Имитационное тестирование рынка — испытание продукта в условиях, имитирующих реальные условия, например покупка выбранными организацией потребителями на выделенные им ограниченные деньги товаров, среди которых находится новый продукт, в обычном магазине или в магазине-лаборатории данной организации. При этом потребителям предъявляются образцы рекламы и других методов, направленных на продвижение различных продуктов, включая испытываемый продукт.

При пробном  маркетинге продукции производственного  назначения образцы продукции передаются на ограниченное время на испытание  потенциальным клиентам. Кроме того, продукт может быть испытан на выставках и демонстрациях, организуемых торговыми предприятиями, дистрибьюторами и дилерами.

        Коммерческое производство — полномасштабный выпуск и реализация нового продукта на выбранном рынке. На данной стадии разработки нового продукта производитель должен определить объем выпуска, масштаб коммерческой деятельности (локальный, в рамках страны, международный), определить рыночные сегменты, выбрать правильное время выхода на рынок, последовательность и объем деятельности на разных рынках, наиболее эффективные методы распределения и продвижения продукта, разработать детальный оперативный план маркетинговой деятельности.

Практика показывает, что далеко не каждая идея воплощается  в успешный коммерческий продукт  и рыночная судьба нового продукта зависит от того, готов или нет  потребитель принять новинку.

         Процесс принятия новинки — мысленный процесс, через который проходит индивид, начиная с момента получения первой информации о новом продукте до его окончательного принятия, то есть до решения стать постоянным пользователем данного продукта. Процесс принятия включает пять стадий: получение начальной информации о новинке — первоначальная осведомленность; появление интереса — начинается поиск информации о новинке; оценка — потребитель решает, стоит ли опробовать новинку; опробование и принятие решения о том, чтобы стать постоянным пользователем нового продукта.

       Вышеизложенное означает, что маркетолог, продвигающий новый продукт, должен способствовать прохождению потребителей через стадии принятия новинки.

2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ«САН-ОЙЛ»

2.1. Характеристика предприятия  «САН-ОЙЛ»

Учредителями  предприятия и владельцами 100 % акций  являются физические лица. Предприятие  зарегистрировано в Московской регистрационной  палате в июне 1999 г. В период с  начала регистрации до января 2000 г. производилось строительство линии завода для рафинации и дезодорации растительных масел.

Приобретение  оборудования, капитальный ремонт арендуемого  помещения и монтаж оборудования финансировались учредителями. Кредиты  и займы не привлекались. Завод  расположен в ближнем Подмосковье, на территории бывшей плодоовощной базы.

Оборудование  размещено в отдельном корпусе, площадью 3200 м2. Производственный корпус находится в хозяйственном ведении предприятия на основании долгосрочного договора аренды. Договор зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате. Производство имеет удобные подъездные, автомобильные и железнодорожные пути.

Технический проект разработан специалистами НИИ жира г. Москвы. Оборудование российского  производства. Монтаж и запуск оборудования осуществляется при участии и под контролем специалистов Московского жирового комбината. Предприятие имеет резервную автономную электросиловую установку и замкнутый цикл оборотного водоснабжения для технологических нужд.

Управление предприятием осуществляется специалистами, имеющими высшее образование и соответствующий опыт работы.

Для повышения  ответственности каждого работающего  и четкого распределения функций  для каждой должности разработаны  должностные инструкции.  При существующем технологическом процессе переработки масла используется аппаратный вид оборудования. Это и определяет состав работающих.

Принятый режим  работы – непрерывный, круглосуточный. Смены по 12 часов с соблюдением  норм выработки часов в месяц. В соответствии с этим разработаны  структура управления (рис. 1) и штатное расписание (табл. 2).

 
 

Рис. 1. Организационная  структура управления 

Таблица 2 
№ п/п Наименование  должности Количество
1. Генеральный директор 1
2. Коммерческий  директор 1
3. Главный бухгалтер 1
4. Начальник производства 1
5. Главный инженер 1
6. Начальник смены 4
7. Технолог 1
8. Рабочие специалисты 9
9. Рабочие операторы 16
10. Кладовщик 2
ИТОГО
37
 
 
 

Для повышения  ответственности каждого работающего  и четкого распределения функций  для каждой должности разработаны должностные инструкции. Краткое содержание должностных обязанностей приведено в таблице 3.

Важным фактором закрепления кадров и повышения  мотивации труда является создание комфортных условий работы, создание условий для отдыха и другие льготы.

Фирма решает эти вопросы следующим образом:

все рабочие  обеспечены двумя комплектами фирменной  спецодежды;

организовано  питание в своей столовой;

организована  доставка рабочих от железнодорожных  станций до завода и обратно;

за счет фирмы  производится регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья работающих;

обеспечивается  снабжение работников завода основными  продуктами питания по оптовым ценам;

предусмотрена выплата материальной помощи за счет прибыли при уходе в отпуск и при возникновении сложных  тообсятельств в семье.

Таблица 3 
№ п/п Должность Обязанности
1. Генеральный директор Общее управление компанией, взаимоотношения с контрагентами, управление финансами
2. Коммерческий  директор Организация снабжения  производства, заключение договоров  на переработку, реклама, маркетинг
3. Начальник производства Организация производства, руководство трудовым коллективом
4. Главный инженер Обеспечение бесперебойного функционирования оборудования, ремонт, обес-печение соблюдения правил техники безопасности, охрана труда
5. Главный бухгалтер Ведение бухгалтерского учета, организация внутреннего  учета и контроля за движением  материальных ценностей
6. Начальник смены Руководство работой  смены, контроль за технологическим  процессом, контроль за соблюдением  охраны труда и техники безопасности
7. Технолог Организация и  контроль за технологическим процессом, руководство рабочей лабораторией, совершенствование процесса переработки масла
8. Кладовщик Учет движения продукции по предприятию, прием сырья, материалов, отпуск готовой продукции
 
 
 

Состав производственных площадей и оборудования 

Производственный  корпус включает в себя следующее:

хранилище сырого масла на 700 т;цех переработки  масла;

хранилище готовой  продукции на 200 т;

стационарный  пост отгрузки готовой продукции;

лабораторию;

административно-бытовой  блок. 

2.2.Формирование оптимальной цены на предприятии

«САН - ОЙЛ»

Цена на оказываемые  услуги устанавливается в зависимости  от спроса на такие услуги и предложения  на их оказание.  В области кроме  предприятия «Сан Ойл» имеется еще несколько аналогичных предприятий и цехов. Для того чтобы определить цены на свои услуги, которые бы были конкурентоспособны и вместе с тем приносили прибыль предприятию необходимо произвести калькуляцию фактических затрат для определения безубыточной цены.

Исходные данные для расчетов:

Объем выпуска  – 520 т/мес.

Отход после  переработки – 3 % массы.

Цена 1 т отхода – 50 у.е.

Норма амортизации  – 20 %.

Решением учредителей  дивиденды в первый год работы предприятия не выплачиваются.

На первом этапе  расчета  произведем калькуляцию  административных и общих расходов в расчете на год (таб.4). 

Административные  и общие расходы в расчете  на год.
Таблица 4 
№ п/п Статья расходов Сумма (у. е.)
1. Заработная  плата руководства предприятия 17 500
2. Налог на фонд заработной платы руководства предприятия  
5 624
3. Заработная  плата административного, технического и обслуживающего персонала  
23 420
4. Налог на фонд заработной платы работников, указанных в  п. 3  
7 526
5. Транспортные  расходы 13 104
6. Канцелярские  расходы 2 246
7. Плата за телефон, телефакс 3 619
8. Арендная плата (в том числе коммунальные платежи)  
31 200
9. Расходы на рекламу 8 112
10. Командировки 7 613
11. Представительские расходы 7 488
12. Непредвиденные  расходы 2 621
13. Ремонт и  содержание оборудования 6 864
14. Затраты на охрану труда 3 746
ИТОГО
140 683
 
 
 
Определив условно-постоянные расходы и зная нормы расхода  основных и вспомогательных материалов на единицу продукции, произведем расчет себестоимости переработки одной тонны растительного масла (табл.5).
Удельные затраты  на производство продукции
Таблица 5 
№ п/п Наименование  статей затрат Давальческое  сырье на 1 т
1. Материальные  затраты 38,12
  в том числе:  
1.1. основные материалы 23,95
1.2. топливо, электроэнергия 14,17
2. Затраты на оплату труда, всего 8,66
  в том числе:  
2.1. основной производственный персонал 2,6
2.2. вспомогательный производственный персонал 0,26
2.3. административно-управленческий персонал 1,25
2.4. сбытовой персонал 0,63
2.5. отчисления  на социальное страхование 1,82
3. Амортизация основных фондов 8,0
4. Накладные расходы 13,88
  в том числе:  
4.1. арендная плата 5,0
4.2. ремонт оборудования 1,1
4.3. затраты на охрану труда 0,6
4.4. командировочные расходы 1,22
4.5. представительские расходы 1,2
4.6. транспортные  расходы 2,1
4.7. затраты на рекламу  и маркетинг 1,3
4.8. канцелярские  товары 0,36
4.9. телефон, телефакс 0,58
4.10 непредвиденные  расходы 0,42
ИТОГО
69,0
 
 
 

Таким образом, полная себестоимость переработки одной тонны масла составляет 69 у.е. при планируемом выпуске.

Зная эту величину  руководство предприятия может  устанавливать цену в зависимости  от складывающейся на рынке, но не ниже, чем 69 у.е. за тонну. Опыт прошлого года показывал, что рыночная стоимость переработки одной тонны масла не опускалась ниже 110 у.е. за тонну. Следовательно  у руководства предприятием имеется  интервал величиной в 41 у.е., который оно может использовать для  укрепления своих конкурентных позиций.

Таким образом  знание принципов затратного метода ценообразования  в условиях конкурентного рынка предприятие может оперативно регулировать свои затраты и прибыль от реализации не сдавая при этом своих конкурентных позиций.

                          

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Анализ основных вопросов определения  оптимальной цены позволяет сформулировать следующие выводы:

        Цены и определение оптимальной цены являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. В ней пересекаются  практически все основные  проблемы развития экономики и общества в целом.

         Существует две основные теории  цены. Первая теория усматривает  в стоимости  объективную основу цены, тем самым, различая стоимость и цену. Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат покупателя на приобретение товара определенной полезности. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

          Функции цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. Имеется  пять основных  функций цены: учетно-измерительная,  перераспределительная, стимулирующая, балансирующая, размещения производства.

            В установлении рыночной цены важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. К неценовым факторам, воздействующим на изменение предложения, относятся: плата за производственные ресурсы, уровень технологии производства, цены на другие товары, налоги и дотации, количество продавцов товара.

           При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены товара или какого-либо другого параметра, определяющего величины спроса и предложения.

Все методы определения  оптимальной цены могут, быть объединены в три большие группы: затратные, рыночные и эконометрические.

      При исчислении рыночной цены в настоящее время наиболее широко применяются следующие методы:   метод, основанный на определении полных издержек;   метод, ориентирующийся на прямые затраты и в то же время учитывающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта. Главное преимущество данного метода— его простота и удобство.

      Некоторые специалисты считают, что уровень спроса может быть единственным фактором, который следует учитывать при определении цен. При подобном подходе к определению цены на свой товар фирма исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара, беря в расчет основные и дополнительные  преимущества товара.

     В условиях сильной конкуренции реакция фирмы на изменение цен конкурентов должна быть оперативной. Для этих целей у фирмы должна быть заранее подготовленная программа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

1. Басовский  Л.Е. Маркетинг. Москва, Инфра-М, 2004, 563с. 
2. Библиотека русского гуманитарного Интернет университета. // http://www.i-u.ru/demosubject.aspx?id=132 
3. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг // http://aup.ru/books/m71/4_6.htm 
4. Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике. // http://irbis.asu.ru/mmc/econ/cenoobr/ 
5. Касаткин Д. Как установить цену // Управление бизнесом. http://www.itbc.ru/articles/ust_pr.htm 
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2005, 458с. 
7. Липсиц И.В. Ценообразование. Управление ценобразованием в организации: Учебник для вузов. - М.: Экономистъ, 2004, 447 с. 
8. Лукин В.Б. Ценообразование: Учебное пособие, М.: МГУП, 2001. 183 с. 
9. Маркетинг: Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2001, 718 с.  
10. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. // http://www.i-u.ru/biblio/archive/teorija_upravlenija/04.aspx 
11. Нэгл Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования: Руководство по принятию решений, приносящих прибыль: Пер. с англ. / Нэгл Томас Т. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004, 571 с. 
12. Политика и практика маркетинга на предприятии. // http://www.ereklama.ru/useful/market/0-0.html 
13. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 240с. 
14. Уткин Э.Н. Цены. Определение оптимальной цены . Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2006. - 224с. 
15. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: Учебное пособие для студ. вузов по спец. "Маркетин", "Менеджмент", "Ценообразование", "Коммерция" / Цацулин Александр Николаевич. - М.: Филинъ, 2005, 442 с. 
16. Цены и ценообразование. Учебное пособие // http://www.fa.ru/pubs/books/pricebook/main/price_11.htm 
17. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. Под. ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2006. - 333с 
18. Цены и ценообразование: Учебник для экон. спец. вузов / Под ред. В.Е. Есипова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007, 560 с.  
19. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: Издательство Дом «Дашков и К», 2006. - 216с.

Информация о работе Ценовая политика предприятия